4. Источники административного права
К источникам административного права относятся нормативные правовые акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права (например, КоАП РФ или положение о конкретном министерстве).
Особенность предмета административно-правового регулирования определяется большим количеством нормативных актов. Правовые свойства актов неодинаковы.
Законы среди всех источников административного права обладают высшими юридическими свойствами.
Различаются законы:
1) Основной Закон (Конституция) РФ;
2) федеральные конституционные законы;
3) федеральные законы;
4) законы Российской Федерации;
5) основные законы (конституции, уставы) субъектов РФ;
6) законы субъектов РФ.
Указы Президента РФ также регулируют важные вопросы организации государственного управления; принято большое число указов по всем областям государственного руководства.
Издаются решения местных представительных органов по вопросам местного управления, охраны порядка и другим вопросам, определенным законодательством.
Акты управления составляют следующую группу источников административного права. Их принимают высшие органы (Правительство), центральные органы управления субъектов РФ и муниципальные органы.
Форма источников административного права не зависит от их юридических свойств. Формы источников определяются исключительно структурой нормативного акта и особенностями входящих в него норм – их технико-юридическими качествами.
Положение как источник административного права – самая распространенная и многочисленная форма нормативов. Их следует разделить всего на два вида с условными теоретическими названиями: положения предметные и положения органические. Уставы занимают по своему удельному весу второе среди источников административного права. Они учреждены и действуют во многих отраслях государственного управления. Кодексы как источники административного права имеют свои особенности. Есть два вида кодексов.
Одну группу составляют кодексы о том или ином виде юридической ответственности (КоАП РФ).
Вторая группа кодексов имеет целью упорядочение организации отрасли (например, Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Водный кодекс, Земельный кодекс, Градостроительный кодекс, Трудовой кодекс и др.).
Инструкции содержат общие разъяснения о порядке проведения в жизнь того или иного акта, а также устанавливают дополнительные правила к ним.
Правила как нормативные правовые акты издаются с целью урегулирования тех вопросов, которые в законодательстве урегулированы лишь в принципе.