13. Административно-правовой статус Президента РФ как руководителя системы исполнительной государственной власти
Президент России является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Он в качестве главы государства:
1) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях и в этой связи принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;
2) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
3) назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;
4) осуществляя руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, ратификационные грамоты;
5) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;
6) реализует многие другие прерогативы, присущие главе государства (награждает государственными наградами).
Прерогативы же Президента РФ как гаранта Конституции РФ направлены прежде всего на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти – на достижение единства системы государственной власти. Наиболее тесно вся деятельность Президента РФ связано с исполнительной ветвью власти, в системе и структуре которой он наделен весьма обширными и наиболее значимыми исполнительными управленческими полномочиями.
В соответствии с гл. 4 Конституции РФ Президент России:
1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
2) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства и принимает решение об отставке Правительства;
3) назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства его заместителей, а также федеральных министров;
4) утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ и является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами государства;
5) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
6) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
7) назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Все перечисленные выше полномочия показывают, что Президент наделен особым управленческим статусом по сравнению и во взаимосвязи с Правительством. Президент в рамках своего статуса главы государства является также высшим носителем, организатором и руководителем системы государственной исполнительной власти в стране.