Глава 7
Органы государственной власти субъектов федерации
7.1. Общая характеристика органов государственной власти субъектов Федерации
В соответствии со ст. 5 Конституции РФ в составе России находятся равноправные субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Республика имеет свою конституцию и законодательство; край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ – устав и законодательство.
Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении народов в России. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации равноправны между собой.
Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).
Нормативно-правовой базой статуса органов государственной власти субъекта Федерации является Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Деятельность органов государственной власти субъекта Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
– государственная и территориальная целостность России;
– распространение суверенитета России на всю ее территорию;
– верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России;
– единство системы государственной власти;
– разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
– разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации;
– самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий;
– самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления (ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Органы государственной власти субъекта Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения выборов. Органы государственной власти субъекта Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Федерации.
Систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют законодательный (представительный) и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, а также иные органы государственной власти субъекта Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Федерации (ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Федерации. Его наименование, структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций.
Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, срок полномочий депутатов одного созыва определяются конституцией (уставом) субъекта Федерации и не может превышать пяти лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации самостоятельно.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Этот орган самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности утверждаются самим законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации и предусматриваются отдельной строкой в региональном бюджете.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей установленного числа депутатов. Правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации определяется его регламентом или иным актом, принятым этим органом и устанавливающим порядок его деятельности. Заседания проводятся открыто, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Федерации, а также регламентом или иным актом, принятым этим органом и устанавливающим порядок его деятельности (ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Конец ознакомительного фрагмента.