Вы здесь

Административное право. Ответы на экзаменационные билеты. Понятие управления как сферы применения норм административного права (С. Е. Великанова, 2009)

Понятие управления как сферы применения норм административного права

Носителем исполнительной власти служит аппарат государственного управления, который имеет свою структуру (правительства, ведомства и т. д.) На основе сферы деятельности аппарата управления эта деятельность складывается в определенные группы отношений по управлению.

Основная и самая объемная сфера отношений, в которой действует исполнительная власть, это отношение власти с гражданином и всеми гражданами (гражданским обществом), объединениями граждан (политическими партиями, общественными объединениями и т. д.). Все виды власти в правовом государстве предназначены служить гражданскому обществу, каждая – в рамках своих полномочий. Деятельность исполнительной власти в гражданском обществе, т. е. в отношении граждан, носит правоприменительный характер. Предоставлять гражданам права и возлагать на них обязанности – прерогатива представительной власти, избранной гражданами, гражданским обществом.

Следующие сферы отношений исполнительной власти – это хозяйство, социальная сфера, правоохранительная сфера, область внешних отношений и интересов. Все они организационно оформлены и выражены – действуют органы управления государственным имуществом, государственными предприятиями и учреждениями, в социальной сфере – органы управления образованием, наукой, культурой, здравоохранением, а также в иных сферах – министерства и ведомства внутренних дел, иностранных дел, безопасности, обороны и др. Здесь исполнительная власть строит отношения, можно сказать, сама с собой, т. е. это отношения между различными субъектами в рамках самой исполнительной власти – между правительством и ведомством и т. д.

Следует иметь в виду, что в этих сферах исполнительная власть также вступает в отношения с членами гражданского общества. Граждане вступают в отношения с исполнительной властью, имея иной правовой статус, – рабочего, служащего, учащегося, пенсионера и т. д. Нормы, регулирующие эти отношения, нормы иного рода. Они уполномочивают исполнительную власть не только на правоприменение, но и на правотворчество – по регулированию условий труда, трудового распорядка, поощрению, ответственности и т. д.

И еще одна сфера отношений исполнительной власти – непосредственно с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с их трудовыми коллективами. И здесь действует реализация управленческих полномочий в объеме, установленном законодательством.

Различные формы собственности, на основе которых создаются предприятия и учреждения, определяют правовой статус, в том числе в отношениях с исполнительной властью. Объем полномочий последней в отношениях с государственными предприятиями и учреждениями – один, с предприятиями и учреждениями негосударственными – другой и т. д. Само наименование отношений исполнительной власти с ними более правильно назвать государственным регулированием, а не государственным управлением, как в отношениях с государственными предприятиями и учреждениями.

Краткий анализ сферы отношений и действия исполнительной власти позволяет судить об объеме ее деятельности, руководства и влияния на общество и общественные процессы, а также о том, что полномочия исполнительной власти дифференцированы по сферам отношений, что, в свою очередь, обусловлено социальным положением в обществе граждан, объединений, предприятий и учреждений.

В последние годы законодательством проведено разделение всего государственного механизма на государственные органы и органы местного самоуправления. Однако нормативно-правовое, в частности, административно-правовое регулирование системы местного самоуправления остается за государством, поэтому все сказанное об исполнительной власти относится и к системе местного самоуправления.