Понятие муниципальной службы и служащего
Правовой статус муниципальных и других гражданских служащих регулируется различными правовыми нормативными актами – законодательством о муниципальной службе, законодательством о труде, законодательством об общественных объединениях, другим законодательством, а также нормативными актами организационных структур, в которых выполняют полномочия служащие муниципальных органов, руководства политических партий, предприятий различных организационно-правовых форм и т. д.
Для установления наименований должностей гражданских служащих, определения квалификационных требований, предъявляемых к лицам, их замещающим, а также регулирования их должностных обязанностей большое значение имеют отдельные ведомственные нормативные акты.
В правовом статусе данных служащих много общего с положением государственных служащих. В связи с этим необходимо выделить специфические отличия правового статуса муниципальных служащих. Законодательство о местном самоуправлении и последующие законодательные акты впервые разделили государственный аппарат, представлявший до того единую систему, на государственный и аппарат местного самоуправления, получивший затем в законодательстве и практике наименование муниципального: органы субъектов РФ – аппарат государственный, органы местного самоуправления городов и районов до низового звена включительно – муниципальные органы. Естественно, муниципальная система органов самоуправления получила и имеет определенную экономическую, социальную и правоохранительную основу для обеспечения своей деятельности в виде предприятий, учреждений и организаций муниципального подчинения.
Появление в системе власти и управления муниципального звена порождает и новую категорию – муниципальных служащих, большинство из которых выделились из контингента государственных служащих.
Статус муниципальных служащих определен: Федеральным законом, законами о муниципальной службе, принятыми субъектами РФ на основе указанного Федерального закона.
К муниципальным служащим относятся служащие, работающие на постоянной основе в муниципальных представительных органах власти и управления, их аппарате, в муниципальных правоохранительных органах (административных комиссиях и др.), а также политических партиях, общественных объединениях, фондах, служащих потребительских кооперативных организаций, служащих негосударственных предприятий и учреждений, служащих, выполняющих служебные функции в порядке индивидуально-трудовой деятельности.
Правовой статус муниципальных служащих следует определять исходя из того, что они обладают всеми признаками служащего вообще. Так же как и государственный служащий, муниципальный служащий занимает должность, у этой категории такие же способы замещения должностей, основы оплаты труда, прохождения службы и т. д. Однако в правовом статусе муниципального служащего есть свои особенности, отличающие его от других категорий служащих, в частности, государственных.
Муниципальный служащий осуществляет свои должностные полномочия не от имени и по поручению государства, а от имени и по поручению того муниципального органа (организации), в котором он занимает должность. Поэтому и оплата труда муниципального служащего ведется из муниципальных средств, при этом сохраняются общие государственные основы нормирования и оплаты труда (классы, разряды и т. д.). Что касается объема должностных полномочий, то они устанавливаются также муниципальными органами. Важная особенность правового статуса муниципального служащего состоит в том, что сами должностные наименования согласно законодательству устанавливаются в муниципальном звене, поэтому в должностных наименованиях и должностных полномочиях существует широкое разнообразие.