Понятие службы как специфического вида социально-трудовой деятельности. Характерные признаки служащего
Одной из трех областей административно-правового регулирования является внутриорганизационная деятельность. Ее основу составляют государственная служба и служебные отношения. Служба как вид человеческой деятельности зарождалась и развивалась вместе с обществом и внутри него.
Разделение труда в обществе привело к формированию определенных социальных форм и видов социальной деятельности – производство (промышленное, аграрное, строительное и т. д.), социальная сфера (образование, здравоохранение и др.), правоохранительная деятельность, другие виды социальной деятельности. Соответственно видам социальной деятельности формировались социальные группы – рабочие, крестьяне, интеллигенция, объединившиеся в предприятия, учреждения, отрасли, общественные организации.
В процессе зарождения, развития социальной деятельности появилась деятельность, которую назвали службой, а лиц, ее осуществляющих, – служащими. Затем и сама служба сформировалась в службы: государственная, общественная, частная и др. Служба отличается от остальных видов деятельности своим содержанием, т. е. объектом, на который воздействует служащий в процессе своей трудовой деятельности. Рабочим считается лицо, воздействующее на объект природы в его первозданном виде или прошедший производственную переработку (управление транспортным средством, сборка изделия, агрегата и т. д.). Объектом воздействия служащего в процессе труда является человек, личность как социально-биологическое существо, воля человека, его здоровье, свобода, правовой статус в целом, интересы. Служащий служит другим лицам, хотя служба выражается не только в пожеланиях, рекомендациях, обучении, но и в приказах, распоряжениях, взысканиях, наказаниях и т. п. Служащий в каждом отдельном случае воздействует на личность прямо и непосредственно, притом на личность конкретную, заведомо, как правило, известную (обучение, образование, научная сфера и т. д.) или ставшую известной в самом процессе труда. Не относится к сфере службы оказание тем же лицам, скажем, услуг – ремонт квартиры, бытовой техники, изготовление одежды по заказу и т. п., поскольку здесь непосредственного, прямого воздействия на личность нет. Это сфера производства (по законодательству один из трех видов производства продукции, услуг и работ). Особенности труда служащего определяют и отличают его труд от всех других видов трудовой деятельности.
Можно определить основные признаки, которые характеризуют служащего, т. е. субъекта, осуществляющего служебную деятельность:
1) объект воздействия в процессе труда служащего – личность, ее неотъемлемые качества;
2) воздействие это совершается непосредственно, с использованием, разумеется, современных средств общения;
3) объект воздействия для служащего заведомо известен по общему правилу;
4) служащий занимает (замещает) должность, заключающую и закрепляющую в себе объем и границы полномочий занимающего ее лица.
Указанные признаки характеризуют материальные различия в содержательной стороне занятий двух основных категорий персонала – рабочих и служащих. На их основе и с учетом задач практического правоприменения (например, для реализации запрета о совместной службе близких родственников в отдельных сферах) рассмотренные признаки дополняются еще одним – формально-нормативным отнесением того или иного работника к категории именно служащих. Такая законность служебной деятельности определенных видов службы и служащих с универсальным охватом и в общегосударственном масштабе проводится в различных правовых актах, основными из которых являются: Общероссийский классификатор занятий; Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.