Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации
Государственно-правовая природа субъектов РФ различна. С одной стороны, республики; с другой – края и области; с третьей стороны – автономные образования (область, округа); с четвертой, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Организационно-правовые основы исполнительной власти субъектов РФ закреплены в их законодательных актах – конституциях (республик) и уставах (в других субъектах РФ), а также в специальных законах.
Исполнительная власть в субъектах РФ обычно обозначается как Правительство – в республиках и крупных областях, краях или как Администрация – в остальных субъектах РФ.
В связи с этим учреждаются и формируются отраслевые и иные органы управления – министерства и ведомства (в субъекте, где исполнительную власть возглавляет Правительство) или иные органы – комитеты, главные управления и т. д., по усмотрению субъекта РФ.
Полномочия Правительства или Администрации определяются законами, принятыми всеми субъектами РФ, а полномочия отраслевых и иных органов – соответственно положениями об этих органах.
По содержанию управленческой деятельности органы исполнительной власти субъектов РФ следует определить как органы общего управления (Правительство, Администрация) и как органы отраслевого или функционального управления (сельским хозяйством, промышленностью, дорожным хозяйством, экономикой, финансами, лицензированием, имуществом субъекта РФ и т. д.). Конституция требует (ст. 77 ч. 2), чтобы органы исполнительной власти (федеральные и органы исполнительной власти субъектов РФ) составляли в вопросах совместного ведения единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Единство (в смысле соподчиненности) исполнительной власти можно заметить лишь в системе отраслей и соответствующих отраслевых органов, которые составляют единую систему, в пределах которой действует принцип управления по усмотрению и возможна отмена актов управления по этому основанию. В отношениях же органов исполнительной власти и других органов (Президента, законодательного органа) даже Президент не вправе отменять акт органов исполнительной власти субъектов РФ, он должен обжаловать его в суд (ст. 85 Конституции РФ, ст. 43 Закона “О Правительстве Российской Федерации”).
При региональной администрации нередко создаются органы, на которые возлагаются специфические управленческие функции, – в первую очередь функции надзора и контроля над соблюдением правил в сфере государственного управления. Это различного рода инспекции (например, инспекция по благоустройству) и некоторые другие органы. Им предоставлено право либо применять меры административного принуждения к нарушителям, либо подготавливать материалы для последующего привлечения к ответственности.
В тесном контакте с органами исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления занимаются теми же вопросами хозяйственного и социального строительства, что и органы субъектов РФ. В связи с этим выработаны определенные формы:
а) передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления для их практической деятельности, при этом переданные полномочия не перестают быть государственными;
б) заключение договоров по различным вопросам;
в) совместное проведение мероприятий различного масштаба и т. д.
Формирование местного самоуправления показывает, что положения ст. 12 Конституции нуждаются в корректировке в сторону более тесных организационно-правовых связей государственных органов и органов местного самоуправления.