Вы здесь

Административное право. Ответы на экзаменационные билеты. Структура сферы деятельности исполнительной власти (С. Е. Великанова, 2009)

Структура сферы деятельности исполнительной власти

Носителем исполнительной власти служит аппарат государственного управления, который имеет свою структуру (правительства, ведомства и т. д.). На основе этой деятельности складываются определенные группы отношений по управлению.

Общая и самая обширная сфера отношений, в которой действует исполнительная власть, это отношение власти с гражданином как в отдельности, так и всеми гражданами, т. е. с гражданским обществом.

Сюда же относятся отношения исполнительной власти с многочисленными и разнообразными объединениями граждан – политическими партиями, общественными объединениями и т. д., в которые вступают граждане с целью участия в политической, общественной жизни, общения с коллегами по профессии, развития различных инициатив и т. д., что составляет одно из условий упрочения и развития гражданского общества. Все виды власти в правовом государстве предназначены служить гражданскому обществу, каждая – в рамках своих полномочий. Деятельность исполнительной власти в гражданском обществе, т. е. в отношении граждан, носит преимущественно правоприменительный характер, нормотворчество исполнительной власти адресуется лишь подчиненным ей управленческим структурам. Предоставлять гражданам права и возлагать на них обязанности – прерогатива представительной власти, избранной гражданами, гражданским обществом.

Следующие сферы отношений исполнительной власти – это хозяйство, социальная сфера, правоохранительная, область внешних сношений и интересов. Все они так или иначе организационно оформлены и выражены – действуют органы управления государственным имуществом, государственными предприятиями и учреждениями, в социальной сфере, например органы управления образованием, наукой, культурой, здравоохранением, а также в иных названных выше сферах – министерства и ведомства внутренних дел, иностранных дел, безопасности, обороны и др. Здесь исполнительная власть строит отношения, можно сказать, сама с собой, т. е. это отношения между различными субъектами в рамках самой исполнительной власти – между правительством и ведомством и т. д. Эта сфера действия исполнительной власти полнообъемная, так как включает и правотворчество, и правоприменение, меры ответственности за невыполнение ее предписаний и другие методы и формы государственного управления. Следует иметь в виду, что в этих сферах исполнительная власть также вступает в отношения с членами гражданского общества. Граждане вступают в отношения с исполнительной властью, имея иной правовой статус, – рабочего, служащего, учащегося, пенсионера и т. д. Нормы, регулирующие эти отношения, нормы иного рода. Они уполномочивают исполнительную власть не только на правоприменение, но и на правотворчество – по регулированию условий труда, трудового распорядка, поощрению, ответственности и т. д.

И еще одна сфера отношений исполнительной власти – непосредственно с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с их трудовыми коллективами. И здесь действует реализация управленческих полномочий в объеме, установленном законодательством.

Конечно, различные формы собственности, на основе которых создаются предприятия и учреждения, определяют их правовой статус, в том числе в отношениях с исполнительной властью. Объем полномочий последней в отношениях с государственными предприятиями и учреждениями – один, с предприятиями и учреждениями негосударственными – другой и т. д. Само наименование отношений исполнительной власти с ними более правильно назвать государственным регулированием, а не государственным управлением, как в отношениях с государственными предприятиями и учреждениями.