Исполнительная государственная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение)
Характеристику исполнительной власти целесообразно начать с рассмотрения понятия более широкого: управления, которое и составляет исток исполнительной власти.
Управление в самом общем и широком его понимании означает целенаправленное организующее воздействие человека на технические средства, животный и растительный мир, на других лиц (социальное управление).
Социальное управление – понятие общественное и историческое: оно возникло и развивается в обществе, отражает и закрепляет отношения между людьми, а его содержание, формы и методы изменяются в процессе общественно-исторического развития. Социальное управление служит непременным элементом общественного развития. Смысл социального управления заключается в целенаправленном, организующем воздействии на людей: как индивидов, так и объединенных в различные социальные общности – предприятия, учреждения, государственные органы, общественные объединения и т. д.
По субъектам, которые осуществляют социальное управление, его разделяют на государственное и негосударственное (муниципальное, кооперативное, частное и т. д.).
Государственное управление в широком понимании – это деятельность государства в целом, всех его звеньев и структур; в узком, собственном значении государственное управление рассматривается только как один из видов государственной деятельности в ряду с другими видами – законодательной, судебной и т. д. В Конституции 1993 г. он обозначен понятием «исполнительная власть».
Как один из видов государственной деятельности государственное управление называлось в разных государствах в разное время по-разному: государственное управление, исполнительная власть, администрация, административная власть и т. д.
В Российской Федерации при разделении властей каждая имеет самостоятельную компетенцию (ст. 10 Конституции) и вторжение другой власти (законодательной, судебной) в сферу управления допустимо лишь в случаях нарушения в ней законности.
Согласно Конституции единая государственная власть осуществляется на основе разделения властей (законодательную, исполнительную и судебную) – непременная основа строительства и жизни правового государства. Но некоторые звенья государственного механизма действуют дополнительно к ней. Например, прокуратура как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдением законности. Установление взаимоотношений ветвей государственной власти на основе принципа разделения властей означает, что не должно быть требования всевластия представительных органов в отношении других властей.
Организационно-правовые основные взаимоотношений законодательной и исполнительной властей:
а) каждая власть имеет точно определенную компетенцию без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой;
б) приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть не вправе: это прерогатива самих органов исполнительной власти (Президента, Правительства и т. д.);
в) осуществляется взаимоконтроль представительной и исполнительной властей с той же опять целью, дабы одна власть не превысила своих полномочий в отношении другой;
г) гарантией же названных взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними в порядке конституционного, гражданского и арбитражного судопроизводства – в том числе споры о несоответствии нормативных и иных актов Конституции РФ и законодательству.
Такое положение исполнительной власти в системе властей определяется Конституцией и законодательством, в соответствии с которыми структура центральной власти базируется на принципе разделения властей в правовом государстве.