Вы здесь

Административное право. Раздел II Субъекты административного права. Общие положения ( Коллектив авторов, 2010)

Раздел II Субъекты административного права. Общие положения

Тема 4 физические лица

Вопрос 1. Граждане как субъекты административного права. Понятие и основы административно-правового положения граждан Российской Федерации

Субъект административного права – это физическое лицо или организация, обладающие административной правоспособностью.

Субъект административного права следует отличать от субъекта административного правоотношения. Субъект административного правоотношения обладает одновременно административной правоспособностью и дееспособностью. Практическое значение данного разграничения заключается в том, что не каждый субъект административного права может быть реальным участником административного правоотношения. Так, например, им не может быть лицо, административная правоспособность которого реализуется исключительно законными представителями. Участник административного правоотношения всегда обладает административной правосубъектностью.

Административно-правовой статус гражданина является сложной политико-правовой категорией, представляет собой совокупность разнообразных связей и отношений между государством и гражданином, урегулированных нормами права, и включает в свою структуру:

• административную правоспособность и дееспособность;

• гражданство;

• права, свободы и обязанности граждан;

• гарантии (механизм) реализации прав и обязанностей;

• ответственность граждан перед государством.

Административная правоспособность – это возможность физического лица или организации иметь права и обязанности, предусмотренные нормами административного права.

Выделяют несколько видов прав и обязанностей физических лиц.

• Права и обязанности, возникающие с момента рождения и прекращающиеся в момент смерти. В этом случае правоспособность является неотчуждаемой на протяжении всей жизни человека. Отдельные права легально все же могут быть ограничены.

• Права и обязанности, приобретаемые в процессе жизни человека. В этом случае административная правоспособность зависит от некоторых обстоятельств, обусловливающих приобретение физическим лицом того или иного правового статуса. Так, например, статус судьи может приобрести гражданин Российской Федерации (далее также – гражданин), достигший возраста 25 лет.

Административная дееспособность – это способность физического лица или организации своими действиями приобретать и осуществлять обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность за свои действия.

В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Однако отдельные права граждане могут осуществлять и в более раннем возрасте. Так, с 16 лет наступает ответственность физических лиц за административные правонарушения.

По общему правилу, все граждане обладают равной административной дееспособностью. Но некоторые из них по состоянию здоровья (душевная болезнь, слабоумие) могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

Выступая в качестве субъектов административного права, граждане Российской Федерации обладают статусом человека и гражданина и правовым статусом гражданина Российской Федерации.

Статья 6 Конституции РФ устанавливает, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом[1], является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено:

• по рождению;

• в результате приема в гражданство Российской Федерации;

• в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

• по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.

Вопрос 2. Основные права и обязанности граждан

Права и обязанности граждан можно подразделить на две группы:

• статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны;

• адекватные, то есть реализующиеся в конкретных сферах деятельности[2]. В свою очередь, они делятся:

• на личные (личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни);

• социально-экономические (право частной собственности, право на не запрещенную законом предпринимательскую деятельность);

• социальные (право на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья);

• социально-культурные (право на свободу литературного, художественного творчества, на участие в культурной жизни);

• политические права и свободы (право на свободу слова, право проводить собрания, митинги).

В административно-правовой сфере реализуются прежде всего следующие права, свободы и обязанности:

• право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

• право граждан на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

• право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

• право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

• право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов;

• неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения;

• право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства;

• право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

• право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Чтобы правильно понимать значение этих и иных конституционных прав в жизни человека, необходимо иметь в виду несколько моментов.

Во-первых, права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Во-вторых, закрепление ряда прав сопровождается бланкетными нормами, предусматривающими издание закона, который регламентирует возможность и режим их осуществления.

В-третьих, ограничение некоторых прав возможно на основании судебного решения.

В-четвертых, многие права закрепляются без подобных оговорок, однако их осуществление будет невозможно без издания закона, устанавливающего режим и механизм их осуществления.

В-пятых, ряд положений Конституции РФ, посвященных правам, в действительности представляет собой декларации, провозглашающие цели, к которым необходимо стремиться.

Приведем классификацию прав граждан в сфере государственного управления. Так, указанные права делятся:

• в зависимости от механизма реализации:

• на абсолютные – используются субъектом по собственному усмотрению, а органы государственной власти должны их обеспечивать (право на жалобу);

• относительные – возникают только после издания соответствующего акта (назначение на должность);

• в зависимости от круга лиц, которым право предоставляется:

• на общие;

• специальные (конкретная сфера управления);

• в зависимости от содержания:

• на права в области участия в государственном управлении;

• права в области государственного участия, содействия, помощи (техническая, организационная, медицинская помощь и т. п.);

• право на защиту.

Граждане, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности, к которым Конституция РФ относит:

1) обязанность платить законом установленные налоги и сборы;

2) обязанность сохранять природу и окружающую среду;

3) обязанность бережно относиться к природным богатствам;

4) обязанность защищать Российскую Федерацию;

5) обязанность соблюдать конституцию и законы Российской Федерации;

6) обязанность соблюдать административно-правовые нормы в различных сферах деятельности.

Вопрос 3. Обращения граждан

Одним из основных конституционных прав граждан является право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Вопросы обращения граждан регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон об обращениях).

Согласно указанному Федеральному закону граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

При этом под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Законодательство различает следующие виды обращений.

Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Коллективное обращение – обращение двух и более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, имеющее общественный характер и принятое на митинге, собрании и подписанное их организаторами или участниками.

Петиция – коллективное обращение граждан в письменном виде в органы государственной власти о необходимости проведения общественных реформ и изменения законодательства.

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда все изложенные обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки. На устные обращения граждан ответ дается в устной форме.

Жалобы как вид обращений

Жалобы подаются:

• в органы и организации, должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган, предприятие или учреждение;

• в суд.

Право на жалобу подразделяется:

• на общее право на жалобу, которым обладают все граждане;

• специальное право на жалобу, которым обладают участники уголовного, гражданского процесса, производства по делам об административных правонарушениях.

В свою очередь, общее право на жалобу подразделяется:

• на право на административную жалобу (право на административное обжалование);

• право на судебную жалобу (право на судебное обжалование).

Право на административную жалобу

Обязательность регистрации обращений. Согласно п. 2 ст. 8 Закона об обращениях письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. На практике это выглядит следующим образом. В соответствии со сложившимися правилами делопроизводства непосредственно при обращении гражданина в конкретный государственный орган или орган местного самоуправления на копии обращения ставится отметка о его принятии, и, если сразу зарегистрировать обращение невозможно, через некоторое время по запросу этого гражданина (как правило, по телефону) ему сообщают регистрационный номер обращения.

Сроки рассмотрения обращений. В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона об обращениях письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Вместе с тем в исключительных случаях на основании п. 2 ст. 12 данного Закона руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Аналогичным образом и на указанный срок допускается продление срока рассмотрения обращения и в случае, если орган или должностное лицо, получившие обращение, для подготовки ответа вынуждены запрашивать документы и материалы в других государственных органах или органах местного самоуправления. Отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона об обращениях государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением тех, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Право на судебную жалобу

Общее право на судебную жалобу регламентируется Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее – Закон об обжаловании в суд).

Сроки обращения в суд с жалобой. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Порядок рассмотрения жалобы. Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства (в 10-дневный срок) с учетом особенностей, установленных Законом об обжаловании в суд.

На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего, если установит, что их действия (решения) были незаконными.

Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в Федеральном законе от 21 июля 1994 г. № 1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановления производства по делу.

Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом РФ.

Итоговое решение по делу. По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений:

1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ;

2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ.

Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в 7-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости – с разъяснением, куда для этого следует обратиться. Информация заявителю подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры РФ, начальником отдела, старшим помощником прокурора субъекта РФ, прокурором города, района, приравненным к ним прокурором военной и иной специализированной прокуратуры. Копии таких обращений хранятся в номенклатурных делах. При последующем поступлении обращения в органы прокуратуры после устранения причин, препятствовавших его рассмотрению, оно рассматривается как первичное.

Не подлежат разрешению обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры. Об этом в срок не позднее 7 дней автору обращения направляется мотивированное сообщение, подписанное начальником главного управления или управления Генеральной прокуратуры РФ, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора субъекта РФ, прокурором нижестоящей прокуратуры.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

По обращению, поступившему в органы прокуратуры РФ, должно быть принято одно из следующих решений:

1) о принятии к рассмотрению;

2) о прекращении проверки;

3) о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

4) о направлении в другие органы;

5) о приобщении к ранее поступившей жалобе.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Рассмотрение жалобы Уполномоченным по правам человека

Рассмотрение жалоб Уполномоченным по правам человека регламентируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства.

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный в 10-дневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

Вопрос 4. Основы административно-правового положения иностранных граждан

Система нормативных правовых актов, регулирующих административно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, включает в себя:

Федеральные законы:

• Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан);

• Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

указы Президента РФ и постановления Правительства РФ:

• Указ Президента РФ от 28 октября 2009 г. № 1218 «О награждении государственными наградами Российской Федерации иностранных граждан»;

• Постановление Правительства РФ от 7 мая 2009 г. № 397 «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки»;

• Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;

ведомственные нормативные акты:

• приказ МВД РФ, МПС РФ, Минтранса РФ, ГТК РФ, ФМС России, ФПС России, ФСБ России и Федеральной службы воздушного транспорта России от 18 января 2000 г. № 51/1Ц/2/15/ 4/13/11/4 «О мерах по предупреждению правонарушений со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства»;

• приказ МИД РФ и МНС РФ от 13 ноября 2000 г. № 13748/БГ-3-06/387 «Об освобождении от налогообложения доходов отдельных категорий иностранных граждан»;

• приказ ФСБ России от 28 октября 2008 г. № 525 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по продлению срока действия виз и по исполнению государственной функции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Административно-правовое положение иностранных граждан устанавливается в зависимости от времени и условий их пребывания в Российской Федерации. В частности, законодательство различает иностранных граждан:

• временно пребывающих в Российской Федерации;

• временно проживающих в Российской Федерации;

• постоянно проживающих в Российской Федерации, имеющих вид на жительство.

Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом о правовом положении иностранных граждан.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Законом о правовом положении иностранных граждан или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Закона о правовом положении иностранных граждан, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о чем делается отметка в миграционной карте.

Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, если иное не установлено Законом о правовом положении иностранных граждан. Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

В случае если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание либо ранее выданное ему разрешение на временное проживание было аннулировано, он вправе повторно в том же порядке подать заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание не ранее чем через 1 год со дня отклонения его предыдущего заявления о выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.

Разрешение на временное проживание содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче разрешения, срок действия разрешения, наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение 2 месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.

Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение 5 лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение 1 года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

8) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством РФ порядке в течение 180 суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, и др.

Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание.

Вид па жительство выдается иностранному гражданину на 5 лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на 5 лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документа установленной формы.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство. Требование предоставления иностранным гражданином иных документов или других сведений, помимо подлежащих внесению в указанное уведомление, не допускается. В указанное уведомление вносятся следующие сведения:

1) имя данного иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее – при наличии);

2) место проживания данного иностранного гражданина;

3) место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им вида на жительство;

4) период нахождения данного иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в течение очередного года со дня получения им вида на жительство (с указанием государств выезда);

5) размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительство.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством РФ.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

Иностранным гражданам – сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности.

Отношение иностранных граждан к избирательному праву

Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Работодателем в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Отношение иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности

Иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Отношение иностранных граждан к военной службе

Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу).

Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Тема 5 Органы исполнительной власти

Вопрос 1. Полномочия президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Статус Президента РФ определяется Конституцией РФ. Так, в соответствии со ст. 80 Президент РФ является главой государства.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 образован Государственный совет Российской Федерации, являющийся совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, и утверждено Положение о нем.

Характеризуя статус Президента РФ, важно заметить, что он обладает довольно широкими полномочиями в области исполнительной власти.

Так, например, Президент РФ формирует Правительство РФ. С согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимает решение об отставке Правительства РФ, по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров.

Кроме того, Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти заключаются в том, чтобы руководить деятельностью органов исполнительной власти, распределять функции между ними. То есть своими полномочиями Президент РФ не подменяет органы исполнительной власти – он лишь руководит ими.

Важная роль в реализации полномочий Президента РФ принадлежит Администрации Президента РФ, которая является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляющим контроль за исполнением его решений.

Вопрос 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти – это государственное политическое учреждение, являющееся целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата и представляющее собой организованный коллектив людей, который действует от имени государства в рамках своей компетенции, осуществляет функции исполнительной власти в Российской Федерации и наделен для этого полномочиями государственно-властного характера.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется:

• наименованием органа;

• его местом в иерархии субъектов государственной власти, вопросами подчиненности и взаимоотношения с ними;

• целями, задачами, функциями органа;

• порядком образования, реорганизации и упразднения органа;

• направлениями, формой и методами деятельности;

• структурой органа;

• видами издаваемых им правовых актов.

Важнейшей составляющей правового статуса органа исполнительной власти является его компетенция, под которой понимается совокупность полномочий (прав и обязанностей) и предметов ведения.

Органы исполнительной власти можно классифицировать следующим образом.

В зависимости от территории действия выделяют:

• федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);

• органы исполнительной власти субъектов РФ.

По характеру компетенции различают:

• органы общей компетенции. Их права и обязанности распространяются на все сферы государства – экономическую, социально-культурную и административно-политическую (Правительство РФ, правительства республик, субъектов РФ, администрации краев, областей);

• органы отраслевой компетенции. Их права и обязанности распространяются на управление в соответствующей сфере. В 2004 г. при проведении административной реформы в стране была установлена трехуровневая система органов исполнительной власти отраслевой компетенции.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти определены Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ.

Федеральные службы являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

В зависимости от организационно-правовой формы и названия выделяют такие органы исполнительной власти, как:

• правительство;

• кабинет министров;

• министерство;

• комитет – орган исполнительной власти отраслевой или межотраслевой компетенции субъектов РФ, не являющихся республиками (Комитет по культуре и спорту Краснодарского края);

• администрация;

• мэрия – орган исполнительной власти общей компетенции в городах федерального значения;

• департамент;

• инспекция;

• палата;

• центр.

По порядку разрешения вопросов различают органы:

• единоначальные – подведомственные вопросы разрешаются единолично руководителем конкретного органа;

• коллегиальные – большинство вопросов обсуждаются и разрешаются коллегиально.

По источнику финансирования различают:

• органы, финансируемые за счет федерального бюджета;

• органы, финансируемые за счет бюджетов субъектов РФ.

Вопрос 3. Правительство Российской Федерации

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее – Закон о Правительстве РФ) Правительство РФ является высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти в стране.

Вменение в функции Правительства РФ обеспечения единой системы исполнительной власти, направления ее деятельности и контроля за ней связано с руководящим, главенствующим положением Правительства в системе органов исполнительной власти, в подчинении и подотчетности иных органов Правительству, в их ответственности перед Правительством, а также с полномочиями Правительства по отмене или приостановлению актов органов исполнительной власти, назначению руководителей этих органов.

Единая и последовательная деятельность в любой сфере требует использования плановых, программных начал. Правительством РФ разрабатываются и утверждаются федеральные целевые программы по борьбе с преступностью, по пресечению детской безнадзорности и беспризорности, по обеспечению безопасности страны, по борьбе с распространением наркотиков.

В своей деятельности Правительство РФ руководствуется:

• принципом верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов;

• принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ – Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

• Для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

• Распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

• Устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

• Назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ.

• Вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

• Вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Общие полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство РФ в пределах своих полномочий:

• организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

• осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

• обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

• формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

• реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, Закону о Правительстве РФ и федеральным законам, и осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.

Законодательством установлена обязанность Правительства РФ представлять Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Важно заметить, что Правительство РФ реализует свои полномочия и в иных сферах:

• в сфере экономики;

• в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики;

• в социальной сфере;

• в сфере науки, культуры и образования;

• в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

• в сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

• в сфере внешней политики и международных отношений.

Вопрос 4. Формы и методы деятельности органов исполнительной власти

Понятие и виды форм управления

Применительно к исполнительной власти форма является внешним выражением действий (бездействия) органов исполнительной власти (далее – ОИВ) и должностных лиц, которые порождают определенные юридические последствия.

С точки зрения правового значения выделяют следующие виды административно-правовых форм:

правовые, связанные с установлением и применением норм права (например, издание юридических актов, применение принудительных мер). В правовых формах наиболее четко выражаются государственно-властные полномочия органов государственной власти. В своем индивидуальном выражении эти формы выступают в роли юридических фактов, то есть могут формировать административно-правовые отношения;

неправовые, непосредственно не связанные с изданием юридических актов, не влекущие за собой возникновения административно-правовых отношений. Часто их называют организационными формами управленческой деятельности. Как правило, неправовые формы либо предшествуют правовым, либо следуют за ними, либо создают необходимые условия для совершения действий, имеющих юридическую силу.

К числу основных видов административно-правовых форм управления относится:

1) издание нормативных актов управления. Данные акты являются подзаконными и должны издаваться только тогда, когда в них есть реальная необходимость. С их помощью создаются новые юридические нормы, изменяются или отменяются старые, формируются новые правоотношения или изменяются и прекращаются старые;

2) издание ненормативных актов управления. Эти акты порождают, изменяют или прекращают правоотношения для конкретного лица;

3) заключение договоров. Примерами могут быть соглашения между различными субъектами управленческой деятельности, а также заключение контрактов о поступлении:

• на военную службу;

• на службу в органах федеральной службы безопасности;

• на службу в органах внутренних дел и т. д.;

4) осуществление организационных действий.

Правовые акты управления

Основными формами реализации исполнительной власти являются правовые акты управления.

Правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности. Для таких актов характерны следующие черты:

• они издаются только полномочным субъектом с соблюдением установленных правил;

• являются его односторонним властным волеизъявлением;

• имеют императивный характер;

• подзаконны;

• направлены на установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение, прекращение административных правоотношений в целях реализации функций исполнительной власти.

Правовыми актами управления, обладающими высшей юридической силой, являются законы.

Закон — нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке высшим представительным органом Российской Федерации или ее субъекта и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы, издаваемые на территории Российской Федерации, можно разделить на три группы.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – нормативные правовые акты, определяющие основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций, на основе которых строится и детализируется вся система нормативных правовых актов. Датой принятия ФКЗ считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

Федеральные законы (ФЗ) – нормативные правовые акты, принимаемые и действующие в строгом соответствии с федеральными конституционными законами и регламентирующие определенные и ограниченные сферы общественной жизни. Датой принятия ФЗ считается день его принятия Государственной Думой в окончательной редакции.

Законы субъектов Федерации — нормативные правовые акты, принимаемые в строгом соответствии с ФКЗ и ФЗ, регламентирующие определенные и ограниченные сферы общественной жизни на территории субъекта Федерации.

Правовые акты управления можно классифицировать:

• по юридическим свойствам:

• на нормативные — они устанавливают правила должного поведения в сфере государственного управления, рассчитаны на неоднократное применение и не имеют конкретного адресата. Их назначение (определяется компетенцией ОИВ и должностных лиц): конкретизация норм законов, определение организационно-правового статуса звеньев исполнительной власти, предоставление специальных прав и обязанностей;

индивидуальные — носят правоприменительный характер: решают конкретные административные вопросы, их адресатом является определенное лицо, приводят к возникновению конкретного административного правоотношения;

смешанные (например, ответственность за выполнение нормативных предписаний может возлагаться на конкретное лицо);

• по наименованию:

• на постановления (Правительства РФ, государственных комитетов, федеральных комиссий) – имеют нормативный характер, разъясняют наиболее существенные вопросы. Постановления Правительства РФ могут быть отменены указом Президента РФ;

распоряжения (Правительства РФ, Президента РФ) – издаются по оперативным, текущим вопросам для конкретизации законов;

приказы — обязательные предписания, осуществляемые в порядке реализации единоначалия (издаются министрами, руководителями федеральных органов исполнительной власти);

правила — утверждаются постановлениями, приказами; регулируют деятельность государственного органа;

инструкции;

положения.

ФОИВ не могут издавать правовые акты в форме писем и телеграмм;

• по предусматриваемым мерам ответственности – на акты управления, предусматривающие меры дисциплинарной, материальной и административной ответственности.

Процесс подготовки и принятия правовых актов управления состоит из двух стадий: разработки и принятия.

Разработка акта управления предполагает:

• проявление инициативы субъектом управленческой деятельности;

• разработку проекта решения, что, как правило, является функцией самого субъекта управления. Часто он поручает разработку проекта своим нижестоящим управленческим звеньям;

• обсуждение проекта акта управления с целью совершенствования его формы и содержания. Оно осуществляется при участии заинтересованных сторон и может быть всенародным либо проходить в общественных организациях и трудовых коллективах, в постоянных комиссиях органов государственной власти и т. п.;

• согласование проекта акта в тех случаях, когда это прямо предусмотрено процедурой подготовки акта управления;

• визирование проекта акта с целью обеспечения его соответствия требованиям закона. Оно осуществляется юридическими службами органов управления, предприятий, учреждений и организаций;

• экспертизу проекта акта, то есть специальный вариант его согласования и визирования, имеющий место в случае подготовки акта управления по специальным вопросам.

Далее подготовленный проект акта проходит стадию принятия.

Методы государственного управления

Методы государственного управления (ГУ) – средства и способы практической реализации функций исполнительной власти, характеризующиеся следующими особенностями.

• Они выражают управляющее воздействие субъектов исполнительной власти.

• В них находит свое выражение публичный интерес.

• Они являются средством реализации закрепленной за субъектами исполнительной власти компетенции.

• Их выбор зависит от особенностей управляемого субъекта.

• Они выражаются в нормативных или индивидуальных правовых актах управления.

Различают следующие виды методов ГУ.

Убеждение – воздействие на сознание и волю управляемого субъекта путем разъяснительных, воспитательных, организационных мер (просвещение, пропаганда, агитация, объяснение) для формирования или изменения системы ценностей, ориентации. Этот метод используется постоянно в отношении всех управляемых субъектов, обеспечивая добровольное выполнение требований административно-правовых норм.

Принуждение – применение управляющими субъектами предусмотренных законом принудительных мер в случае неправомерных действий, невозможности решить проблему методом убеждения. Как вид государственного управления оно должно соответствовать общим принципам права, содержать полную регламентацию оснований, перечень процедур и управомоченных субъектов принуждения.

Поощрение – установление и реализация мер, стимулирующих совершение действий, полезных с точки зрения поощряющего, и повышение положительных результатов деятельности. Поощрение персонифицировано, косвенно воздействует на волю поощряемого, оказывая стимулирующее воздействие путем морального одобрения, наделения определенными правами, материальными ценностями. В зависимости от оснований поощрения можно выделить абсолютное поощрение (абсолютные основания: выполнение гражданского долга, поощрение многодетных матерей) и относительное поощрение (является таковым в силу указания в законе: например, ст. 4.2 КоАП РФ в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, называет раскаяние лица, добровольное возмещение причиненного ущерба и др.). По содержанию поощрение может быть моральным, материальным (например, выдача премии), статусным (например, присвоение звания народного артиста), смешанным (например, присвоение звания Героя России). Меры поощрения могут применяться к коллективным и индивидуальным субъектам.

По характеру воздействия на управляемый субъект выделяют методы:

прямого воздействия на волю – носят приказной и однозначный характер, опираются на внеэкономическое принуждение;

косвенного воздействия на волю – создают ситуацию, заинтересовывающую управляемый субъект в нужном поведении. Кроме того, у субъекта существует возможность выбрать вариант поведения.

Метод принуждения

Административное принуждение – разновидность государственного принуждения, то есть оно осуществляется от имени и в интересах государства его официальными представителями, имеет юридическое оформление. Принуждение используется при игнорировании тех или иных обязательных велений (предписаний), исходящих от государства в лице его соответствующих органов. Принуждение является одним из атрибутов государственной власти.

В определенных законом случаях органы исполнительной власти наделены полномочиями по применению мер принудительного обеспечения без обращения к правоохранительным органам.

Признаки административного принуждения:

• внесудебное применение принудительных мер. Лишь в определенных законом случаях данные меры применяются судами;

• применение дисциплинарных мер воздействия;

• применение принудительных мер по отношению к третьим лицам, не находящимся в государственно-служебных отношениях с органом управления. В качестве третьих лиц выступают, как правило, граждане, а в установленных законом случаях – организации, должностные лица, учреждения и предприятия;

• применение принудительных мер только теми органами управления и должностными лицами, которые наделены полномочиями представителей административной власти;

• применение принуждения полномочными органами управления только при нарушении общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления, то есть действующих за пределами ведомственных границ;

• применение принуждения прежде всего как юридической ответственности, которую несут лица, допустившие правонарушение перед государством в лице действующих от его имени полномочных органов управления;

• практическое использование административно-принудительных мер в целях предупреждения правонарушений, их пресечения, а также для обеспечения общественной безопасности вне связи с правонарушениями;

• строгое соблюдение законности, то есть применение только тех мер, которые прямо предусмотрены законом или административно-правовыми нормами, только органами, уполномоченными на это, и только в отношении соответствующих лиц;

• осуществление принуждения в более простых, чем при судебном принуждении, процессуальных формах, что обеспечивает оперативность применения принудительных мер, охрану порядка и общественную безопасность.

Процессуальной формой административного принуждения является административное производство – один их составных элементов административной юрисдикции.

Все меры административного принуждения можно разделить на три группы:

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) административные наказания.

Административно-предупредительные меры применяются в целях предупреждения возможных нарушений в сфере государственного управления, а также для обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях. Наиболее типичными из них являются:

• проверка документов у граждан с целью предупреждения правонарушения;

• вхождение работников милиции в жилые и служебные помещения;

• досмотр вещей и личный досмотр;

• прекращение движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы безопасности движения;

• запрещение выпуска на линию технически неисправных транспортных средств;

• введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и др.

Меры административного пресечения применяются специально уполномоченными органами в случаях, когда необходимо в принудительном порядке пресечь противоправные действия и предотвратить их вредные последствия, а также обеспечить привлечение виновных лиц к ответственности. К данной группе относятся:

• требование прекратить противоправное деяние, исходящее от полномочного органа или должностного лица;

• доставление лица, совершившего административное правонарушение, в помещение органов внутренних дел для выяснения обстоятельств совершенного преступления;

• непосредственное физическое воздействие;

• административное задержание;

• прекращение эксплуатации транспортного средства, состояние которого угрожает безопасности жизни и здоровья граждан;

• санкционированное применение оружия и др.

Административные наказания представляют собой вид юридической ответственности, которая именуется административной. Правом наложения административных наказаний пользуются только специально уполномоченные ФОН В, в частности государственные инспекции, административно-надзорные органы, местная администрация и ее административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы милиции, суды.

Тема 6 Органы местного самоуправления

Вопрос 1. Общие положения о местном самоуправлении

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Важно заметить, что граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Установленные Конституцией РФ и Законом о местном самоуправлении права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Сущность института местного самоуправления заключается в том, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ должны обеспечивать государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Вопрос 2. Вопросы местного значения

Вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают такими полномочиями, как:

• принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

• установление официальных символов муниципального образования;

• создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

• установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами[3];

• организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

• принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ;

• учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

• осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.

Тема 7 Государственные и негосударственные организации

Вопрос 1. Понятие и виды предприятий, учреждений

Предприятия и учреждения – это разновидности организаций, осуществляющих экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства.

Предприятие – это организация, созданная собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

По организационно-правовой форме различают следующие виды предприятий:

• полное товарищество;

• товарищество на вере;

• общество с ограниченной ответственностью;

• общество с дополнительной ответственностью;

• акционерное общество;

• производственный кооператив;

• потребительский кооператив;

• унитарное предприятие.

По отраслевой производственно-технологической специализации принято выделять:

• промышленные предприятия (заводы, шахты, фабрики, комбинаты);

• сельскохозяйственные предприятия (фермерские хозяйства, рыболовецкие артели);

• строительные предприятия (строительные кооперативы);

• транспортные предприятия (железные дороги, товарные склады, станции, депо, пароходства, порты);

• предприятия связи (узлы связи, почтамты, телеграфы);

• предприятия торговли (универмаги, универсамы, овощные базы);

• предприятия общественного питания (столовые, кафе, закусочные, буфеты);

• жилищно-коммунальные предприятия (жилищно-эксплуатационные конторы, гостиницы, общежития) и др.

Административно-правовой статус предприятия определяется не только нормами административного права, но и нормами гражданского, муниципального, а также других отраслей права.

Государственные предприятия являются собственностью государства.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок их создания, реорганизации и ликвидации определяются Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161 – ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в соответствии с Гражданским кодексом.

Учреждение – это организация, образованная собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций.

Учреждение – это некоммерческая организация.

В зависимости от осуществляемых социальных функций выделяют:

• учреждения, создающие социальные ценности непроизводственного характера (учреждения образования, культуры, здравоохранения);

• учреждения, осуществляющие управленческие функции (аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.).

В зависимости от вида выполняемой социально-культурной или административно-политической деятельности различают учреждения:

• здравоохранения;

• образования;

• культуры;

• науки;

• иностранных дел и др.

Различие между предприятиями и учреждениями в основном заключается в результатах их деятельности: предприятия создают материальные блага и получают прибыль, а учреждения создают ценности непроизводственного характера или осуществляют управленческие функции.

Конец ознакомительного фрагмента.