Вы здесь

Административное право. Раздел II. Субъекты административного права (И. В. Куртяк, 2011)

Раздел II

Субъекты административного права

Тема 6

Физические лица как субъекты административного права

6.1. Права и обязанности граждан Российской Федерации, общие принципы государственного регулирования прав граждан

Одним из основных вопросов административного права является обеспечение прав и свобод гражданина. Гражданин – приоритетный субъект административного права. Административное право должно быть нацелено на осуществление прав и свобод граждан и всемерное укрепление их административно-правовых гарантий, оно должно содействовать обеспечению интересов государства через интересы каждого гражданина и общества в целом.

Основы правового статуса человека и гражданина закреплены в гл. 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина». В ст. 2 сформулирован следующий принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». В ст. 17–64 раскрываются основы правового статуса личности в Российской Федерации. Они соответствуют общепризнанным нормам и принципам международного права.

Провозглашенные Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Международно-правовые акты о правах человека, конституции государств призваны не столько закреплять его права и свободы, сколько определять обязанности государства по их обеспечению. Государство обеспечивает реализацию и охрану прав и свобод граждан через деятельность государственных органов, прежде всего правоохранительных.

К числу основных прав граждан относятся право на жизнь, равенство перед законом и судом, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и частной жизни, право свободного передвижения по территории и выбора места жительства, свобода совести и свобода вероисповедания, свобода мысли и слова.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. К социальным правам относятся гарантии социального обеспечения в соответствии с законодательством, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на труд и образование. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации равными правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Исключение составляют особые случаи, предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Кроме перечисленных, существует также ряд других прав и свобод граждан.

Права и свободы граждан неравноценны по своей природе, по значимости, по формам и способам их реализации и т. д. В соответствии с этим выделяются различные группы прав и свобод граждан. Основные (естественные) права и свободы: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, собственность, труд, отдых, социальное обеспечение и др. Эти права и свободы реализуются в законодательстве через нормы самых различных отраслей права. Например, право на свободу обеспечивается нормами административного, уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей права.

Выделяется группа прав и свобод, рассматриваемых как элементы (составляющие) более общего права. Например, право на свободу мысли, совести и религии, закрепленное в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека.

Следующая группа прав и свобод отличается тем, что они используются в качестве элемента правового механизма реализации основных прав и свобод. К ним относится, восстановление в правах в случаях их нарушения.

Особую группу составляют специальные права, приобретаемые гражданином персонально в установленном законом порядке. В их числе право на охоту, управление транспортными средствами, занятие некоторыми видами профессиональной деятельности, требующей специальной квалификации (например, врачебная деятельность).

Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержатся в правовых актах, которые подразделяются на две группы. Первая – это комплексные правовые акты, содержащие лишь часть норм, имеющих отношение к статусу человека и гражданина. К ним относятся акты о земле, собственности и др. Вторую группу составляют специальные правовые акты, регламентирующие конкретные вопросы статуса человека и гражданина. Например, Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В Российской Федерации правовое положение всех лиц, находящихся на ее территории, как граждан России, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства регулируется Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. К числу основополагающих норм относятся положения, сформулированные в таких актах и законах, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина, Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г., № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 1 июля 2002 г.). Конституционно-правовой статус регламентирует основные права и обязанности человека и гражданина, однако ряд прав и обязанностей устанавливается конкретными нормативными актами (например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.). Ряд законодательных актов периодически пересматривается и дополняется.

Административно-правовой статус – закрепленные за субъектами права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, а также гарантии их реализации в области государственного управления. Понятие административно-правового статуса гражданина Российской Федерации предполагает прежде всего раскрытие его содержания. Оно охватывает две основные составляющие: комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, и гарантии реализации этих прав и обязанностей.

Права человека – это правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека имеют естественный и неотчуждаемый характер. Чем полнее реализуются данные права в государстве, тем больше оснований считать такое государство правовым, демократическим. Различают абсолютные и относительные права человека. Абсолютными являются такие фундаментальные личные права человека, как право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, а также право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права. Ограничение или временное приостановление этих прав не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах. Все остальные права человека являются относительными и могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.

Для обеспечения реализации прав гражданина Российской Федерации необходима система гарантий. Изначальным и универсальным гарантом прав может быть только закон. Между законом и государством как гарантами прав и обязанностей граждан существует сложная связь. Чтобы закон мог выполнять функцию гаранта, необходим ряд условий: достаточно стабильная экономическая и политическая ситуации в стране, высокий уровень юридической техники и др. Роль органов государственного управления и местного самоуправления как гарантов прав и свобод граждан состоит в том, что они занимаются непосредственным исполнением законов, а также тем, что наделены обширными юрисдикционными полномочиями. Комплекс организационно-правовых гарантий можно разделить на два вида: судебные и несудебные.

Конституция Российской Федерации предусматривает учреждение должности Уполномоченного по правам человека. Его основные функции: восстановление нарушенных прав, совершенствование законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина, правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, развитие форм и методов их защиты. Уполномоченный осуществляет две группы функций: выявление нарушений прав и их устранение.

С целью усиления гарантий соблюдения прав граждан существует Положение о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 1996 г. № 1457 (далее – Комиссия). Комиссия – это совещательный и консультативный орган, наделенный контрольными и координационными функциями. Ее основная задача – создание условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина. Важной функцией Комиссии является осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в России федеральными органами государственной власти, субъектами Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами. Комиссия призвана также содействовать совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина и укреплять международное сотрудничество в этой области.

Административно-правовое положение граждан определяется административными правоспособностью и дееспособностью. Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, то есть иметь права и обязанности административно-правового характера. Объем и содержание административной правоспособности устанавливаются и изменяются при помощи норм административного права.

Основополагающим в системе административной правоспособности является провозглашенный Конституцией Российской Федерации принцип равенства. Граждане Российской Федерации обладают равными правами и свободами независимо от пола, национальности, происхождения, убеждений и т. д. Однако принцип равенства административной правоспособности граждан Российской Федерации не означает, что все граждане реально обладают всем комплексом конкретных предусмотренных законом прав и обязанностей. От конкретных обстоятельств жизни и поведения самого человека зависит, в какой мере он сумеет реализовать свои потенциальные права и обязанности. Административная правоспособность отдельных граждан, групп населения или всего населения может быть в исключительных случаях ограничена в соответствии с законодательством (при совершении уголовного или административного правонарушения, введении режима чрезвычайного положения и др.).

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Соотношение прав и обязанностей формируется так, чтобы обеспечить оптимальное сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан и общества в целом. Необходимым условием реализации административной правоспособности является административная дееспособность. Административная дееспособность гражданина – это признанная за ним способность своими личными действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера и осуществлять их.

Момент возникновения административной дееспособности не может быть установлен однозначно. В разных сферах жизни и деятельности административная дееспособность возникает в различном возрасте. В полном объеме она достигается, как правило, начиная с возраста 18 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной дееспособностью. Полностью отсутствует дееспособность у малолетних до 6 лет. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

6.2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранными гражданами в Российской Федерации признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство иностранного государства, подтвержденное соответствующим документом. Различают две категории иностранных граждан – граждане стран СНГ (ближнее зарубежье) и граждане остальных стран (дальнее зарубежье). Такое разделение необходимо в связи с дифференциацией прав и обязанностей у этих двух категорий иностранных граждан. Правовые нормы, предусмотренные для иностранных граждан, распространяются и на лиц без гражданства. Лицо без гражданства – это лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее соответствующими доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства.

Иностранные граждане в Российской Федерации пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, если иное не вытекает из Конституции Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и других актов российского законодательства. Иностранные граждане не могут нести военную службу и не могут быть приняты на работу в воинские формирования в качестве гражданского персонала (если иное не предусмотрено международным договором). Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они не имеют права поступать на работу на режимные объекты, деятельность которых связана с обеспечением национальной безопасности Российской Федерации.

Иностранные граждане в Российской Федерации равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. В отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, могут быть установлены ответные ограничения. Использование иностранными гражданами в Российской Федерации прав и свобод не должно наносить ущерб интересам безопасности российского общества и государства, нравственности населения, а также правам и законным интересам граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.

Пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации может иметь форму постоянного проживания, временного пребывания, и им может быть предоставлено политическое или иное убежище либо они могут иметь статус беженца в Российской Федерации. В каждом из этих случаев административно-правовой статус иностранцев регламентируется законодательством Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав в некоторых областях (трудовая деятельность, социальное обеспечение и др.), чем временно пребывающие. Иностранные граждане подразделяются по основаниям (мотивам) въезда в Российскую Федерацию на следующие группы: прибывающие на работу, на учебу, беженцы, члены семьи и др.

По принципу организации въезда иностранных граждан различают такие категории мигрантов, как:

• пребывающие в соответствии с имеющейся у них визой;

• иммигранты неконтролируемые (из стран СНГ в связи с прозрачностью границ);

• иммигранты незаконные (въезжающие по поддельным документам либо нелегально).

Особую группу представляют лица с двойным гражданством. Они являются одновременно гражданами двух государств, что подтверждается соответствующими документами. Представители этой группы, проживающие в России, обычно являются гражданами Российской Федерации и какого-либо другого государства. Двойное гражданство может возникать как по рождению, так и в результате приема лица в гражданство другого государства, если данное лицо одновременно не утрачивает прежнее гражданство.

Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (п. 2 ст. 62 Конституции Российской Федерации). Специфические проблемы возникают в связи с принятой в мае 1997 г. Европейской конвенцией о гражданстве, в соответствии с которой возникает возможность многократного гражданства. При этом открывается возможность избежать налогообложения, получить большую свободу вложения капиталов, облегчаются поездки по миру и др.

6.3. Законодательные основы гарантии прав граждан, роль органов внутренних дел в охране прав и свобод граждан

Как уже отмечалось ранее, государство осуществляет свои функции защиты прав и свобод граждан через соответствующие институты, в том числе через правоохранительные органы. Они представляют собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

К числу основных задач органов внутренних дел (далее – ОВД) относятся: охрана личной безопасности граждан, предупреждение посягательств на права и свободы граждан, оказание помощи (в пределах, установленных законом) гражданам в осуществлении их законных прав и интересов. Деятельность ОВД строится в соответствии с принципом уважения прав человека. Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Всякое ограничение прав граждан со стороны милиции допустимо лишь на основаниях, прямо предусмотренных законом.

ОВД защищают человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, национальности, пола, возраста, образования и политических убеждений. В составе ОВД образованы криминальная милиция и милиция общественной безопасности. Каждая из них действует специфическими методами и решает свой круг задач по защите прав гражданина. Основными задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. Криминальная милиция осуществляет также розыск преступников, подозреваемых в совершении преступлений. В функции милиции общественной безопасности входит обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, оказание помощи гражданам в защите их прав и др.

Работа органов ОВД по защите прав гражданина осуществляется при обязательном соблюдении ряда принципов. К ним относятся законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, централизованное руководство, непрерывность, сочетание гласных и негласных методов деятельности, подконтрольность и поднадзорность. В ходе своей профессиональной деятельности сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, но только в порядке, предусмотренном законом. При этом они обязаны стремиться к тому, чтобы любой причиняемый ущерб был минимальным.

Подводя общий итог рассмотрению вопроса об административно-правовом статусе российских и иностранных граждан, следует отметить, что субъектами административно-правовых отношений являются граждане, обладающие административной правоспособностью. Действующая система конституционных прав и обязанностей граждан, система гарантий этих прав обеспечивают возможность практической реализации прав и обязанностей граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Тема 7

Органы исполнительной власти и местного самоуправления

7.1. Понятие и виды органов исполнительной власти

Центральное место среди субъектов административного права принадлежит органам исполнительной власти. Под органом исполнительной власти (органом государственного управления) понимается целостное, структурно оформленное самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах государственной деятельности.

А. П. Алехин считает, что под органом исполнительной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера, обособленное от других органов государства организационно, функционально и юридически. Органом исполнительной власти является исполнительно-распорядительный орган, реализующий эту власть (орган государственного управления), то есть проводящий в жизнь законы и подзаконные акты федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сферах деятельности государства, отнесенных к его ведению.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными и иными законами, конституциями республик, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Общими чертами правового положения органа является подзаконный характер деятельности органов государственной власти, наделение их правом распорядительства издавать подзаконные юридические акты; подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим, а также оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции. В научной и учебной литературе применяются различные критерии для классификации органов исполнительной власти. Возьмем за основу классификацию этих органов, изложенную профессором А. П. Кореневым. Он считает, что все органы исполнительной власти (государственного управления) подразделяются по основаниям образования, порядку образования, характеру компетенции, порядку разрешения подведомственных вопросов, территории деятельности и источнику финансирования.

По основаниям образования все органы исполнительной власти делятся на следующие:

• те, образование которых предусмотрено конституциями (президентуры (президенты) и их администрация, правительства);

• создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, департаменты и др.).

По порядку образования все органы исполнительной власти делятся на две группы.

1. Избираемые (президенты, главы администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, если они занимают эту должность в результате выборов населением).

2. Создаваемые путем распоряжения, указа, исходящего от уполномоченных органов исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, комитеты и т. д.).

По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на следующие:

• общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (президентуры, правительства, администрации краев, областей);

• отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, комитеты);

• межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, сертификации и др.).

Классификация по порядку разрешения подведомственных вопросов позволяет выделить две группы органов исполнительной власти:

• коллегиальные органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы коллегиально (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов Российской Федерации);

• единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, управления, отделы).

В единоначальных органах исполнительной власти единоначалие нередко сочетается с коллегиальностью. В министерствах и других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководители органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя единоначального органа.

По территории деятельности – этот критерий определяется федеративным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. По территориальным масштабам деятельности различаются следующие органы.

• Федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Президент и его администрация, правительство, федеральные министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти).

• Региональные федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории определенных регионов, то есть на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц (в пределах военного округа, железной дороги и др.).

• Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие деятельность в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.

По источнику финансирования органы исполнительной власти можно сгруппировать следующим образом:

• бюджетные, не связанные с производственной деятельностью и финансируемые за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации;

• осуществляющие хозяйственную, коммерческую и иную деятельность, связанную с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг, и получающие прибыль.

7.2. Система и компетенция органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями республик, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными актами. В соответствии с принципом федерализма действующая система исполнительной власти состоит из следующих звеньев: федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Единство системы исполнительной власти юридически выражается в том, что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации, а их акты подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти. К федеральным органам исполнительной власти относятся: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Президент Российской Федерации в сфере исполнительной власти наделен широкими полномочиями. В соответствии со ст. 80–90 Конституции Российской Федерации и федеральными законами Президент Российской Федерации обладает следующими полномочиями:

• определяет внутреннюю и внешнюю политику России;

• его полномочия распространяются на всю сферу государственного управления;

• создает органы исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы;

• формирует Правительство Российской Федерации (назначает с согласия Государственной Думы Председателя, принимает решение об отставке Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя, федеральных министров);

• имеет право председательствовать на заседании правительства Российской Федерации;

• издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России;

• вправе отменять акты Правительства Российской Федерации и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации;

• формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, формирует Администрацию Президента;

• назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округов в целях обеспечения единства государственной политики в деятельности органов исполнительной власти России, повышения эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами субъектов Федерации;

• назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

• является Верховным Главнокомандующим;

• обладает другими полномочиями в сфере исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, это коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Другие члены Правительства (заместители Председателя и федеральные министры) также назначаются Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

Правительство Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации обладает широкими полномочиями во многих сферах жизнедеятельности государства:

• разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

• отчитывается перед Государственной Думой об исполнении федерального бюджета;

• обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

• проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; управляет федеральной собственностью;

• осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

• воплощает в жизнь меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента России. Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, принимаемые на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Оно же обеспечивает организацию и исполнение принимаемых им актов на всей территории России. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Оно может подать в отставку и до истечения срока своих полномочий. Отставка принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

Правительству может быть выражено недоверие Государственной Думой, которая выносит по этому вопросу постановление, принимаемое большинством голосов от общего числа депутатов. После выражения недоверия Правительству Президент России вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы.

Федеральные министерства и иные федеральные органы также относятся к исполнительной власти. К организационно-правовым формам органов федеральной исполнительной власти относятся:

• министерство Российской Федерации;

• государственный комитет Российской Федерации;

• федеральная служба России;

• российское агентство;

• федеральный надзор России и другие федеральные органы исполнительной власти.

Министерство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство образуется на основании указа Президента Российской Федерации и возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Председателя Правительства. Министр входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Положением о министерстве, утверждаемым Президентом или Правительством России.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти). Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

В министерстве образуется совещательный орган – коллегия. В ее состав входят министр (председатель коллегии), его заместители по должности, руководящие работники и специалисты министерства, ученые и представители других организаций. Персональный состав коллегии утверждается Правительством России. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости приказами министра.

Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), главные управления, управления, департаменты, отделы и иные подразделения. Структура и положения о структурных подразделениях утверждаются министром. Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Федеральные министерства функционируют в различных сферах жизнедеятельности. В настоящее время указом Президента Российской Федерации образованы следующие федеральные министерства:

• по атомной энергии;

• внешних экономических связей и торговли;

• внутренних дел;

• по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

• государственного имущества;

• по делам национальностей и федеративным отношениям;

• здравоохранения;

• иностранных дел;

• культуры;

• науки и технологий;

• обороны;

• общего и профессионального образования;

• природных ресурсов;

• путей сообщения;

• сельского хозяйства и продовольствия;

• по сотрудничеству с СНГ;

• топлива и энергетики;

• транспорта;

• труда и социального развития;

• финансов;

• экономики;

• юстиции.

Государственный комитет образуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляется председателем, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом России. Кроме председателя, в состав государственного комитета входят заместители председателя и члены комитета. Заместители председателя и члены государственного комитета назначаются, утверждаются и освобождаются Правительством Российской Федерации. Государственный комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Положением о государственном комитете, утверждаемым Президентом или Правительством России.

Председатель государственного комитета издает приказы, распоряжения, указания по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующего государственного комитета, кроме вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях комитета. Решения государственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим общенормативный характер, принимаются совместно членами комитета и оформляются в виде постановления.

В целях всестороннего рассмотрения основных отраслевых вопросов в государственном комитете образуется коллегия в составе председателя комитета (председатель коллегии), заместителей председателя по должности, руководящих работников комитета и других организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами председателя государственного комитета. Количество членов комитета и коллегии комитета определяется Правительством Российской Федерации. Им же утверждается персональный состав членов комитета и коллегии.

Структуру государственного комитета составляют руководство (председатель комитета, его заместители, коллегия), главные управления, управления, отделы и иные подразделения и службы. Структуру центрального аппарата, штатное расписание и положения о подразделениях утверждает председатель государственного комитета. Государственный комитет является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Второй по подчиненности уровень системы построения органов исполнительной власти представлен органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Надо сказать, что системы органов исполнительной власти различных субъектов Российской Федерации неодинаковы. Имеются различия в количестве и организационно-правовых формах составляющих их органов. Однако, несмотря на различия форм (названий) органов субъектов Российской Федерации, функционируют органы исполнительной власти общей, отраслевой и межотраслевой (специальной) компетенции одинаково. Система и организационно-правовые формы органов исполнительной власти в республиках определяются их конституциями, законами и иными актами; других субъектов (краев, областей, городов федерального значения и автономных образований) – их уставами, принимаемыми в соответствии с законами и указами Президента Российской Федерации.

Конец ознакомительного фрагмента.