Часть первая. Об изменениях и лидерстве
Глава 1. О природе изменений
Никакой бизнес не может быть вечным и неизменным, подобно произведению искусства.
Бизнес подвержен изменениям, и он должен не избегать их, а приспосабливаться к ним.
Кто добьется успеха? Тот, кто быстрее других сумеет приспособиться к переменам.
Изменения порождают проблемы, но также и возможности. Проблемы и возможности – это одно и то же.
Изменения, проблемы, разнообразие и конфликты неизбежны.
Из них состоит жизнь.
Жизнь – это череда изменений, а изменения порождают проблемы.
Таким образом, жизнь – это нескончаемый поток проблем.
Изменения вызывают дезинтеграцию (ослабление взаимосвязей, разрушение единства системы. – Прим. ред.), которая проявляется в том, что мы называем «проблемами». Если их не решать вовремя, то в итоге они выливаются в кризис.
Изменения действуют как центробежная сила, вызывая дезинтеграцию.
Изменения приводят к дезинтеграции, в этом корень всех проблем.
С одной стороны, изменения открывают вам путь к достижению успеха, но с другой – могут стать причиной ваших неудач.
Чем выше темп изменений, тем больше у вас проблем и тем меньше времени заботиться о своем здоровье, уделять внимание семье и друзьям.
Каждый очередной кризис оказывается серьезнее и масштабнее предыдущего; так будет до тех пор, пока мы не найдем в себе мужество изменить ту систему ценностей, которой мы до сих пор руководствовались, принимая решения.
Чем больше изменений, тем чаще конфликты.
Единственный способ избежать конфликтов – не иметь никаких проблем. Но проблемы исчезнут только тогда, когда мы перестанем меняться, то есть после смерти.
Все проблемы происходят от дезинтеграции, вызванной изменениями.
Наши решения проблем приводят к изменениям, которые порождают новые проблемы. Таким образом, чем больше проблем мы решаем, тем больше появляется новых проблем, которые надо постоянно решать.
Мы развиваемся, и таким образом, порождаем изменения, но, с другой стороны, из-за этих же изменений мы деградируем. Это происходит и с нашей личной жизнью, и с организациями, и со странами, и со всем человечеством.
Чем выше темп изменений, тем маловероятней, что результативность и эффективность[1] будут синхронизированы.
Чем выше темп изменений, тем выше вероятность все более стремительной бюрократизации окружающего мира.
Организации, которые меняются быстрее других, способны так же быстро разрушаться (дезинтегрироваться. – Прим. пер.).
Чем стремительнее изменения, тем быстрее все разваливается и тем серьезнее и многочисленнее становятся проблемы, с которыми мы в итоге сталкиваемся.
Чем больше происходит изменений, тем больше возникает угроз нашим полномочиям, власти или влиянию[2]. Чем больше происходит перемен, тем сильнее мы чувствуем, что теряем контроль над собственной жизнью.
Изменения сбивают нас с толку: мы начинаем ломать голову над тем, что происходит, что должно происходить и чего мы хотим.
Таким образом, чем больше изменений, тем меньше наша уверенность в своей правоте и тем активнее мы ищем посторонней помощи в принятии решений.
Изменения обескураживают. Чем стремительнее темп изменений, тем глубже наша депрессия.
Из-за ускоряющихся изменений молодые люди становятся психологически старше своего возраста.
Ситуации могут либо улучшаться, либо ухудшаться. Если мы их не улучшаем, они ухудшаются.
Дезинтеграция происходит потому, что подсистемы, образующие систему, изменяются несинхронно.
Чем выше темп изменений, тем серьезнее конфликт, который к тому же усугубляется таким дисфункциональным побочным эффектом, как стресс.
Нынешние стремительно развивающиеся рынки порождают такую скорость изменений, что она вызывает конфликты между людьми из-за разнообразия их стилей[3] и интересов.
Чем серьезнее изменения, тем серьезнее проблемы. Чем масштабнее изменения, тем сложнее проблемы.
В развитых странах уровень жизни высок, а качество жизни низкое. В развивающихся странах все наоборот: уровень жизни низок, но качество жизни выше. Там по-настоящему ценятся семья и друзья, у людей есть время на себя и друг на друга.
Организационный рак (стиль управления «Мертвый пень»[4]) является следствием несистемных, неконтролируемых изменений.
Не подобна ли ваша компания (да и вы сами) нашей Вселенной, которая становится все больше и больше, при этом разрушаясь изнутри – в своей основе?
Глава 2. Об управлении изменениями
Если вы сами не способны меняться, то почему вы думаете, что можете изменить других? Изменения начинаются именно с вас.
Вы не можете заставить человека кем-то стать. Вы лишь можете помешать ему стать тем, кем ему суждено быть.
Управление изменениями – процесс нелинейный. Всегда требуется сделать два шага вперед и один шаг назад.
Чем серьезней вносимое вами изменение, тем серьезнее будет кризис, который неизбежно вызовет изменение парадигмы мышления как метода принятия решений.
Неправда, что привести лошадь к водопою можно, но нельзя заставить ее пить. Если проскакать на лошади много часов, особенно в жаркую погоду, то, как только вы подведете ее к воде, она начнет пить. Если вы хотите изменить поведение человека, думайте не только о нем, но и о том, что его окружает. Внешние обстоятельства меняют поведение.
Ничего-не-делание на самом деле очень важная штука. Оно позволяет нам высвободить энергию для перемен. А в этом суматошном мире, в котором мы живем, перемены – необходимое условие успеха.
Вы никогда не найдете времени для того, чтобы не делать ничего. Время для ничего-не-делания надо выделять специально и сознательно.
Чтобы изменить свое поведение, сначала надо осознать, что в этом действительно есть необходимость.
Осознание – необходимое, но недостаточное условие для изменения своего поведения. Вам нужно также отдавать себе отчет в том, какое влияние оказывает на вас ваше поведение, и в связи с этим понимать, почему оно требует изменения. А еще вам, вероятнее всего, понадобится изменить свои приоритеты и программу действий.
Вы можете быть преданы какому-то делу, но при этом не (хотите?) меняться (вы полагаете, что ради этого дела должны меняться другие, но не вы?). Помните, что без вашей личной преданности[5] делу изменения не произойдут.
Намерений без жертв не бывает. Чем больше вы готовы «заплатить», тем сильнее ваша преданность.
Чем более кардинальные изменения мы переживаем или хотим осуществить, тем тверже должны быть наши намерения (преданность) и цена, которую мы готовы заплатить.
Когда сотрудники организации разделяют интересы ее владельцев, возникает атмосфера сотрудничества, и тогда компания в состоянии быстрее и успешнее внедрять необходимые изменения.
Чтобы изменить поведение, измените систему поощрения.
Поскольку процесс изменений непрерывен, то и процесс интеграции должен быть постоянным. Любая организация нуждается во внедрении небольших, но постоянных изменений.
Чтобы справиться с состоянием стресса и адаптироваться к нынешнему высокому темпу изменений, важно сформировать в коллективе такую культуру, в рамках которой люди могли бы относиться друг к другу с уважением и взаимным доверием[6]. Тогда деструктивная и дисфункциональная энергия стресса станет энергией роста и позитивного делового опыта.
Глава 3. О прогнозировании изменений: жизненные циклы организаций[7]
Как и у любого человека, у каждой организации есть свой жизненный цикл с четко определенными этапами и предсказуемыми переходными проблемами на каждом из них.
Подумайте, на каком этапе своего жизненного цикла находится ваша организация: важно понимать, что именно ей необходимо на данном этапе. Если вы строите стратегию, не учитывая этого, может произойти катастрофа.
Вопросы стратегии и планирования должны зависеть не только от актуальных прогнозов и рыночных тенденций, но и от этапа жизненного цикла вашей организации. Придерживаться стратегии, которая не соответствует этапу жизненного цикла вашей организации, – все равно что давать ребенку лекарство, предназначенное только для взрослых.
Организация рождается тогда, когда преданность ее основателя успешно прошла необходимую проверку[8].
Чем серьезнее изменения, которые вы хотите сделать, тем сильнее должна быть ваша преданность делу. Сила вашей приверженности зависит от риска и цены, которую вы готовы заплатить.
Чем успешнее молодая организация, тем более имперскими выглядят замашки ее владельцев и тем небрежнее они ею управляют.
Некоторые компании попадают в так называемую ловушку основателя. Основатель становится основным активом компании и в то же время главным источником риска. Он уже не способен управлять в прежнем стиле, который когда-то позволял компании расти, но при этом не может ни изменить собственный стиль управления, ни передать бразды правления человеку с другим стилем руководства. И тогда организация зависает в состоянии неопределенности.
Чем значительнее успехи организации, тем самонадеяннее ее основатели. Им начинает казаться, что они могут «ходить по воде». Они с трудом признают, как трудно дался им успех и как часто они оказывались в воде не только по колено, но и по самую шею.
Стратегия организации на этапе старт-апа должна опираться на преданность ее основателя, определяемую теми жертвами, на которые он готов пойти ради отражения будущих рисков.
Стратегия организации на этапе ее становления («Младенчество») должна быть ориентирована на то, чтобы ее продукт (услуга) был выдающимся, а также отвечал всем ожиданиям клиента и был конкурентоспособным. Главная цель на этапе «Младенчество» – выжить.
Компания на этапе быстрого роста («Давай-давай») должна вести строгий учет своих расходов. Ей необходимы дисциплина и жесткий контроль роста. Создание взаимодополняющей команды[9] для выработки решений позволит хозяину компании получать объективную информацию о реальном положении дел, чтобы осуществлять оптимальный контроль всех процессов.
Организация на этапе «Давай-давай» стимулируется благоприятными возможностями, а не стимулирует появление этих возможностей сама.
Когда компания на этапе «Давай-давай» развивается одновременно в нескольких направлениях (даже если это происходит успешно), но без должной дисциплины, системы и порядка, кризис неизбежен. Компания обязательно совершит ошибку.
Одной из частых проблем организации на этапе «Юность» является временная потеря видения[10]. Причина этого – острый конфликт между руководителями, обладающими разными стилями управления.
«Расцвет»[11] – это процесс, а не конечный пункт назначения.
Баланс между интеграцией и предпринимательством – контролем и принятием риска – обусловливает рост в долгосрочной перспективе и позволяет организации достичь этапа «Расцвет».
«Расцвет» организации – это согласованность ее организационной структуры с ее функционалом.
«Расцвет» организации – это оптимальный баланс между самоконтролем и гибкостью.
Организация на этапе «Расцвет» способна мыслить стратегически, не упуская при этом деталей.
Оптимальная структура организации на этапе «Расцвет» должна учитывать все необходимые для взаимодополняющей команды стили управления.
Стратегия организации на этапе «Расцвет» – это создание новых продуктов и проникновение на новые рынки, а также поиск возможностей диверсификации как за счет внутреннего роста, так и за счет поглощений или слияний с другими компаниями.
Каковы симптомы старения? Организация выходит из состояния «Расцвет», когда утрачивает цель и стремление меняться.
Если человек стремится добиться невозможного, он психологически молод. Он работает над тем, чтобы желаемое стало действительным.
Если же человек, глядя в будущее, думает, что то, чего он хочет, является лишь его праздным желанием, ради которого не стоит ничего менять, – такой человек психологически стареет.
Если вы хотите омолодить организацию, создайте условия для того, чтобы она приняла на себя ответственность за своих клиентов и стала зависимой от них: объедините организацию с теми, для кого она существует и кого обслуживает.
Организация на этапе «Бюрократия» функционирует независимо от своих клиентов. Она существует за счет внешней поддержки – например, политической или социальной. Но если такая организация берет на себя политическую ответственность, она лишается прежней поддержки и наступает ее коллапс.
Старение – явление аномальное. Организации стареть не должны.
Глава 4. О лидерстве
Стиль лидерства должен соответствовать потребностям организации на текущем этапе ее жизненного цикла.
Осознанный менеджмент означает, что руководитель, зная, что происходит в компании, осознанно и специально выделяет время для интеграции, чтобы противостоять той дезинтеграции, которая происходит из-за постоянных изменений.
Хороший лидер – это не то, что он знает и умеет, а то, кем он является.
Хорошие менеджеры трезво оценивают свой стиль управления: что они могут, а что – нет; ладят с носителями других стилей и не боятся конфликтов. Они окружают себя людьми, которым доверяют, и всегда готовы выслушать их возражения. Они создают атмосферу взаимного доверия и уважения.
Роль политического лидера заключается не в том, чтобы представлять одну точку зрения, а в том, чтобы суметь объединить несколько разных.
Меньше действий, больше мыслей, а еще больше – чувств. Вот что нам нужно.
При развитом капитализме менеджмент утратил такие сдерживающие силы, как гордость и стыд.
Символы побеждают разум. Эмоции сильнее логики.
Имейте дело с теми, с кем необходимо, а не только с теми, с кем вам нравится иметь дело.
Если вы недостаточно компетентны в искусстве политики (не умеете угождать людям и в то же время стоять на своем), вы не сможете подниматься по иерархической лестнице крупных корпораций.
Необходимо поддерживать интеграцию как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Стремитесь к абсолютной целостности.
Судить, насколько хорош руководитель, можно по тому, оправданно или неоправданно он действует, а не по тому, жесток он или мягок.
Хороший руководитель не может быть воплощением всех добродетелей, которых мы обычно ожидаем от своего руководства.
«Книжных» менеджеров – то есть таких, которые планируют, организуют, мотивируют, находят сотрудников, контролируют, руководят, формируют команду и в то же время чутко реагируют на все человеческие нужды, – попросту не существует. Идеальных руководителей не бывает.
Хороший руководитель чувствует, какое влияние он оказывает на других, а также понимает, какое влияние другие оказывают на него.
По сравнению с лидерами коммерческих структур лидерам некоммерческих организаций приходится быть намного более дисциплинированными и честными по отношению к самим себе; их мерило успеха в конечном счете основано на том, насколько честно они сами оценивают свою работу.
Управляйте изменениями, одновременно сохраняя свою организацию в единстве.
Говорите своим сотрудникам, чего вы хотите достичь. Прислушивайтесь к ним, выясняйте, какие проблемы встают у них на пути. На это важно тратить время. И тогда вам не придется умолять их сделать то, чего вы хотите. Это и так произойдет.
Если этого не происходит, значит, либо вы приняли неверное решение, либо у вас не те люди.
Создавайте, воспитывайте, подпитывайте и укрепляйте культуру взаимного доверия и уважения. Тогда никакие изменения не страшны.
Мы являемся лидерами до тех пор, пока сохраняем чуткость и к людям, которыми руководим, и к внешнему окружению, с которым работаем; мы лидеры до тех пор, пока наш стиль управления соответствует поставленным на сегодняшний день задачам.
Не бойтесь проиграть. Тот, кто не может позволить себе проигрывать, никогда не выигрывает. Если вы не способны рисковать, вы никогда не узнаете, как выглядит победа.
Суть лидерства – суметь соединить различные интересы людей в один общий интерес в рамках одного проекта.
Прекратите жить будущим. Перенесите свое будущее в сегодняшний день.
Руководитель, который всегда говорит своим подчиненным, как именно они должны поступать, таким образом внушает им, что они не в состоянии думать сами и только он способен принять правильное решение.
Быть хорошим политиком – значит уметь больше слушать и меньше говорить.
Политическая проницательность, или умение маневрировать, иногда означает умение держать свое мнение при себе. Важно дать почувствовать каждому, что его голос услышан, чтобы у людей не создавалось впечатление, будто вы на один голос реагируете, а другой оставляете без внимания.
Чем выше вы поднимаетесь по иерархической лестнице, тем политически умнее вы должны быть. Да, это значит, что вам не стоит говорить вслух обо всех своих намерениях. Научитесь держать карты закрытыми и будьте готовы к обвинениям во лжи, потому что ваши слова о том, что вы собираетесь сделать, не всегда будут соответствовать тому, что вы действительно сделаете.
Нет на свете идеальных руководителей, родителей, детей или лидеров. Ничто не совершенно, потому что все подвержено изменениям. Это жизнь.
Если вы думаете, что кто-то идеален, это означает, что вы недостаточно хорошо его знаете.
Успешным работником, руководителем, родителем или супругом вас делает не то, чем вы обладаете, не то, что вы делаете, и даже не то, о чем вы думаете.
Успешным вас делает то, кем вы являетесь и что вы собой представляете: то, что движет вашими решениями и формирует ваше поведение.
Быть лидером – все равно что быть большим пальцем руки: он взаимодействует с каждым пальцем отдельно (стиль), чтобы работала вся рука (команда).
Хороший руководитель тот, кто умеет возразить и при этом не создать неприятную ситуацию.
Процесс управления слишком сложен для одного руководителя. Это все равно что растить ребенка в одиночку. То же самое относится и к организациям. Необходима взаимодополняющая команда.
Бюджетируйте свое время так же, как вы бюджетируете деньги. И того, и другого вечно не хватает.
Люди, плывущие в лодке, не должны ее раскачивать. Ваша задача как лидера – убедить тех, кто раскачивает лодку, сесть за весла.
Каждый может быть лидером. Но ваша функциональность как лидера зависит от того, соответствует ли стиль вашего управления поставленной задаче.
У всех организаций есть жизненный цикл. Функционален ваш стиль лидерства или нет, зависит от того, на каком этапе своего жизненного цикла находится организация.
Это сходно с воспитанием: нельзя относиться к ребенку как к 40-летнему человеку, равно как и воспитывать 40-летнего человека как ребенка.
Никто не может быть лидером вечно; задачи, стоящие перед лидерами, меняются легче и быстрее, нежели любой из них может изменить собственный стиль управления.
Если лидер не в состоянии приспосабливать свои стиль и поведение к изменениям в организации, люди уже не видят в нем лидера.
Конец ознакомительного фрагмента.