Гарантии независимости адвоката
Адвокату для осуществления им адвокатской деятельности государство гарантирует так называемую адвокатскую неприкосновенность, которая является целым комплексом мер, направленных на беспрепятственное исполнение адвокатом прямых профессиональных обязанностей. В международном праве адвокатской неприкосновенностью называется «комплекс мероприятий в виде организационных и правовых гарантий правозащитной деятельности адвоката в целях обеспечения юридической помощи населению, что является обеспечением одного из основных прав человека – права на защиту» (М. Б. Смоленский).
Согласно ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» адвокатская неприкосновенность декларируется следующим образом:
1. Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются.
2. Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).
Указанные ограничения не распространяются на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается.
4. Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.
5. Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.
Адвокатская неприкосновенность защищает не только самого адвоката от возможного давления или преследования, но и людей, которые вверили адвокату свою судьбу.