2. Характеристика федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 декабря 2004 г.) был подписан Президентом РФ 31 мая 2002 г. и уже с 1 июля вступил в силу.
Закон преследует решение задач по расширению правовых и организационных возможностей адвокатов в оказании квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.
В рассматриваемом Законе отражены все основные понятия и направления деятельности органов адвокатуры.
Согласно указанному закону адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
В Законе закрепляются:
1) регламентация условий приобретения, прекращения и приостановления статуса адвоката;
2) права адвоката на выбор формы организации;
3) права адвоката на осуществление своей профессиональной деятельности индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро);
4) права граждан России получать бесплатную юридическую помощь;
5) определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.
При принятии Закона предполагалось, что он позволит демократизировать действующие объединения адвокатов, выстроить в их рамках новые структуры для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и обеспечения их права на выбор адвоката.
Однако данный Закон был принят в сжатые сроки, поэтому были рассмотрены основные вопросы, концептуально важные положения и не оговорены при этом второстепенные, но не менее важные моменты, например о помощниках адвоката, которыми могут быть лица с неоконченным высшим юридическим образованием. Но адвокату может потребоваться помощник, относящийся к другой профессии, а потому подобную норму следует считать не соответствующей интересам адвокатского сообщества. В Законе недостаточно четко прописаны процесс и механизм сдачи экзаменов адвокатами в Министерстве юстиции.
Также законодатели не учли того, что на многих территориях России передача права организации структурных подразделений адвокатуры партнерам, создающим адвокатские бюро, лишит население огромных территорий России квалифицированной юридической помощи.
Характеризуя указанный Закон в целом, можно сделать вывод, что в нем мало императивных норм, многие статьи диспозитивны, так как лишают адвокатского права выбора.