Вы здесь

Адвайта. 3. О магии и мистике (Д. С. Свами, 2014)

3. О магии и мистике

Сумиран: Для того чтобы рассмотреть некоторые моменты, мы создадим рабочую модель, модель пяти типов, пяти возможных состояний человека или пяти аспектов того, чем человек живет, чем занимается в жизни. Если помните, мы рассматривали четыре типа по Гурджиеву, семь типов, которые давал Ошо в своей книге «В поисках чудесного». Мы комбинировали Адвайту с теорией Гурджиева и получали семь новых типов. Но эти пять типов, о которых я сегодня хочу сказать, немного другие.

Человек № 1 – это человек социума. Социальный человек. Для этого человека способ существования – это изменение окружающей среды. Такие люди себя воспринимают как нечто уже сложившееся и неизменное. Они практически не меняют себя целевым образом, они не представляют себе, как изменить себя внутри, то есть они меняют внешний мир, окружение. Они могут изучать науку, но в связи с изменением окружения. Для них вопрос «Могу ли я быть другим?» просто не возникает, а если и возникает, то очень быстро исчезает из их головы. И поэтому эти люди ориентированы на внешнее. Все их внимание идет на изменение состояния внешней среды. Себя они воспринимают как черный ящик, что у него внутри – неизвестно. Аналогично мы смотрим телевизор, не зная, как он функционирует. Мы просто видим изображение, его микросхема нас не интересует. Мы не собираемся его переделывать или перепрограммировать. Если он сломается, мы покупаем новый. А когда нам нужно другое, более качественное изображение или больше каналов, или больше функций, мы ничего не перепаиваем, мы просто выкидываем старый телевизор и покупаем новый. Телевизор для нас – это вещь, которая имеет только экран, мы – пользователи. Но что внутри, мы не знаем, только предполагаем, что там что-то есть.

Социальный человек себя переживает приблизительно так же, как телевизор. Он может есть, заниматься сексом, получать удовольствие. Это экран. А как все это работает, его, в принципе, не интересует. Его интересует, как что-то получить на экране. То есть его жизнь – это просто способ получения удовольствия из внешней среды. Так живут люди одной из категорий.

Другая категория – человек № 2. Его можно назвать психологом, психотерапевтом или клиентом психотерапевта. Это люди, которые узнали, что можно себя менять. То есть помимо того, что я могу изменить внешнюю среду, я могу менять что-то внутри себя. Такие люди воспринимают себя не как нечто неизменное, а как то, что может меняться, и это бóльший прогресс по сравнению с человеком № 1. Понимание того, что я могу быть лучше – не среда, а я, – является качественным сдвигом в сознании. Можно прикладывать к этому усилия и получать результат. Так же, как я прикладываю усилия к внешней среде и получаю результат, я могу приложить их и к себе.

Но человек этой категории меняет себя в том коридоре реальности, в котором он и жил. Он, как правило, не выходит в другие измерения, в другие принципиально новые переживания, принципиально новые состояния психики, энергии. Он жил с определенными ощущениями, эмоциями, мыслями, вот он с ними же и работает. Он просто улучшает их поведенческие паттерны, какие-то эмоциональные переживания, но он не выходит за их пределы. Вселенная наша многообразна. Но этот человек воспринимает жизнь только в привычном диапазоне. Это его коридор. Он по нему двигается. Здесь находится работа, семья, дети. Есть ли что-нибудь за ним, он не видит, не чувствует. Человек № 2 так организован, что видит только этот диапазон, в нем может двигаться. Человек социума движется в этом диапазоне, не меняясь. Человек, занимающийся психологией, движется в том же диапазоне, но начинает меняться. Однако как ни крути, он все равно не выходит за его рамки.

Дальше идет человек № 3. Человека № 3 – маг. Это человек, который, начав заниматься практиками, попадает в школу к людям, говорящим ему: «Жизнь несколько больше, чем ты ее воспринимаешь, мы можем расширить твой диапазон восприятия мира, это можно сделать с помощью определенных методов. Если ты хочешь – давай». Люди, которые начинают двигаться в этом направлении, входят в новый диапазон реальности, расширяя коридор. Эти области не воспринимаются обычными людьми, но человеку № 3 показывают ключи. Такие люди меняют себя определенным образом, и это можно назвать магией. Магия дает возможность прикоснуться к тому, к чему обычный человек не прикасается, и понять ее законы. Допустим, до этого человек был психологом, изучал законы определенных областей сознания, но когда его посвящают в другие области, там могут быть другие законы. Ему надо учиться психологии, но уже магической психологии, законам иного мира, иных областей. Это искусство. Одно искусство – попасть в эти области, другое – изучить их законы. Часть людей занимаются именно этим, то есть становятся магами.

Человек № 3 – это человек, который не только открывает новые области, но и становится в них профессионалом. Теперь представим ситуацию, что человек нагулялся по всем этим областям. И дальше с ним, возможно, происходит следующее: он попадает в другое качество. Это уже человек № 4.

Человек № 4. Его будем называть мистиком. Мистик принципиально отличается от людей первых трех типов, в том числе и от магов. Маги еще являются личностями, которые что-то исследуют, что-то меняют, что-то пытаются находить в мире форм.

Социальный человек пытался и учился что-то находить и менять в окружающей среде. Психолог учился что-то находить и менять в своем ограниченном диапазоне внутренней и внешней реальности. Маг учится, что-то находит и меняет в большем диапазоне реальности. Это общее у трех типов людей. Я хочу сделать жизнь лучше, я хочу ее понять, изменить, и в этом я опираюсь на взаимодействие с внешними и внутренними объектами.

То, что случается с мистиком, очень странно. Мистик в какой-то момент теряет интерес к формам. Он начинает желать познать то, что не имеет формы, что можно назвать Богом, Истиной, нирваной. В человеке появляется жажда, тоска именно по этому, и только по этому. Мистик тотально хочет только одного – знать Абсолютное. Хочет прийти к Богу. И хочет не так, как вы говорите: «Я хочу», – в нем появляется колоссальная энергетическая жажда. То есть ему больше ничего не интересно. Больше ничего не надо. Он может чем-нибудь заниматься, но внутренне у него всегда на первом месте стоит это чувство: он хочет познать Себя.

Почти все вы смотрели кассету «Зов поиска»: Пунджей сидит, а перед ним человек триста слушателей, и он говорит, что тоска по Богу – это огонь, который должен сжигать вас. Он говорит аудитории: «В данный момент я не вижу этого огня ни в чьих глазах». Они все пришли к нему якобы за реализацией. Они уже много лет что-то ищут, а он говорит, что ни в чьих глазах не видит этого огня. И это так, потому что если человек инициирован, это видно. Он инициирован именно в эту жажду.

Все, что вы делаете, – это еще не мистика. Когда с вами такое случается, это грейс: самому этого сделать нельзя. Можно создать себе социальные условия, можно проделать психологическую работу, достичь магии, но самому войти в мистический аспект жизни нельзя. Это первый грейс Бога. Что делает мистик? Он ничего не делает. Он находится в очень необычной ситуации. Он понимает, что сделать ничего не может, – мы с вами говорили, что к Богу нельзя прийти волевым усилием. И мистик ждет, он понимает, что ему больше делать нечего. Но он не просто ждет. Он ждет в состоянии тоски, молитвы. Это не выражается вербально. Это состояние. Это звучание человека, звучание, которое видно.

Мистик не зовет Бога. Он понимает, что это глупо. Он может не выполнять какие-то ритуалы, может вообще ничего не делать. Но он тоскует. И это сразу в человеке можно почувствовать. Человек может заниматься практиками, он может себя истязать колоссально, все что угодно делать – и все равно видно, что это просто жадность ума. Это не мистика. Жажда по Богу сильно отличается от жадности ума. Жажда не от ума идет, а от самого Бога. И мистик просто ждет. Он живет этим чувством, этим мироощущением. Когда с ним случится реализация, он не знает. И не требует, потому что ему известно: требовать нельзя. Такое может случиться, а может не случиться в этой жизни. Может быть, это произойдет через сотни жизней. Но человек уже попал в состояние ожидания, он в нем… Это четвертый тип людей – мистики.

Человек № 5. Это люди, которые пришли к Богу. Реализовались. Это Будды, Учителя.


В эти пять типов людей можно вложить весь спектр человеческой жизни. Я хочу провести одну аналогию, чтобы вы могли еще раз для себя лучше понять то, о чем мы говорили. Представьте, что у вас есть любимый российскими людьми участок шесть соток и вы на нем живете. Участок – это символ вас. Это вы. Участок – это ваш внутренний мир. Если вы человек № 1 и живете на этом участке в шесть соток, то не следите за ним. Вы ездите на работу, в город, зарабатываете деньги, возвращаетесь на свой участок, ночуете там, готовите еду и опять куда-то уходите. Ваш садовый участок зарастает чем попало. Какие семена прилетели – то и растет. Вы его не обрабатываете, за ним не ухаживаете, то есть вы занимаетесь какой-то активностью за пределами этого участка. Но на ваших шести сотках хаос. Таково состояние социального человека, если мыслить в рамках метафоры «сад – внутренний мир».

Дальше идет психолог. Он начинает обрабатывать свои шесть соток. Сажает картошку, розы и т. д. Но все, что он обрабатывает, находится в пределах шести соток, потому что это его мир. То есть он остается в этом же мире. Человек № 1 жил в таком же саду, но сад был грязным, запущенным. Психолог же начинает наводить на участке порядок: скрещивать растения, что-то создавать.

Я пока не касаюсь школ трансперсональной психологии. Сейчас наиболее открытые, талантливые психологи понемногу начинают привносить в психологию то, что мы называем магией. Нельзя этого не замечать. Но, на мой взгляд, такое привнесение происходит пока в очень небольших масштабах.

Что такое магия исходя из этого? Магия – это когда к вам на садовый участок приходят люди и говорят, что помимо тех культур, которые растут на шести сотках, есть океан и горы – Гималаи, Кавказ. «Не хочешь ли посмотреть?» – спрашивают они. Вы, может быть, говорите: «Хочу». – «Тогда пойдем». Маг – это тот, кто начинает путешествовать. Не тот, кто живет на своем участке, а тот, кто начинает ездить, изучать географию, различные климатические пояса, растения. Маг вышел за пределы садового участка. Он увидел, что природа более разнообразна, чем эти шесть соток. Хотя мог бы прожить на них всю свою жизнь. Многие люди проживают.

На этом метафора с садовым участком заканчивается, потому что мистик уже не может быть определен с ее помощью. То, что за пределами формы, – это состояние человека. Это не то, куда он поехал, где живет, а то, в каком состоянии он живет.

Эти пять категорий людей не взаимоисключающие. То есть вы одновременно можете быть социальным человеком и психологом. Можете изучать психологию, занимаясь при этом бизнесом, своими внешними делами, то есть вы продолжаете быть в какой-то степени социальным человеком, но уже изучаете психологию. Вы включаете психологию в социум. Точно так же вы можете быть магом и продолжать углублять свои познания в психологии. Если вы начали изучать какие-то измененные состояния сознания, не обязательно бросать заниматься психологией. Вы можете двигаться параллельно.

То же самое и мистика. Тут очень интересная ситуация. Хотя мистику ничего не нужно, кроме Бога, но исходя из своих кармических тенденций он все равно будет чем-то заниматься. Иначе он умрет, не достигнув просветления. Впрочем, если у него нет вассан (желаний), то он реализуется в момент смерти. Вы можете быть мистиком и заниматься магией. Если человек занимается магией, чистит тело, нельзя сказать, что при этом он не просветленный, не мистик. Почему он интересуется своим телом, если ему нужен только Бог? Такие вещи могут сосуществовать. Это важно понять. У вас Бог на первом месте, но вы можете иметь и другие интересы. Вы можете иметь семью, свой бизнес, можете преподавать психологию или исследовать магию. Но при этом у вас на первом месте всегда Бог. Есть и другие варианты, такие как Рамана Махарши, Рамакришна. В какой-то момент их перестало интересовать все. Это их вариант. Не у каждого человека так должно происходить. Если бы их не кормили в тот период, они бы просто умерли. Бывает так, что человек садится и понимает, что в этом мире ему больше искать нечего. У него пропадает интерес вставать, есть, пить, заниматься выживанием. И в этом состоянии человек просто умирает. Просто в данном случае это предрасположенность, это ваша тенденция. Когда вы становитесь мистиком, невозможно предсказать, как вы будете жить дальше. Но важно понять, что если вы теряете интерес ко всему, то совсем не обязательно при этом теряется активность. Интерес уходит, а активность может остаться.

Иногда для продолжения жизни в теле Мастер может сознательно оставить какое-нибудь желание, некий якорь, который удерживает его. У Рамакришны таким якорем была еда. Знаете эту историю? Он мог сидеть, беседовать с учениками, потом сказать: «Где еда? Я есть хочу», всех бросить и уйти. Он мог в три часа ночи попросить есть. Жена ему говорила: «Рамакришна, ты же Мастер, ты свою репутацию подрываешь. Сколько можно есть?» Он ей ничего не отвечал в то время. Потом как-то сказал: «Сознание постоянно хочет уйти из тела потому, что Сознанию в нем делать уже нечего, не за что держаться, нет никаких желаний. Я должен был давно умереть. Связи между моим Сознанием и телом уже не существует, и, чтобы не умереть (не уйти в чистое бытие), я оставил себе одно желание – желание пищи. Я оставил его осознанно, и это позволяет мне находиться в теле. Это моя уловка – уловка, чтобы жить». Дальше он сказал, что, когда он перестанет есть, умрет. И вот за три дня до его смерти жена принесла ему еду, ушла, а когда вернулась, увидела, что еда не тронута. И она поняла, что он умрет. Она и его ученики просили, чтобы он поел, но он сказал: «Время пришло, ничего не могу сделать». Так каждый Мастер может держать свой крючок. Из сострадания к людям Мастер создает некоторую зацепку за тело, чтобы еще какое-то время жить и делиться знаниями. Иногда само чувство сострадания является зацепкой, то есть это все взаимосвязано.

В слово «заниматься» я вкладываю определенный смысл. Допустим, психология. Психологом вы станете не тогда, когда будете время от времени читать соответствующие книжки или закончите, например, психологический факультет. Все это еще не говорит о том, что вы психолог. Для меня человек перешел в другую область, скажем психологии или магии, когда это стало его каждодневной работой. Именно каждодневной. Вы каждый день занимаетесь психологией, вы каждый день работаете со своей психикой. Первое важное слово – каждодневно, второе – работа. Вы каждый день в себе что-то меняете, что-то делаете. Пусть даже на тысячную долю процента. Вы каждый день проходите трансформацию. Вот тогда вы занимаетесь психологией в моем понимании. А не то что пять дней походил на лекции, послушал, ушами похлопал, два выходных отдохнул, потом опять пошел. Это не психология. И так же магия. Магия – это когда я каждый день прилагаю усилия. Я просыпаюсь с этим устремлением, живу с ним целый день. Я засыпаю с ним. И более того, когда мне снится сон, он – о моей работе. Вот в этом случае, я считаю, человек занимается. Он вошел в эту область. Большинство психологов для меня социальные люди. Настоящих психологов единицы. Я могу назвать психологом Райха, могу назвать психологом Перлза, но далеко не всех их последователей, для которых психология – это всего лишь способ заработать деньги. Это обычные социальные люди, которые зарабатывают деньги с помощью того, что они называют психологией. Я не против зарабатывания денег, но это не психологи, не человек № 2, а еще человек № 1.

К магу еще более высокие требования. Кто такие маги? Это также редкие люди. Вообще, если человек настоящий маг, то, когда он войдет в комнату, вы поймете, что вошло нечто. Это не совсем человек вошел. Потому что маг реально путешествует по другим пространствам. Он должен иметь определенную структуру тела. Иначе он не сможет. Вот в этом теле вы не сможете войти во многие пространства – в этом теле, в котором вы находитесь. В этой психике. Вас просто туда не пустят. Поэтому, если человек является магом, первое, с чего он начинает, – выстраивает все тела, перестраивает, готовит. Это достаточно долгая работа. Даосы этим занимались. И когда такой человек входит, вы понимаете, что вошло нечто особенное. Даже социальный человек сможет это почувствовать – почувствовать что-то странное. Он не поймет, не сможет понять что это, кто это, потому что в его карте мира магов нет. Но он почувствует, что этот человек сделан неизвестно из чего. Из другого теста сделан. Вот это маги.

А вот мистика вы можете не увидеть. Мага, в принципе, даже легче увидеть, потому что ему требуется определенная энергетическая выстройка, чтобы заниматься магией, путешествовать. Хотя, если человек занимается магией, он может сделать периферийный экран и будет казаться обычным человеком. Он может замаскироваться. Это тоже в его компетенции, если он захочет. Он умнее, чем вы, в любом случае. Если он захочет вас одурачить, он одурачит. Но если он не хочет, то его будет видно. Если он не делает каких-либо искусственных построений между собой и вами, вы будете чувствовать его присутствие. Поэтому к магии еще более серьезные требования, но об этом поговорим немного позже. А пока мне хотелось бы, чтобы у вас разложилось по полочкам то, что было сказано. И вы над этим немного подумали. А потом я бы хотел с вами поговорить более глубоко о магии и о мистике, о человеке № 3 и № 4.

Как правило, нельзя перескочить из человека № 1, допустим, в человека № 4, то есть пропустить психологию, магию и сразу стать мистиком. Это потому, что мы рождаемся социальными. Это первое. Почему мы социальные? Потому, что ребенок не интересуется собой, он себя не меняет. Вы когда родились, хотели себя менять? Вы хотели менять окружение. Игрушку получить, маму, папу. Ребенок – это социальный человек, если только не какая-то особая душа, которая воплотилась осознанно. То есть ребенок рождается социальным, человеком № 1, и никуда вы от этого не денетесь. Вы пытаетесь что-то делать во внешнем мире и совершенно не думаете о том, что сами можете меняться научным образом. Я еще раз говорю: научным образом. Не просто меняться – меняется практически все. А потом вы должны перейти в психологию, перейти в магию. Магия на самом деле очень сложная вещь. Представьте себе, что вы никогда не видели машину. Ее и так тяжело вести, а представьте, что вы только сели за руль, да еще отправились в страну, где совсем другие правила дорожного движения, чем в вашей стране. И вообще-то вы совсем не знаете правил движения. То есть во-первых, вы едете на машине, которую еле-еле умеете водить, а во-вторых, вы не понимаете знаки. Это и значит войти в мир магии, минуя психологию. То есть вы еще не умеете рулить, а хотите войти в миры, где могут быть совсем другие энергии, принципы отношений. Это весьма рискованно, глупо, и обычного человека туда не пускают.

Все эти популярные школы, где говорят: «Мы вас сразу научим запредельным вещам», – все это маразм, на мой взгляд. Человек должен иметь какую-то психологическую подготовку и знать принципы. А так взять социального человека и сделать из него мага – это просто профанация. То есть скакнуть нельзя. Это мое видение. Вы должны понять определенные психологические вещи и только потом войти в мир магии.

В чем сложность вхождения в мир мистики? Там нет трудностей, связанных с тем, что надо что-то делать. Там делать ничего не надо. Но тотально войти в мир Бога нельзя, пока вы не наигрались во всех этих вещах. Вы должны не иметь желаний социальных вещей. Или хотя бы они у вас не должны быть превалирующими. Вы наигрались. Вы были человеком социума. Сделали бизнес, родили детей, создали семью. Вы это прошли, у вас это уже внутренне завершено. Потом вы наигрались с психологией. Если вы хотите выйти из психологии в мистику – это тоже сложно, потому что магия многомерна. Человеку хочется познать другие миры, энергии, другие пространства. Ему хочется это понять, исследовать. И это достаточно большая провокация. Вы можете сидеть ждать Бога, а тут к вам приходят определенные сиддхи. Это уже мир магии. И вы говорите, что это классно, что вы этого хотите, что этого еще не пробовали. Поэтому многие люди должны наиграться в магию. Некоторые интеллектуалы могут сказать, что все эти вещи, эти энергии, эти миры не стоят Бога. Можно утверждать это с позиции разума, но на самом деле их будет тянуть туда, в этот опыт. Поэтому практически все идет последовательно, как я вижу. Перескочить очень трудно. Иногда можно – если вы в прошлой жизни занимались магией. Тогда в этой жизни вы как бы пробиваете канал связи с каузальным телом и понимаете, что в это вы уже играли и что это вам толком ничего не дало. Да, классно, здорово. Но Бога в этой магии вы не получили. А вы его хотите. Поэтому в этой жизни вы магию откладываете в сторону. Я считаю, что человек обязательно должен пройти в этой или прошлой жизни все эти стадии.

Есть люди, которые совершенно не озабочены семьей. Почему? Возможно, они это уже отработали. Они имели детей. И в этой жизни человек социума говорит такому человеку: «Ты эгоист, ты живешь для себя», – но он не знает, что тот, может быть, уже многие жизни жил для семьи. Имел сотни детей и отдал все долги. Он прожил этот опыт и сейчас занимается другими вещами. Есть люди, которым не надо заниматься психологией. Им нужно сразу заниматься магией, мистикой. Психология для них будет шагом назад. Так же и семья для кого-то шаг назад, то есть семья не приведет к Богу. Мы занимаемся в каждой области, чтобы прожить какой-то опыт и понять, что многого в нем нет. Это очень важно. Я могу быть удовлетворен, но всегда до какого-то предела. В семье, в психологии, в магии. И когда я этот опыт получил, все равно не удовлетворяюсь полностью. Тогда я становлюсь мистиком. Я хочу того, что меня полностью удовлетворит.

Еще один момент. Чем мистик отличается от людей первых трех типов? Первые три типа: социальный человек, психолог, маг – они хотят жить. Есть я. Я хочу жить хорошо. Даже маг тоже хочет жить хорошо. Но он использует для этого еще и магию. Я есть. Я себя люблю. Я хочу знать законы Вселенной, чтобы для себя любимого создать хорошую Вселенную, хорошие отношения, хороший мир и так далее. Не исключено, что маг захочет помогать другим людям, отказываясь эксплуатировать людей более низкого уровня сознания. Жить за счет других – это самый примитивный, варварский способ обычного социального человека.

Мистик – это уникальный вариант. Мистик хочет умереть. Жить он не хочет. Первые три человека работают на выживание. Они хотят выжить, хотят жить. Мистик жить не хочет. Он хочет умереть. Не как тело. Телу умереть просто. Сотни людей ежедневно кончают жизнь самоубийством. Он не хочет жить как обособленное существо. Он не хочет чувствовать: «Я существую как какая-то обособленность от жизни». Он не хочет быть даже душой. У него может не быть никаких проблем, которые мы имеем, находясь в физическом теле, но он говорит: «Я не хочу быть даже душой». Он хочет умереть как персональность. Это его желание. Это часть тоски по Богу. Тоска по Богу – это желание перестать существовать как обособленная форма жизни. И такое желание не шутка. И переживание нешуточное, когда вы подходите к ситуации, когда понимаете, что можете исчезнуть навсегда. Не перевоплотиться, а навсегда исчезнуть как вы. Многие люди испытывают от этого безумный страх. Мистик – это человек, который дал согласие, и не только согласие: он жаждет перестать быть. И в то же время он понимает, что не может умереть сам. На это божья воля. Поэтому другая милость – это переход от мистика к просветленному, к Будде.

В мире существуют три милости.

● Первая милость – когда социальный человек вдруг начинает вгрызаться в психологию. Это милость, потому что убедить социального человека в том, что он может меняться, практически невозможно. Первая милость – когда человек социальный становится психологом.

● Вторая милость – маг становится мистиком.

● Третья милость – мистик становится Буддой.


Это три милости, которые Богом даются человеку. Остальное – это ваша работа. То есть человек № 1, 2, 3 – это еще ваша работа. Далее мы поговорим подробно о магии и о мистике, хотя ваша ближайшая перспектива – магия.


Искатель: Можно ли стать мистиком, занимаясь йогой?

С.: Если человек имел действительно хорошего учителя йоги и серьезно занимался йогой, то он может стать мистиком. В своем мировосприятии настоящая йога подразумевает глубокое знание психологии. С чего начинается йога? Это чистка тела. Затем человека обучают принципу «Яма – не Яма», что можно, что нельзя. Это психология. Если взять йогу Патанджали, там первые несколько ступеней – чистая психология. Это изменение себя в том диапазоне реальности, в котором живут обычные люди.


И.: Что значит свидетельствование в практике дза-дзен?

С.: То, что мы называем свидетельствованием в контексте работы на данном семинаре, близко к магии. Вы формируете в себе свидетеля, раскрывая осознавание более тонких энергетических центров без отождествления с ними. А мистика в моей интерпретации по этой схеме – это жажда. Ты можешь мыть посуду, за детьми ухаживать, но ты в этой жажде живешь. Мистика – это не техника. Это не группа. Это как когда ты влюбилась и ходишь влюбленная все время. Если он рядом – ты счастлива, если нет – то несчастна. Неважно, чем ты занимаешься. Ты всегда помнишь об этом человеке. Вот это мистика.

Почему может быть очень ценным контакт с мистиком? Мистик может кинуть в тебя зерно влюбленности в Бога. Если человек сам влюблен – это магнетично. Рядом с этим человеком ты можешь получить инициацию. Магии можно научить, а мистике научить нельзя. Мистикой можно заразить. Это не обучение. Если вы сидите рядом с Мастером – вы заразитесь. Если вы предрасположены, если у вас слабый социальный иммунитет, то вы, может быть, заразитесь. То есть вы станете влюбленным в Бога, влюбитесь внутри, затоскуете. В этом качестве человек имеет определенный шарм. Если такого человека нет в вашей жизни, самостоятельно вы можете влюбиться практически только грейсом, Божьей милостью.

Вообще есть три возможности влюбиться, стать мистиком. Во-первых, встреча с мистиком, во-вторых, грейс Бога и, в-третьих, если вы в прошлой жизни, уже были мистиком. Однако жизнь настолько сложная система, что даже мистики забывают, что в прошлой жизни они были мистиками. То есть то, чем вы занимались, может быть забыто. Но в какой-то момент, если вы этим много занимались, честно трудились, душа пробуждается в теле. Изнутри вы будете чувствовать, что не хотите этого. Это не грейс. Грейс – это когда первый раз, а в данном случае происходит как бы воспоминание. Вы занимались – вы вспомнили. Поэтому я хочу, чтобы вы в этой жизни больше, интенсивней занимались, глубже шли. В следующем рождении вы это вспомните, захотите этим заниматься. Неважно, где вы родитесь, в каком социуме, на какой планете. Как бы вас не зомбировали, вы все равно рано или поздно заинтересуетесь, что такое магия, мистика. Если в этой жизни создать сильную внутреннюю тенденцию, то она сможет перенестись в следующее воплощение и будет эффективно сопротивляться той среде, в которой вы родитесь. Если вы создали эту устойчивую тенденцию, то есть шанс, что вы не будете зависимы от того, где вы родились. Вы все равно этим будете интересоваться. И мистиком можно стать исходя из прошлых жизней, прошлого поиска.


И.: В чем разница между наблюдением и свидетельствованием?

С.: Наблюдение – это процесс между мной и объектом наблюдения. То есть процесс наблюдения – это тонкая энергия в теле. Это некоторая структура, которую ты в себе формируешь. И потом ты из этой структуры смотришь на другие явления, ощущения, мысли, образы. То есть наблюдение – это еще дуальность, часть эго, часть отделенности. Чувствуешь себя отделенным.

А свидетельствование – это когда ты свидетельствуешь свое бытие. Тут нет двойственности. То есть ты свидетельствуешь о том, что ты существуешь. Ты это знаешь. Это состояние «Я есть». Сат-чит-ананда. Свидетель в этом контексте – это то, что знает, что я существую, но не как объект наблюдения. А наблюдатель в этом контексте – это душа. Это некоторое энергетическое формирование, которое чувствует себя обособленно. И оно наблюдает. Вот в этом разница.

Наблюдатель – это еще часть феноменального мира. А свидетель – это мир вне формы. Фактически свидетельствование – это квантовый переход, не постепенный. Самостоятельно можно стать только хорошим наблюдателем. А переход из наблюдателя, из души, в общую душу происходит грейсом. Сразу. Ты сначала формируешь в себе наблюдателя, он становится все больше, сильнее. Потом он становится максимально сильным. Целостным. Потом его выбивают одним ударом. Реорганизация происходит в момент. Это не постепенный процесс.

Наблюдатель – это постепенный процесс, ты становишься все более и более неотождествленным. Все менее и менее связанным с какими-то аспектами. Затем ты стал кристаллизованным, ты стал идеальным наблюдателем. И потом ты его не разрушаешь – ты не можешь разрушить. Он высшее, что можно сделать. Разрушить его может только Бог. Он его и разрушает, только не по частям, а сразу.


И.: Во время практики я часто вовлекаюсь в мысли и эмоции.

С.: Ты сразу не можешь быть идеальным наблюдателем. Вначале ты будешь на 10 % наблюдателем, на 90 % – отождествляться. Потом станешь на 20 % наблюдателем, а на 80 % – отождествляться и т. д. Ты будешь шесть дней в неделю обычным человеком, а один день будешь вспоминать, что есть Бог. Вот такой процесс. Потом это будет возрастать по времени и по качеству. Акцент существует, и он постепенно меняется. И качественно, и количественно. Это часть процесса. Это нормально. Главное – не создавать из этого чувство вины. Человек из всего пытается сделать чувство вины. Подумаешь – шесть дней в неделю. Хотя бы один день наблюдайте.


И.: Возможно ли достичь постоянства и стабильности в жизни?

С.: В жизни нет стабильности. Очень важно принять факт, что стабильности не бывает… Небольшая бывает. Как раз психология и магия помогают найти эту небольшую стабильность, когда ты начинаешь понимать жизнь, основные ее законы. Не только духовные, но и экономические, денежные. Глубже начинаешь понимать – и получаешь бóльшую стабильность. Учиться, учиться. Учиться не только теории, но и практике. Жизнь дана, чтобы научиться. Я говорю, что невозможна полная стабильность. Но бóльшая стабильность возможна. И ты можешь ей научиться. Смотри, учись, наблюдай, изучай закономерности и применяй потом в жизни.


И.: Откуда берутся прошлые жизни?

С.: А откуда берутся твои прошлые дни? Ты полагаешь, из прошлого. Ты родилась, тебе было пять лет, шесть лет. Откуда это бралось? Вот и жизни оттуда берутся. А как они привязываются к конкретному телу? А как ты привязываешь себя в шесть лет к этому телу? Ты была совсем другим человеком тогда. Как ты смогла привязать? Ты привязываешь себя в шесть лет к себе в настоящем с помощью идеи. Так же ты привязываешь прошлые жизни. Просто идеей. Если у тебя не будет идеи о том, что у тебя были прошлые жизни, их у тебя не будет. Ты играешь в идею о том, что тебе было 6 лет. То, что ты сейчас считаешь себя тем, кем считаешь, – это тоже идея. Только с помощью идеи бесконечное блаженное Сознание может умудриться считать себя ограниченным, жалким, ничтожным индивидуумом.

Не только твой образ себя шестилетней – идея, но и ты сейчас тоже только идея. Как говорит Ошо: «Я вижу Бога, который почему-то несет сумасшедшую идею „Я человек“ и пытается от этого излечиться». Если отбросить все идеи, то больше ничем заниматься не надо. Просто отбросить идею «Я есть это».

Сегодня поговорим о человеке № 3, маге, и о человеке № 4, мистике.

Мне часто задают вопрос о воле и отсутствии усилий. Часто у людей одно с другим не интегрируется. Часть литературы, часть учителей говорит о том, что для изменения нужны очень серьезные волевые усилия. А другая часть говорит, что усилия могут только препятствовать. На самом деле, здесь нет противоречия, потому что эти информационные послания обращены к разным людям, это просто наставления к разным категориям людей. То, что касается воли, волевого фактора в работе над собой, начинается в достаточно явном виде как раз в магическом коридоре жизни.

Чтобы войти в другое измерение жизни, в другой ее диапазон, в другое мироощущение, необходимо пройти определенную перестройку тела, психики, определенные ломки. Необходимо прикладывать конкретные усилия, целевые усилия. Например, если я хочу сделать себе растяжку, я каждый день прохожу через боль. Если я тянусь настолько, насколько мне приятно, я не растянусь. Это будет разминка, а не тренировка. А во время растяжки что происходит? Рвутся мышечные волокна, и более того, если я не растянусь на следующий день, то эти волокна опять срастаются. То есть я должен тянуться каждый день. Тогда каждый день я рву эти волокна все больше и больше. И они не успевают срастаться, происходит растяжка. А потом я подхожу к какому-то пределу и чувствую, что растяжка достаточная, и тянусь только на этом уровне. И волокна срастаются уже в новом положении. В этой ситуации существует два необходимых фактора.

1. Я иду через боль, делая усилия. Само по себе тело тянуться не будет. Я должен его заставлять, потому что ни одно тело, если дать ему возможность просто быть самому по себе, не будет себя насиловать. Животные не занимаются физкультурой, туризмом. Только во время опасности, если надо бежать на спринтерскую дистанцию, они бегут. Никто из них не тренируется специально. Волевой фактор – это свойство именно человеческой психики. Человек хочет достигнуть какого-то результата, превышая те способности, которые изначально заложены в него природой. Если он тихо плывет по течению – он имеет определенные качества. А он хочет большего. Только у человека могут быть идеи. Волевой фактор начинается с идеи, с осознания, что я могу быть чем-то большим, чем я сейчас являюсь. Я хочу лучше танцевать, лучше играть в шахматы, глубже переживать мир. Я знаю, что это возможно, то есть у меня есть разум. У животного разума нет. И первое, что необходимо, – это знания. Затем усилия. Я заставляю себя, я действительно заставляю. Чтобы выйти в новый диапазон, нужно заставлять. И никуда здесь не деться.

2. Постоянство. Это тоже волевой фактор. Потому что не каждый день мне, может быть, хочется делать растяжку. Мне хочется отдохнуть, сходить на дискотеку, поспать. Но если я профессиональный спортсмен – приходится… Когда я встаю утром, тело говорит: «Я спать хочу», психика говорит: «Мне это не нравится, надоело». Но есть какая-то часть меня, которая говорит мне: «Это надо». И я делаю, я заставляю свои системы. Через это я получаю новые возможности в жизни. И в магии такие принципы являются определяющими. Потому что магия – это рост за пределы себя. А он всегда непрост, это не может произойти играючи. Вы можете более-менее легко заниматься психологией, потому что психология – это изменение, происходящее в той реальности, которая уже есть. Она есть, вы в ней живете и просто ее переструктурируете. Здесь нет больших сложностей. Если вспомнить аналогию с садовым участком, то в данном случае вы можете быть на садовом участке, и на это много денег не нужно. Вообще денег не нужно. Потому что это ваш садовый участок. Никаких усилий. Он ваш. Вы выбираете работать на нем или не работать. А в магии вы выезжаете за пределы садового участка. Вы хотите посмотреть Гималаи, океан, это уже усилия. Вам надо деньги заработать, маршрут составить, определенным образом собраться. Вы не можете просто попасть на океан. Необходимо целевое усилие, чтобы доехать до океана, а в пребывании на садовом участке особых усилий не требуется. В магии то же самое. Если вы хотите определенного опыта, другого опыта, то вы должны иметь волю. Воля есть то, что дает вам кристаллизацию. Вы внутри себя формируете некоторый центр, более высокоразумный, чем тело, эмоции, ум и так далее, который говорит: «Я хозяин». То есть маг – он хозяин жизни. «Я сказал – я сделаю». И он сделает. Он дал обещание – он его выполнит. Не так, как человек социума. Дал обещание из одного центра, а завтра у него поменялось настроение, ситуация. Он даже сам себе не может давать обещание, потому что у него постоянно меняются центры управления его жизнью: он, например, дал обещание из эмоционального центра, а потом перешел в интеллектуальный. И все это хаотично – он не может это контролировать. Его жизнь является хаосом, он не способен ничего обещать. Об этом говорил Гурджиев. Маг обещать может. С магом вы можете иметь дело, он надежный человек. Он сказал – он сделает. Поэтому на переходе между психологом и магом как раз стоит этот ключ – волевой фактор.


Для чего нужна определенная собранность на этом этапе? Потому что вы попадаете в миры, в энергии, с которыми вы никогда не встречались, которые вы не знаете, которые функционируют по неизвестным вам законам. Это требует колоссальной центрированности – иначе вы будете разрушены. Некоторые люди, которые форсированно входят в магию с помощью каких-то техник, попадают в сумасшедшие дома. Потому что энергия пошла, а тело, психика, ум оказались не готовы. Человек просто становится неадекватен. Поэтому вход – это подготовка. Мы готовим и кристаллизуем себя. Меняется также и диапазон интенсивности. Например, страх: наше тело имеет буферы, щиты, мы не соприкасаемся с энергией страха глубоко. Если вы находитесь в астральном теле, то страх переживается сильнее. Это гораздо бóльшая энергия – это ужас. Все увеличивается на несколько порядков. И если вы не готовы к этому, вам будет очень тяжело.

Следующий момент. Что такое волевой фактор? Это когда в доме появляется хозяин. Вы показываете вашим системам – телу, двигательному центру, сексуальному центру, эмоциональному, – что в доме есть хозяин и не позволяете им бесконтрольно вмешиваться в вашу жизнь. Они могут, как слуги, работать, им предлагается сотрудничество. И есть тот, кто говорит, и за его словами есть вес. Он сказал – и эти системы чувствуют: да, это так. Но бывает и период борьбы, когда система проверяет, действительно ли вы тот, за кого себя выдаете. Действительно ли вы можете контролировать ситуацию? И эта ситуация очень похожа на ситуацию содержания в доме большой собаки. В пять месяцев собака биологически взрослеет, особенно самцы. И они инстинктивно начинают проверять, кто в доме вожак. Семья – это стая. Собака должна понять, какое положение она занимает в иерархии стаи. Она начинает проверять: не слушаться, дергаться, огрызаться. Это исследование границ. Если в этом возрасте собаке показать силу, то через какое-то время она понимает, кто хозяин, кто вожак. Она становится послушной. Но есть период дрессировки, когда должен быть применен силовой фактор, чтобы собака почувствовала силу. Потом, после этого периода тренировки, ее можно доверить даже ребенку. Но это после. Также можно привести пример с лошадью: сначала ее объезжают профессионалы и только после этого на ней может кататься дилетант.

Точно так же, когда мы входим в область магии, системы начинают нас проверять. В том числе и социальная система, люди. «Куда ты дергаешься?» – социум сразу пытается ставить нас на место. И здесь нужна немалая смелость. Потому что социум говорит: «Или ты с нами, или ты никто, ты будешь лишен всех благ». Если вы не чувствуете за собой силу, если вы сомневаетесь, вы отвечаете: «Я с вами».

И то же самое начинают делать внутренние системы. Они говорят: куда ты дергаешься? Они тоже контролируют вашу энергию. Вы думаете, что контролируете сами. В действительности системы уже распределили вашу энергию, и делиться ей они не очень хотят. А чтобы путешествовать, войти в мир магии, вам нужна энергия. А где вы ее будете брать, если системы ее не хотят отдавать? Вам приходится выдерживать битву. Причем достаточно жестокую. Через это вы как раз кристаллизуетесь. Через это вы наращиваете волевой фактор. Поэтому если человек маг, у него сильная воля, иначе он бы не смог стать магом, иначе он бы не прошел. Когда я занимался практикой дза-дзен, мы сидели очень подолгу, иногда ночами. Не спишь несколько ночей, сидишь, и все бунтует. Тебя тошнит, у тебя голова кружится, тебе плохо. Но ты это проходишь. Ты системам показываешь, что решил это сделать и сделаешь, как бы плохо от этого ни было. Ошо говорил, что, если вы решили в дза-дзен не спать, вы должны это выполнить. Если вы психологически сломаетесь, то в этой жизни вряд ли соберетесь. А спать на самом деле очень хочется. Вы этих групп уже коснулись, это вам кое-что дало, это частично кристаллизовало вас. Хотя я в более жестких режимах все это делал, в гораздо более жестких. В таких, в которые я вас брать просто не стал. Должно быть внутреннее согласие человека – через это вы становитесь целостными.

Мистики выглядят очень расслабленными. Почему? Они объездили свою лошадь. Они очень естественны. Но мы просто не видели их в тот период, когда они объезжали свою лошадь, когда боролись с собакой. А теперь мистику делать ничего не надо. Он расслаблен. Он прошел путь магии. Он себя кристаллизовал. Выстроил системы так, что, когда он расслабляется, они не дергаются. Если я приучил собаку ходить рядом, то потом мне не нужно ходить с ней каждый день с напряженными руками, я иду очень релаксированно. То есть я сделал работу, теперь пожинаю плоды. Если эта работа не сделана, то я всю жизнь буду ходить с собакой, которая то туда дернет, то сюда. Собака впереди, а за ней хозяйка.

Мистик сделал эту работу. Причем, может быть, не в этой жизни. Его системы уже знают, что лучше не дергаться, потому что дергаться некуда. Хозяин присутствует. Они это чувствуют. Человек внешне выглядит совершенно расслабленным – и в то же время его жизнь не становится хаосом. Мы видим, что жизнь этих людей гармонична, светла и ненасильственна. Они могут себе позволить не контролировать ситуацию. Мистик не контролирует ситуацию – он как раз отказывается от воли. Но когда он отказывается? Когда все системы уже дисциплинированы. Другими словами, можно сказать, что у него нет разрушительных вассан. Он выжег у себя все негативные тенденции и после этого говорит: «Я буду делать все, что я хочу. Если у меня пошла энергия, я буду ее реализовывать, я полностью снимаю контроль. У меня нет никакой воли, желания. Я просто плыву по течению». Но перед этим он проделал очень большую работу. Он очистился. Он чист. У него нет разрушительных тенденций. Он не разрушает себя, не разрушает других. Он просто не захочет этого делать. Он это знает. Он это проверил. Так возникает путь мистика. Он просто ждет – ждет Бога. Ему некуда двигаться. Он просто наблюдает, как вырабатываются его кармические тенденции, но он видит, что они не разрушительны. И потому не беспокоится.

Поэтому когда люди спрашивают, нужно ли прикладывать волю или нет, однозначно ответить нельзя. Ответить можно конкретному человеку. Если человек на уровне социальном или психологии, ему нужна воля, и еще какая. И это хорошо. Это благо для него. Он научится быть хозяином своей жизни. Но если человек уже прошел этот объем и хочет Бога? У него есть идея, что Бога можно завоевать. Путь воина. Он воин. У мага тоже может возникнуть идея, что Бога можно завоевать: у меня есть сила, есть энергия – я просто пойду и возьму его в плен. Если такой человек встретит мистика, Будду, тот ему говорит: «Ты ошибаешься, ты не прав. Все феноменальное можно взять, если ты умеешь и знаешь как. Но Бога взять нельзя. Бог может сам прийти к тебе, поэтому расслабься». На мой взгляд, Кришнамурти полезен только магам. Магам, которые уже на грани. Которые уже отработали все, что можно было отработать, и просто еще до конца не понимают разницу между феноменальным миром и Богом. Они еще не поняли, что нельзя логическим путем двигаться к Богу. И Кришнамурти это говорит. Конечно, среди его аудитории были такие люди. Может быть единицы. И он им здорово помог. Он и мне помог. Я уже к тому времени много работал. Когда я познакомился с книгами Кришнамурти, Нисаргадатты Махараджа, Пунджея, у меня был такой шок, такое освобождение. Когда я шел, я просто хохотал. Боже мой, чем я занимался! Но я не зря занимался – через это я смог много отпустить в жизни. Отпуская жизнь, я не вернулся в социальную среду. Я не стал человеком толпы. А если эти книги попадаются людям социальной среды, они говорят: «Мы и так жизнь отпустили. Уже давно. Даже не начинали ее напрягать. Что там говорит Кришнамурти – у меня нет методов? У меня тоже нет методов. Мне хочется выпить – я выпил. Хочется дать в морду – я дал». То есть иногда эти книги опасны для обывателя. Раньше обыватель не имел доступа к этой информации. Но вам надо самим понимать, какие книги для чего написаны и для кого.

Надо четко понимать, кто вы: человек № 1, человек № 2, человек № 3, человек № 4. Понимать, где вы вообще находитесь. Потому что в зависимости от этого информация и методы, которыми вы пользуетесь, могут быть диаметрально противоположными.

Еще раз повторю: нельзя перескочить через ступеньку. Нельзя быть обывателем и стать мистиком. Этого не бывает, на мой взгляд. Нельзя быть психологом и стать мистиком. Обыватель, психолог, маг, мистик. Может быть, вы чем-то занимались в прошлой жизни. Но это вы должны проверить.

Первая проверка. Допустим, вы расслабляетесь. Вы ничего не делаете. Ни техник, ничего. Смотрите, что происходит с вашей жизнью. Улучшается она или ухудшается, если пустить ее на самотек? Разрушаете вы других людей или нет, остались ли у вас эти тенденции? Если остались, то вам надо вернуться к магии. Сказать той разрушительной системе: «Нет, я с тобой буду разбираться. Волевыми усилиями я тебя отработаю. Не вытесню из сознания в подсознание, а уничтожу, выжгу». И тогда вы выжигаете эту систему, потом еще одну и еще одну. Потом вы смотрите – их больше нет. Чисто. Тогда вы опять пробуете уйти в мистику: «Трава растет сама по себе». Я ничего не делаю. И смотрите. Но впоследствии вам даже смотреть будет не нужно. Для того чтобы перейти от мистики к Будде, к Богу, вам надо будет полностью отпустить контроль внимания. Вы даже не должны будете на себя смотреть с контролем – а что там у меня осталось? Когда вы перестаете контролировать не только усилиями, а даже вниманием, это и есть переход. В этом состоянии вы не знаете, как вы живете, потому что вас нет. Вы исчезли. Тело живет само по себе. Как машина. Но это такая совершенная машина, как тело Будды, Иисуса, Ошо. Хотя там никого нет, чтобы управлять этой машиной, она была настолько отстроена предыдущими жизнями, усилиями, что мы видим, сколько там любви, энергии.

Более того, нельзя войти в магию, не пройдя психологии. Сейчас большой духовный рынок, а человеком социума легко манипулировать. Есть много предложений обучить целительству, магии и всего за две недели. Это игра на жадности человеческой. Люди хотят быстро, бесплатно. И сразу появляется много тех, которые якобы предоставляют такие возможности. Россия – очень сложная страна для передачи опыта и знаний. В России нет традиции ученичества. На Востоке достаточно учителю сказать «Прыгай!» – и ученик прыгает. Не думая зачем, почему и что ему за это будет. Он просто доверяется, и дальше не встает вопрос о его мнении. Он сдается. А в России ты говоришь человеку: «Прочитай хотя бы эту книгу», через год приезжаешь и спрашиваешь: «Прочитал?» А в ответ: «Да нет, у меня дела». Поэтому иногда бывает, что ведущий знает и предлагает, а люди просто игнорируют. Они считают, что они умнее или что нет необходимости. На самом деле создавать в России какие-то более-менее серьезные школы – это колоссально трудно. Я знаю людей, которые достойны быть учителями в магических школах, но они не могут создать эти школы на протяжении многих лет. В России большая редкость, чтобы человек постоянно ходил, занимался, чтобы он делал все то, что ему говорят. Не только тогда, когда он приходит на занятия, но еще и дома. А магия подразумевает занятия каждый день, без выходных, по 3–4 часа. Плюс различные месячные интенсивы. На Востоке это очень просто. Ты в традиции. Тебе не надо создавать школу. Она создана веками. К тебе просто приходят люди. Ты работаешь уже в готовом помещении, есть монастыри. Тебе ничего искать не надо. Ты просто работаешь. Если ты знаешь – тебе надо просто работать. Есть люди, есть деньги, есть помещения. Ты просто работаешь. В России все идет методом тыка. Потому что у нас нет традиции, нет эзотерического христианства. Таким образом, каждый человек, если хочет передать свой опыт, буквально начинает с нуля. Экспериментирует, пробует. В этом сложность. Тебе некуда обратиться, ты должен сам экспериментировать с группой. А что получится, неизвестно.

Почему я частично перешел на Адвайту? Я тоже долгое время пытался сделать магическую школу. Я увидел, что это невозможно. Это моя точка зрения. Все равно нет референтной группы. У всех работа, семья. Я не могу передать глубоко магические вещи. Мне нужны время и люди – а их нет. А Адвайта – это другое. Адвайта не требует постоянства, в ней не нужна система. Мы можем встречаться периодически, хорошо проводить время. Это вас будет расслаблять. А в магии, в магических школах такое не пройдет: там вы должны пахать и пахать по определенной программе, которую я для вас сделаю.

Как правило, на моих группах присутствуют люди, которые ищут не первую жизнь. Это не комплимент, это констатация факта. Поэтому часть внутренних аспектов психики у вас уже наработана. Я это вижу. Иначе у меня Адвайта просто не возникла бы. Я бы был неадекватен. У вас есть некоторая база. Вы, может, и не реализуетесь от моих слов, но вода камень точит. У вас есть наработки, достаточные для того, чтобы начать создавать в себе мироощущение мистика. Вы его возьмете не сразу, но исподволь. Когда ко мне приходят учиться социальные люди, я им Адвайту не говорю. Что я им скажу? Это можно сказать только людям, которые в этой жизни уже делали какие-то усилия. Вы их делали. Я это знаю. Вы систематически занимались той или иной традицией. Может быть, вы не стали магами высшего пилотажа, но это не важно. Уже есть задел, хотя, может, и небольшой. Так что когда я говорю Адвайту, у вас это не щелкает, но поскрипывает. Шестерни начинают смазываться. Это если говорить о прошлом. Если говорить о будущем, то есть такое понятие, как закладка семени. Та информация, которая здесь звучит, тот опыт, то мироощущение, которые вы чувствуете в атмосфере, во мне, оставляют в вас зерно. И это зерно ждет сезона. И когда – может, через несколько жизней – вы пройдете путь магии до конца, это зерно даст всходы. Может быть, вам не потребуется внешний учитель, чтобы сказать: «Отбрось магию, есть такие вещи, как Адвайта». Если же такого зерна нет, вы будете ждать человека, который вам скажет об этом. Самому это очень трудно понять. Но если зерно заложено в вашем сознании, то, когда все ваши системы будут готовы, оно начнет прорастать. Адвайта начинается спонтанно. Вы интуитивно начнете чувствовать то, что было заложено в вас многие жизни назад каким-то человеком.

Как правило, на моих группах нет людей, которые никогда ничем не занимались. Таких нет ни в Воронеже, нет ни здесь, в Санкт-Петербурге. Хотя приглашаются все желающие. Редко появляется человек, который просто пришел с улицы. Обычно такие люди уже занимались в прошлых жизнях, и они интуитивно начинают схватывать многие вещи сразу. В этом есть какая-то мистерия. И я этой мистерии доверяю. Если это говорится, значит, это нужно. И не наше дело об этом судить. Есть импульс…