Вы здесь

Адам Смит и неолиберальная экономика. Введение (Джон А. Тейлор, 2016)

Введение

Все студенты-экономисты обязаны ознакомиться с двумя трудами Адама Смита, и студенты, записавшиеся на мой курс, знакомятся с этими двумя важнейшими книгами. Первая из них называется «Теория нравственных чувств» (1759), вторая – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (кратко именуемая «Богатство народов») (1776). А. Смит (1723–1790) преподавал моральную философию в университете Глазго, Шотландия.

Если будете посещать лекции моего курса, вы ознакомитесь с «Богатством народов» только к концу курса. Для начала вам предстоит прочесть «Теорию нравственных чувств», затем некоторые новейшие труды по кризису неолиберализма в XXI веке. В середине курса вы будете изучать процесс осмысления экономики (и как набора политических установок, и как предмета академических теорий) авторами конца XVIII – начала XIX в., уже после смерти А. Смита. В этой части курса студенты обращаются к работам Уильяма Годвина (1756–1836), Иеремии Бентама (1748–1832), Томаса Мальтуса (1766–1834), Дэвида Рикардо (1772–1823) и др. Здесь же мы уделим внимание двум показательным академическим комментариям к трудам Смита, один из которых был составлен Этолом Фицгиббонсом, а второй – Эммой Ротшильд. В первой работе показано, что Смит находился под влиянием идей древнегреческих стоиков, во второй подчеркивается влияние, которое на него оказали идеи, пришедшие из Франции. Студентам также придется обратить внимание на эссе родственника и близкого друга Смита, шотландского философа Дэвида Юма (1711–1776). Часто для описания экономических теорий свободы торговли используется французское выражение laissez-faire (оставьте в покое, не вмешивайтесь), и похоже, что в английский язык это французское выражение было введено Юмом. И Юм, и Смит любили Францию и прочли труды многих французских философов. Особую симпатию вызывал у Смита маркиз де Кондорсе (1743–1794).

Вы должны заранее приготовиться к тому, что в этом курсе критически анализируются две распространенных точки зрения. Во-первых, мы бросим критический взгляд на представление неолиберальных экономистов об Адаме Смите. С их точки зрения, капитализм эпохи свободного предпринимательства возник одновременно с англоязычной демократией, а Смит являлся духовным отцом свободы торговли. Дело обстоит намного сложнее. Во-вторых, в курсе критике подвергается также и более распространенное суждение о том, что Смит стоит у истоков классической экономики, что Мальтус и Рикардо были авторами классических трудов по экономике и что эти работы к настоящему времени устарели, а высказанные там взгляды взгляды были вытеснены идеями УС.Джевонса (1835–1882), Леона Вальраса (1834–1910) и многих других, дополнивших экономику математикой и понятием предельной полезности. Хотя в целом эта вторая точка зрения правильна, все же она нуждается в некоторых дополнениях и уточнениях, касающихся отдельных деталей.

Эти подходы в данном курсе будут анализироваться с трех точек зрения.

Во-первых, мы приложим к экономике методы, которыми в настоящее время пользуются многие историки науки. Согласно этим методам, британская наука XVII и XVIII столетий – тогда ее называли натурфилософией – не представляла собой процесса постепенного накопления истин о природе, а являлась созданием человека. Историк Лоррэн Дастон указывает на это в своей опубликованной в 1988 году книге о классической вероятности в эпоху Просвещения, и то же самое сделал Стивен Шейпин в своих многочисленных публикациях по истории науки. Поэтому мы повторим многое из этого применительно к политической экономии XVIII века. Нам необходимо понять идеи Адама Смита в их исходном социальном контексте. Смит и его последователи создали или утвердили новые понятия, например, о труде и капитале, но они сделали это в контексте современной им моральной философии.

Во-вторых, мы возьмемся утверждать, что классическая экономическая теория не была целостной. Если подумать, то это очевидно. Мы определим различия, существовавшие между Смитом, Мальтусом и Рикардо, например, в их отношении к математике. Смитовская версия классической теории обходилась почти без математики, но это не являлось ее недостатком. Лучше обходиться без математики, чем делать математические ошибки. Бентам, Мальтус и Рикардо пользовались математикой больше, чем Смит, но это ни к чему не привело. Они опирались на древнегреческую высшую математику и не использовали современные методы, такие как математическая вероятность. Джевонс, Вальрас и другие экономисты более позднего времени применяли современную математику и добились немалых результатов, но даже при таком подходе экономика не стала полностью прогностической наукой, да и сейчас она не достигла этого статуса.

В-третьих, курс поможет вам осознать, что некоторые исследователи стремятся разобрать на части «Богатство народов» и приспособить отдельные его фрагменты к современной политике. Мы же будем доказывать, что ранний критицизм, которому Смит подверг алчность, может послужить компенсацией акцента, впоследствии сделанного им на естественную, или нерегулируемую, свободу рынков и личный интерес. Критику личного интереса можно найти в «Теории нравственных чувств». Смит любил эту книгу больше других своих сочинений и в конце жизни занялся ее переработкой, бросив в огонь наброски других задуманных им сочинений. Мы будем говорить о том, что излагаемое в этой книге понятие о нравственных чувствах основывалось на утилитаристской философии, ввиду чего содержащаяся в ней критика алчности отражала утилитаристские представления о сострадании и человеколюбии. Эти представления, в свою очередь, соответствовали пониманию социабельности и морального долга, которое в XVIII веке определялось социальной принадлежностью и статусом. Мы будем изучать «Богатство народов» именно в таком ключе.

Таким образом, в настоящее время наследие Смита напоминает палимпсест. Возможно, это слово вам незнакомо. Палимпсест – это папирус, на котором были написаны два текста, один поверх другого. Первый соскоблили, чтобы поверх него можно было написать новый. Историки культуры часто пользуются словом палимпсест. Например, можно было бы сказать, что советская власть пыталась стереть и переписать заново предшествующую русскую культуру, но затем, после распада СССР, сам советский текст оказался стертым, и из-под него проступила прежняя русская культура. Нечто подобное в настоящее время происходит с наследием Смита. Последующие экономисты записали стандартную точку зрения поверх его теорий, делая акцент только на том, что у Смита предвещает его позднейшую теорию, изложенную в «Богатстве народов». В рамках этого курса мы попытаемся восстановить подлинную систему Смита как целое, включающее в себя его моральную философию с присущим ей ранним критицизмом алчности и утилитаризмом. Мы будем говорить о том, что эти базовые элементы в оригинальной моральной теории Смита представляли собой один из ключевых контекстов для его последующих теорий относительно рынков и политики государства.