Глава 2
Правовые средства обеспечения государственной аграрной политики в России и зарубежных странах
§ 1. Направления, формы и методы воздействия государств на развитие аграрной сферы экономики и обеспечение продовольственной безопасности
Аграрный сектор экономики практически в любом государстве выполняет стратегически важные функции, в первую очередь – обеспечения населения продовольствием, поддержания продовольственной безопасности страны. При этом сельское хозяйство как отрасль по своей природе таково, что даже в странах с наиболее благоприятными для ведения такого хозяйства природно-климатическими условиями оно никогда не является высокодоходным производством и подвержено влиянию погодных колебаний; при этом потребность общества в качественной и экологически чистой продовольственной продукции возрастает, так же как все большее значение в развитых странах приобретает сохранение традиционного сельского уклада жизни при условии обеспечения занятости сельского населения. Все это вызывает необходимость государственного воздействия на процессы, происходящие в области сельского хозяйства.
Большинство современных государств формируют государственную аграрную политику как самостоятельную часть социально-экономической политики страны, определяя формы, методы, направления деятельности государства в отношении развития сельского хозяйства[79].
В ряде стран принципы, содержание и формы реализации государственной аграрной политики формулируются и закрепляются в нормативных правовых актах.
Такого рода нормы могут рассматриваться как в значительной степени декларативные, поскольку чаще всего не содержат конкретных предписаний, однако их роль состоит в том, чтобы обозначить приоритеты государственной поддержки отдельных сфер сельскохозяйственной деятельности и видов аграрных товаропроизводителей, а также социальных, экологических и иных вопросов, связанных с развитием сельских регионов, на основе которых должно строиться правовое регулирование.
Основными средствами государственного воздействия на развитие сельского хозяйства и сельских территорий являются: государственное регулирование рынка сельскохозяйственной продукции путем таможенного регулирования, осуществления государственных закупок сельскохозяйственной продукции; государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей путем введения налоговых и иных льгот, а в отдельных случаев и прямых дотаций, оказание им консультационной, информационной и иной помощи; государственный контроль за качеством производимой продукции.
Необходимо отметить, что в странах, входящих в ЕС, меры государственной поддержки сельского хозяйства во многом диктуются едиными требованиями, принятыми в ЕС, а также ВТО.
Общая аграрная политика в ЕС начала формироваться после Второй мировой войны. Первоначально ее основные цели сводились к поддержке производства сельскохозяйственной продукции и обеспечению продовольственной независимости. В рамках этой политики крестьянам (земледельцам) предоставлялись субсидии, развивалась система гарантированно высоких цен с поощрительными надбавками по отдельным видам продукции. Указанные инструменты вначале были признаны весьма успешными, однако в 80-х гг. прошлого столетия началась борьба с перепроизводством основных продуктов сельского хозяйства. В качестве причин рассматривались как нарушение рыночных механизмов в области сельского хозяйства, так и обособленность и чрезмерная регламентация сельскохозяйственной отрасли.
С середины 80-х – начала 90-х гг. в общей сельскохозяйственной политике ЕС начались постепенные изменения. Так, согласно реформе 1992 г. были введены лимиты на отдельные виды сельскохозяйственной продукции (молоко, зерновые), что помогло снизить объем перепроизводства. Кроме того, особое внимание было уделено бережному отношению к окружающей среде. Основной идеей реформы 1992 г. было снижение уровня гарантированных цен в целях сближения с ценами мирового рынка, а также уменьшение площади возделываемых земель. При этом уменьшение доходов сельхозпроизводителей компенсировалось прямыми платежами.
В 1997 г. Европейская комиссия представила проект серьезной реформы общей сельскохозяйственной политики ЕС, ядром которой стало продолжение практики поддержания уровня цен посредством прямых платежей, а также разработка комплексной политики развития сельской местности, в чем проявилось стремление увеличить роль сельского хозяйства в процессе формирования территории. Был увеличен объем финансирования развития сельской местности, тогда как общий объем финансовых средств, выделяемых на общую сельскохозяйственную политику, был ограничен.
На современном этапе реформирование общей сельскохозяйственной политики ЕС связано с разрушением связи между предоставляемыми субсидиями и объемом сельхозпродукции, что должно, с одной стороны, воспрепятствовать перепроизводству сельскохозяйственной продукции, а с другой стороны, вынудить сельхозпроизводителей, в частности фермеров, в большей степени ориентировать свою деятельность на потребности рынка. Главными направлениями данной реформы являются:
выплата индивидуальных пособий каждой ферме независимо от произведенной продукции (нередко с целью сохранения производства сельхозпродукции определенного вида);
зависимость выплаты индивидуальных пособий от соблюдения экологических норм, безопасности продуктов питания и растений, а также условий надлежащего ведения сельского хозяйства;
сокращение размера прямых выплат крупным сельскохозяйственным предприятиям и перемещение сэкономленных средств на развитие сельской местности (эти меры пока не распространяются на новые государства – члены ЕС, к которым относится и Чешская Республика).
Современная общая сельскохозяйственная политика ЕС основана на трех основных принципах: функционирование в рамках ЕС единого сельскохозяйственного рынка, установление льготных условий для продукции из стран ЕС и финансовая солидарность. Организация единого сельскохозяйственного рынка предполагает использование рынка сбыта сельскохозяйственной продукции с применением различных инструментов. К таким инструментам относятся, в частности, прямые платежи, интервенционные мероприятия (в виде закупки, продажи и поддержки частного хранения сельхозпродукции), система квотирования, лицензирование импорта и экспорта, экспортные субсидии, а также региональные средства.
При этом в области сельского хозяйства ЕС стремится обеспечить земледельцам надлежащий уровень жизни и возможность занятия сельским хозяйством во всех регионах, а всем гражданам – поставку качественных, безопасных и доступных по цене продуктов.
Приоритетами в развитии сельской местности являются: поддержка конкурентоспособности, забота о территории и улучшение инфраструктуры сельских населенных пунктов.
Потенциальными изменениями общей сельскохозяйственной политики ЕС являются, во-первых, переход от прямых платежей земледельцам к развитию сельской местности, улучшению окружающей среды и пищевой безопасности; во-вторых, общее сокращение объема субсидий; в третьих, уменьшение объема финансовой поддержки наиболее крупным сельскохозяйственным предприятиям.
Для России планируемое вступление в ВТО также потребует изменения существующих подходов к мерам государственного регулирования сельского хозяйства, так же как к вопросам стандартизации, безопасности и качества продукции, и соответственно корректировки целого ряда норм законодательства.
Следует также остановиться на таком тесно связанном с аграрным производством понятии как продовольственная безопасность.
Нельзя не отметить, что на международном уровне обеспечение продовольственной безопасности понимается в первую очередь как борьба с голодом и недоеданием в слаборазвитых странах; на это, в частности, направлена деятельность специализированного учреждения ООН по вопросам питания, продовольствия и сельского хозяйства – Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО).
Согласно концепции ФАО «продовольственная безопасность – это ситуация, при которой все люди всегда имеют физический и экономический доступ к безопасному и питательному питанию, в достаточном количестве для удовлетворения своих потребностей и предпочтений в еде, в объемах, необходимых для активной здоровой жизни».
В условиях неуклонно растущей численности населения планеты – в первую очередь городского населения, особенно в развивающихся странах – перед международным сообществом встают сложные задачи обеспечения продовольственной безопасности, состояние которой, в свою очередь, является важным фактором стабильности и международной безопасности в целом. По данным ФАО, на сегодняшний день 32 страны нуждаются в срочной международной помощи в деле обеспечения населения продовольствием[80].
Во внутренней политике государства по-разному подходят к пониманию собственной продовольственной безопасности; в большинстве развитых стран акцент делается на качество и безопасность продуктов питания для здоровья человека.
В России же в послеперестроечные годы резкое падение уровня сельскохозяйственного производства, связанное со сложностями периода перехода к рыночной экономике, усиленными недостаточно продуманными мерами по реализации аграрной и земельной реформ, вызвавшее резкий рост импорта продуктов питания (часто низкого качества), поставило во главу угла проблему обеспечения, в первую очередь продовольственной независимости страны.
Утвержденная Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, представляющая собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, определяет продовольственную безопасность Российской Федерации как состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.
Продовольственная независимость Российской Федерации согласно указанной Доктрине – это устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов.
Исходя из требований продовольственной независимости основными источниками пищевых продуктов признается продукция сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также пищевой промышленности. Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении: зерна – не менее 95 %, сахара – не менее 80 %, растительного масла – не менее 80 %, мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85 %, молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90 %, рыбной продукции – не менее 80 %, картофеля – не менее 95 %, соли пищевой – не менее 85 %.
Указанные показатели будут достигаться в первую очередь за счет увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, в том числе путем применения мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и реализации других направлений аграрной политики (подробнее об этом см. ниже), а также внешнеэкономической политики.
Кроме того, направлениями обеспечения продовольственной безопасности являются оказание адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание, использование механизмов поддержки регионов, находящихся в зонах недостаточного производства пищевых продуктов или оказавшихся в экстремальных ситуациях, повышение транспортной доступности отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения их населения, создание условий для увеличения числа объектов торговой инфраструктуры и общественного питания различных типов; совершенствование системы контроля за безопасностью пищевых продуктов и др.
На уровне Содружества Независимых Государств 14 ноября 2008 г. принят Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств – участников СНГ, основной целью которого является формирование согласованной агропромышленной политики на основе выработки и реализации своевременных мер реагирования на дисбаланс продовольственных рынков, направленной на повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса и достижение на этой основе продовольственной безопасности каждого государства – участника СНГ и Содружества в целом. Он включает такие меры, как анализ и прогнозирование развития рынка важнейших видов продовольствия государств – участников СНГ, совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей условия торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольственными товарами в рамках СНГ согласно принципам, правилам и нормам ВТО, и др.
§ 2. Российское законодательство об устойчивом развитии аграрного производства и сельских территорий
В России в настоящее время правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон о развитии сельского хозяйства).
Закон определяет основные цели, принципы, направления государственной аграрной политики и меры по ее реализации.
На наш взгляд, нельзя сказать, что они сформулированы удачно, поскольку во многом повторяются и четкое отличие именно целей от принципов, а также направлений от мер по реализации государственной аграрной политики не всегда выдерживается[81].
В целом же представляется возможным обобщить и выделить из перечисленного следующее.
Государственная аграрная политика в России на современном этапе направлена на решение трех основных задач:
повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров и поддержание стабильности снабжения ими населения;
обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов.
При этом в упомянутом Законе основное внимание уделяется первому направлению. Направленность государственной политики на обеспечение устойчивого развития сельских территорий в нем только продекларирована, специальные направления по ее реализации подробно не закрепляются, хотя нельзя не признать, что само по себе достижение стабильной и прибыльной деятельности сельскохозяйственных организаций и индивидуальных товаропроизводителей неизбежно должно повлечь и повышение уровня жизни сельского населения. Кроме того, в принятой в соответствии с рассматриваемым Федеральном законом Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг. предусмотрены мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов, по государственной поддержке комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
На цели обеспечения сохранения и воспроизводства используемых в сельском хозяйстве природных ресурсов направлены нормы специальных законов, традиционно относимых в нашей стране к экологическому и природоресурсному законодательству.
Другие упоминающиеся в Законе цели аграрной политики, по существу, направлены на реализацию конечной главной цели повышения уровня развития сельского хозяйства и достижения его стабильности.
При этом на сегодняшний день главными направлениями государственной аграрной политики, на наш взгляд, являются:
регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
государственная поддержка сельского хозяйства.
Формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка, является одной из целей государственной аграрной политики, а единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке – одним из основных ее принципов согласно рассматриваемому Закону.
Среди мер регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Законе названы антимонопольное регулирование, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; однако более детально определен порядок осуществления такой меры, как проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Смысл закупочных интервенций и товарных интервенций состоит в том, чтобы стабилизировать цены на указанном рынке, но проводятся они в отношении не всей продукции, а только указанной в законодательстве (в соответствии с Законом о развитии сельского хозяйства это пшеница продовольственная и фуражная, ячмень фуражный, рожь и кукуруза; другие виды сельскохозяйственной продукции могут быть утверждены Правительством Российской Федерации).
Минсельхоз России ежегодно устанавливает предельные уровни минимальных и максимальных цен на зерно, другую сельскохозяйственную продукцию в целях проведения закупочных интервенций, товарных интервенций.
При снижении цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию ниже минимальных расчетных цен проводятся закупочные интервенции путем закупки, в том числе на биржевых торгах, у сельскохозяйственных товаропроизводителей произведенной ими сельскохозяйственной продукции или путем проведения залоговых операций в отношении данной продукции. При росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию свыше максимальных расчетных цен проводятся товарные интервенции путем продажи закупленной сельскохозяйственной продукции, в том числе на биржевых торгах. В обоих случаях могут одновременно быть введены меры по ограничению ввоза сельскохозяйственной продукции на территорию Российской Федерации и вывоза с нее указанной продукции.
К сказанному примыкает выделяемая в Законе как отдельное направление государственной аграрной политики защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. В качестве защиты на внешнем рынке применяются упоминавшиеся ограничения на ввоз продукции из-за рубежа и таможенное регулирование.
В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[82] таможенно-тарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, а нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, прямо предусмотренных данным Федеральным законом, при соблюдении указанных в нем требований.
В частности, установлено, что Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может ввести ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию, в любом виде, если необходимо, например, ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.
Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 877[83] утвержден перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта. Этот перечень содержит исключительно сельскохозяйственные и продовольственные товары: молоко, сливки, пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, мука, соевые бобы, семена рапса и подсолнечника, масло соевое, подсолнечное, рапсовое.
Кроме того, федеральными законами могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.
В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»[84] для ограничения возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, противодействия демпинговому импорту, нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики по решению Правительства Российской Федерации могут вводиться антидемпинговая пошлина, компенсационная пошлина, специальная пошлина, взимаемые независимо от взимания ввозной таможенной пошлины, а также импортные квоты.
Введению специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры при импорте товара должно предшествовать расследование, проводимое в целях установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также в целях установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики, угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенного замедления создания отрасли российской экономики (далее – орган, проводящий расследования), Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, который проводит такое расследование и готовит по его результатам доклад.
Однако Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»[85] в отношении сельскохозяйственных товаров (по перечню, приводимому в данном Законе) специальные пошлины могут вводиться без проведения расследования на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар.
В соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»[86] (ред. от 28 июня 2009 г.) при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде в том числе установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации. Тарифные квоты на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации в целях стимулирования сельскохозяйственного производства, обеспечения необходимого объема потребления сельскохозяйственных товаров на территории Российской Федерации, а также в целях содействия развитию международной торговли. Ставки ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственные товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифной квоты, определяются Правительством Российской Федерации.
Тарифные квоты установлены, например, постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. № 1021 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2010–2012 годах»[87] (ред. от 5 мая 2010 г.).
В отношении внутреннего рынка Закон упоминает такие меры, как наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов). Вообще диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, с одной стороны, и необходимые для аграрного производства товары и услуги (сельскохозяйственную технику, горюче-смазочные материалы, удобрения, электроэнергию и т. д.) возник и проявился очень остро в первые же постперестроечные годы, при переходе к рыночной экономике, явился одной из причин падения уровня сельскохозяйственного производства и сохраняется, хотя и не в той степени, до сих пор. Однако в Законе не раскрыто, за счет каких мер будет осуществляться поддержание паритета цен; представляется, что в условиях свободного рынка это могут быть только меры, предусмотренные антимонопольным законодательством, и протекционистская политика в отношении сельского хозяйства, в том числе путем прямой государственной помощи.
Вопросы предупреждения и пресечения монополистической деятельности, заключающейся в том числе в злоупотреблении хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, включая установление монопольно высокой цены товара, регулируются Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[88] (ред. от 5 апреля 2010 г., с изм. от 8 мая 2010 г.).
Этим Законом установлено, что отдельным хозяйствующим субъектам государственные или муниципальные преференции – т. е. преимущества, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот – могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления исключительно в целях, указанных в данном Законе. Среди таких целей – производство сельскохозяйственной продукции.
Примером такого рода правового акта может служить постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2010 г. № 129[89], в соответствии с которым в целях обеспечения выполнения сельскохозяйственных работ в 2010 г. исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе заключать с хозяйствующими субъектами – производителями или поставщиками горюче-смазочных материалов соглашения о снижении или поддержании цен при поставке сельскохозяйственным товаропроизводителям отдельных видов горюче-смазочных материалов, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ. Указанные цены устанавливаются со скидкой до 10 % оптовой текущей цены, сложившейся в субъекте Российской Федерации, в котором осуществляют свою деятельность сельскохозяйственные товаропроизводители, но не ниже уровня себестоимости производства и реализации горюче-смазочных материалов. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, с которыми могут заключаться такие соглашения.
Для регулирования рынка продовольствия, поддержания стабильности обеспечения населения продуктами питания важное значение имеет такое направление государственной деятельности, как осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд.
Эта деятельность регулируется Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. № 53-Ф3[90] «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (ред. от 2 февраля 2006 г.) и нормативными актами, принятыми в его развитие.
В Российской Федерации существуют два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для:
федеральных государственных нужд (федеральный фонд);
региональных государственных нужд (региональные фонды).
Федеральный фонд создается для удовлетворения потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, экологически загрязненных территорий, сил обороны и государственной безопасности и приравненных к ним спецпотребителей независимо от их размещения, городов Москвы и Санкт-Петербурга, формирования государственных продовольственных резервов и оперативного резерва Правительства Российской Федерации, обеспечения экспортных поставок.
Перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в этот фонд определяются Правительством Российской Федерации, которое также определяет государственных заказчиков для формирования фонда.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют государственных заказчиков для формирования региональных фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Также Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют объемы закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на предстоящие пять лет с ежегодным уточнением не позднее чем за шесть месяцев до начала года и доводят их до государственных заказчиков, которые не позднее чем за три месяца до начала года сообщают эти данные товаропроизводителям (поставщикам).
Ежегодно на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд устанавливается гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителем (поставщиком), достаточного для расширенного воспроизводства.
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции растениеводства, поставляющим ее для государственных нужд, авансовую оплату в размере не менее 50 % от стоимости объема поставок, определенных государственным контрактом, в том числе 25 % после заключения государственного контракта и 25 % после завершения сева, а по продукции животноводства – выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства.
В целях экономического стимулирования закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд товаропроизводителям (поставщикам) могут предоставляться: льготы по налогообложению, целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях и другие льготы.
Государственные заказчики предоставляют товаропроизводителям (поставщикам) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд материальные и финансовые ресурсы для закупки средств защиты растений и животных от вредителей и болезней, закупки высококачественного семенного и посадочного материала, племенных животных, строительства хранилищ, цехов по переработке сельскохозяйственной продукции, приобретения технических средств и технологического оборудования и др.
Государственная поддержка в сфере развития сельского хозяйства является одним из основных направлений государственной аграрной политики.
Закон о развитии сельского хозяйства перечисляет целый ряд направлений государственной поддержки, которые, на наш взгляд, можно объединить в следующие группы:
обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;
поддержка наиболее важных для продовольственного обеспечения страны отраслей сельскохозяйственного производства – таких как животноводство; обеспечение развития перспективных, а также требующих дополнительных вложений, направлений – племенного животноводства, элитного семеноводства;
поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая, в свою очередь, осуществляется по конкретным направлениям и целям, указанным в Законе: это льготное кредитование и страхование, обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей; обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними, обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв; информационная и консультационная поддержка.
Понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя введено в российское законодательство специально в целях реализации Закона о развитии сельского хозяйства, т. е. для определения круга юридических и физических лиц, на которых распространяются предусмотренные Законом меры государственной поддержки.
В соответствии со ст. 3 Закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации[91], и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 % за календарный год.
Кроме того, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются независимо от объемов производимой сельскохозяйственной продукции и доли дохода от ее реализации: граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»; 2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; 3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Таким образом, круг субъектов, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, несколько шире, чем это диктует смысл данного термина: во-первых, к ним отнесены также товаропроизводители, не являющиеся, строго говоря, сельскохозяйственными (юридические и физические лица, осуществляющие промышленную переработку сельскохозяйственной продукции), а во-вторых, в этот круг вошли также лица, вообще не являющиеся товаропроизводителями, поскольку не ведут товарного производства, а производимую продукцию используют в личных целях (это личные подсобные хозяйства). Распространение на указанных субъектов мер регулирования отношений с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей (в том числе мер государственной поддержки) вызвано исключительно их местом и ролью в системе агропромышленного комплекса страны и соответственно значением, которое государство придает их развитию в целях развития сельского хозяйства в целом. Так, по данным с официального сайта Министерства сельского хозяйства России[92], личные подсобные хозяйства населения дают по отношению к общему объему производства по стране (за 2009 г.): картофеля –81,1 %, овощей – 71, 3 %, молока – 51,2 % и т.д.
Следует отметить, что в целях налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации применяется несколько иное понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, о чем будет сказано ниже.
Государственная поддержка кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется путем возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), оформленным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных потребительских кооперативах, в размере двух третей, и (или) не менее чем 95 %, и (или) полной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более их фактических затрат.
В Законе о развитии сельского хозяйства определены случаи страхования, осуществляемого с государственной поддержкой. Такому страхованию подлежат риски утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая), в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (таких, как засуха, заморозки, градобитие и др.). Сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее 50 % от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.
На финансирование предусмотренных Законом мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются из средств федерального бюджета субсидии в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Сами субъекты Российской Федерации также определяют своими законодательными актами основные направления региональной аграрной политики, которая, сохраняя общую направленность политики федеральной, может акцентировать большее внимание на тех или иных вопросах с учетом особенностей (экономических, почвенно-климатических, социально-демографических и т. п.) конкретного региона.
Так, областной Закон Ленинградской области от 12 декабря 2007 г. № 177-03 «О развитии сельского хозяйства в Ленинградской области»[93], определяя региональную аграрную политику Ленинградской области как часть одновременно государственной аграрной политики и региональной социально-экономической политики, среди ее направлений особо выделяет кадровую политику в сельском хозяйстве Ленинградской области. В целях закрепления высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве в области, в частности, осуществляется:
стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих подготовку кадров для работы в сельском хозяйстве за счет собственных средств;
выплата именных стипендий студентам, принявшим обязательства после окончания учебы отработать в сфере сельского хозяйства области не менее пяти лет;
выплата пособий для хозяйственного обзаведения молодым специалистам, работающим в сфере сельского хозяйства области.
Основное внимание в законодательстве субъектов Российской Федерации, посвященном государственному регулированию сельского хозяйства, уделяется мерам государственной поддержки. При этом многие субъекты на законодательном уровне дополняют направления государственной поддержки, установленные на федеральном уровне, теми направлениями, которые являются наиболее актуальными для данного региона.
Так, упомянутый закон Ленинградской области среди основных направлений государственной поддержки называет: проведение агрохимических мероприятий; проведение противоэпизоотических мероприятий; содействие развитию сельскохозяйственных товаропроизводителей, расположенных в зоне неблагоприятных природно-климатических условий Ленинградской области.
В Республике Коми согласно Закону от 21 декабря 2007 г. № 128-РЗ «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми» (ред. от 29 марта 2010 г.)[94] среди основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми, кроме тех, что указаны в Федеральном законе, названо также воспроизводство и сохранение водных биологических ресурсов, развитие промышленного рыбоводства и рыболовства.
Круг субъектов получения государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми также шире по сравнению с федеральным: кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей в него, в частности, входят:
общеобразовательные учреждения (школы, школы-интернаты), имеющие учебно-опытные хозяйства, занимающиеся производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, осуществляющие подготовку и переподготовку специалистов по сельскохозяйственным специальностям;
организации, предоставляющие услуги в области сельского хозяйства.
В указанном республиканском Законе закреплены также меры поддержки фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств за счет средств регионального бюджета.
Так, в целях государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Коми производится:
оплата части расходов: на подготовку и повышение квалификации кадров для крестьянских (фермерских) хозяйств; на участие представителей крестьянских (фермерских) хозяйств в российских и республиканских съездах, конференциях, совещаниях, ярмарках и выставках; на проведение целевых конкурсов и экспертиз по проектам научно-технических разработок, способствующих развитию крестьянских (фермерских) хозяйств;
компенсация части стоимости строительства: животноводческих помещений для содержания не менее 10 условных голов различных видов сельскохозяйственных животных, цехов по переработке сельскохозяйственной продукции, картофеле– и овощехранилищ при условии использования построенных помещений по назначению; подъездных дорог, линий электропередачи, систем водоснабжения, сетей связи, землеустройства, мелиорации земель, газификации крестьянских (фермерских) хозяйств; компенсация 50 % расходов на приобретение помещений для содержания сельскохозяйственных животных и птицы, картофеле– и овощехранилищ и т. д.
В целях государственной поддержки личных подсобных хозяйств в Республике Коми производится оплата части расходов на содержание коров, свиноматок, рабочих лошадей, а также на приобретение крупного рогатого скота и свиней, коз и овец.
В Ставропольском крае в соответствии с краевым Законом «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае» крестьянским (фермерским) хозяйствам возмещается 50 % от стоимости выполненных работ по строительству, реконструкции животноводческих помещений, проведение линий электропередачи, водоснабжения и подъездных путей к ним, с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации, а также 50 % первоначального лизингового взноса при приобретении сельскохозяйственной техники и племенного скота; личным подсобным хозяйствам предоставляются субсидии на возмещение части затрат: за реализуемые объемы животноводческой продукции и на оплату услуг по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных. Кроме того, в крае осуществляется финансирование расходов: на мероприятия в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в рамках реализации программ, на противоградовые мероприятия, дистанционное зондирование земель, химическую защиту растений, выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечение, защиту населения Ставропольского края от болезней, общих для человека и животных, выполнение работ по противоклещевым обработкам сельскохозяйственных животных, проведение выставочно-ярмарочных мероприятий.
На уровне Федерации одной из важных мер по реализации государственной аграрной политики, названной в качестве таковой в Законе о развитии сельского хозяйства, является применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ[95] организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся в соответствии с данным Кодексом сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.
В этом случае они не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ). Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).
Сельскохозяйственными товаропроизводителями, которые имеют право перейти на единый сельскохозяйственный налог, признаются те же организации и индивидуальные предприниматели, что и в Законе о развитии сельского хозяйства (кроме личных подсобных хозяйств, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности и соответствующие налоги вообще не уплачивают), при условии, что доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 % (для сельскохозяйственных потребительских кооперативов – не менее 70 % доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов).
В отличие от Закона о развитии сельского хозяйства НК РФ к сельскохозяйственным товаропроизводителям относит также рыбохозяйственные организации, отвечающие ряду установленных этим Кодексом признаков (например, это градо– и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации).
К сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства, конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации, а также уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов.
Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, а также бюджетные учреждения.
Основным документом, которым определяются цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, является государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков, утверждаемая на пятилетний период.
В настоящее время действует утвержденная Правительством РФ 14 июля 2007 г. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг. Ею, в частности, поставлены такие задачи, как: повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 %, а уровня газификации домов природным газом – до 60 %; доведение удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 %, доведение удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 %; повышение удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40 %; доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 %.
Реализация государственной программы осуществляется Минсельхозом России и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации посредством осуществления целевых программ и иных мероприятий.
Правительством Российской Федерации определяются правила распределения и предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации[96]; Минсельхоз России устанавливает порядок отбора экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации; формы соглашений о порядке и условиях предоставления таких субсидий, отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и отчетов о достижении значений показателей эффективности использования субсидий.
Минсельхоз России ежегодно готовит и опубликовывает национальный доклад о ходе и результатах реализации государственной программы в предыдущем году.
§ 3. Правовое обеспечение аграрной политики в Беларуси, Украине и Казахстане
Аграрная политика Республики Беларусь представляет собой систему законов, экономических мер и политических установок, направленных на обеспечение продовольственной безопасности страны за счет отечественного производства, а также по созданию благоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности сельского населения. Так, в соответствии с Законом от 29 мая 1991 г. «О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса» государство Беларусь гарантирует приоритетность развития агропромышленного комплекса специальными мерами экономической, социальной и правовой политики, что обеспечивается системой государственной поддержки. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов и предполагает использование механизмов льготного налогообложения, кредитования, лизинга, ценообразования и страхования.
За период с 1990 г. в Беларуси разрабатывалось пять программ развития АПК в условиях рыночного хозяйствования. Первая программа перехода АПК на рыночные отношения (1990 г.) содержала основные принципы формирования аграрной рыночной экономики и определяла пути развития сельского хозяйства на ближайшие годы переходного периода. Вторая (1996 г.) Государственная программа реформирования АПК (основные положения) призвана была определить рыночную стратегию развития АПК. Третья – Республиканская программа повышения эффективности АПК на период 2000–2005 гг. помимо принципов рыночной реорганизации АПК определяла комплекс конкретных мер по производственному развитию сельского хозяйства и других отраслей АПК. В четвертой Программе совершенствования АПК на период 2001–2005 гг. обоснованы строгие критерии рыночного реформирования предприятий и организаций АПК, перехода субъектов хозяйствования на самоокупаемость и самофинансирование, восстановления объемов производства и сбыта продукции, формирования сбалансированного рынка продовольствия, совершенствования специализации и концентрации производства с определением основных сырьевых зон получения сельскохозяйственной продукции, формирования продуктовых кооперативно-интеграционных объединений во главе с предприятиями-интеграторами, улучшения финансирования, кредитования и материально-технического обеспечения агропромышленного производства, совершенствования ценообразования на продукцию сельского хозяйства и ресурсы промышленного производства, усиления мотивации труда и производства, а также улучшения кадрового и научного обеспечения текущего и перспективного развития АПК. И, наконец, Программа социально-экономического развития и возрождения села на период 2004–2010 гг. окончательно определила комплекс целей и задач, а также возможности органов государственного и хозяйственного управления страны в развитии АПК.
В настоящее время аграрная политика государства Беларусь направлена прежде всего на создание условий для развития кадрового потенциала на селе, повышения эффективности его использования в соответствии с потребностями агропромышленного производства и социальной инфраструктуры. Система мероприятий, предусмотренная нормативными актами, регулирующими развитие аграрного сектора экономики Республики Беларусь, представляет собой комплекс взаимоувязанных мер и механизмов, направленных на улучшение производственной и структурной ситуации в аграрном секторе вообще и социально-экономическое развитие села и повышение жизненного уровня сельского населения в частности. Мероприятия подкреплены финансовым, материально-техническим, научным и кадровым обеспечением.
В систему программных мероприятий, определяющих основные пути решения проблем возрождения и развития агропромышленного сектора, входят меры по развитию социальной и производственной сферы агропромышленного комплекса. Таким образом, на сегодняшний день система средств по обеспечению и реализации государственной аграрной политики Республики Беларусь в первую очередь предусматривает воздействие на кадровый потенциал отрасли[97], а уже в последующем на производственную сферу.
Основными целями правового обеспечения реализации аграрной политики в Республике Беларусь является укрепление аграрной экономики, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них и рационального использования государственных и иных инвестиций. Поставленные цели носят комплексный характер и достигаются при условии одновременной реализации двух приоритетных направлений:
первое направление – устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, способствующее формированию необходимых условий для жизнеобеспечения населения, придания привлекательности сельскому образу жизни и труда, достижения установленных социальных стандартов[98];
второе направление – формирование микро– и макроэкономической систем хозяйствования в рыночных условиях, обеспечивающих развитие и последовательное повышение эффективности агропромышленного производства.
В целях укрепления аграрной экономики государства Беларусь в рамках законодательства обеспечивается рациональное сочетание различных форм собственности и хозяйствования: оптимизируется число государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий; сохраняется прямое государственное управление важнейшими объектами агропромышленного комплекса; завершается реорганизация убыточных сельскохозяйственных организаций, прежде всего путем интеграции их с организациями-инвесторами, а также путем продажи их имущественных комплексов[99]; создаются условия для дальнейшего развития кооперации в агропромышленном комплексе путем создания многоотраслевых или узкоспециализированных кооперативно-интеграционных структур, в центре которых находятся предприятия-интеграторы: перерабатывающие и пищевые предприятия, животноводческие комплексы, комбикормовые предприятия, торговые, сбытовые, финансово-кредитные организации.
В целях стимулирования процесса совершенствования организационно-экономической структуры АПК предусмотрен особый порядок налогообложения кооперативно-интеграционных формирований с сохранением налоговых преференций организациям, участвующим в совместной деятельности и занимающимся производством сельскохозяйственной продукции. Кроме того, государственная поддержка предусматривает финансирование приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства, обеспечивающих стабильное функционирование всех его отраслей[100]; льготирование кредитов (под бизнес-планы) на реконструкцию молочнотоварных ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик и перерабатывающих предприятий, на строительство жилья и приобретение техники; дотирование цен на сельскохозяйственную продукцию пропорционально их росту на энергоносители; страхование урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы; снижение цен посредством дотаций на зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы, поставляемые по лизингу.
Государство Беларусь посредством налоговой политики способствует обеспечению эквивалентного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, другими отраслями народного хозяйства. В целях сглаживания диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию Кабинет министров Республики Беларусь ежеквартально проводит их индексацию и гарантирует сельскому хозяйству определенную бюджетную компенсацию затрат от подорожания средств производства и услуг, способствуя постепенному переходу к свободным закупочным ценам. Налоговые отношения государства с производителями сельхозпродукции строятся на единых принципах налогообложения всех хозяйствующих субъектов, но с применением множества льгот.
Как и все налогоплательщики, сельхозпредприятия обязаны вносить в бюджет комплекс налогов, включающий: акцизы, если есть оборот подакцизных товаров; налог на добавленную стоимость; отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды; целевые сборы на формирование местных бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расчетов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда; налог с продаж автомобильного топлива, если реализуется приобретенное топливо; земельный налог; налог за пользование природными ресурсами (экологический налог); чрезвычайный налог; отчисления в фонд содействия занятости; отчисления в фонд социальной защиты населения; налог на прибыль; налог на недвижимость; местные налоги; другие платежи.
По всем перечисленным платежам сельское хозяйство имеет существенные льготы по уплате. В основном они касаются производства продукции растениеводства (за исключением цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства и пчеловодства. Доходы от указанных видов деятельности не облагаются сборами в централизованные республиканский и местный бюджетные фонды; налог на добавленную стоимость с этих оборотов исчисляется по льготной ставке 10 %; плата за воду, использованную в их производстве, взимается в уменьшенном размере по сравнению с другими потребителями; фонд заработной платы работников этих подотраслей не облагается чрезвычайным налогом; по ним не уплачиваются отчисления в фонд содействия занятости; прибыль в них также не облагается. Льготы предоставляются также по налогу на недвижимость по основным фондам сельскохозяйственного назначения. Совсем неплатежеспособные хозяйства указами Президента Республики Беларусь с 1998 г. освобождены от уплаты некоторых налогов или же им предоставляется отсрочка платежа[101]. Крестьянские (фермерские) хозяйства в течение трех лет с момента государственной регистрации освобождаются от уплаты всех видов налога, кроме налога на доходы от несельскохозяйственной деятельности (ст. 16 Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую для государственных нужд, регулируются Министерством сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с Министерством экономики.
В целях стимулирования сельскохозяйственного производства государством устанавливаются надбавки к ценам на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, однако они не носят регулярного характера.
Государство за счет бюджета осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для всех форм хозяйствования в АПК.
Таким образом, в аграрной политике Республики Беларусь можно выделить следующие структурные элементы:
земельная политика, которая включает в себя правовое разрешение вопросов о полном или частичном праве собственности на землю, характере и способе его реализации, регулирование процессов землеустройства, управление программами развития сельских регионов и т. п.;
финансовая политика, в частности государственная поддержка системы кредитования аграрной сферы, система залога и поручительства; формирование каналов и размеров бюджетного финансирования (субсидии, дотации, удешевление кредита, погашение обязательных страховых взносов и т. д.);
социальная политика, включающая формирование доходов как результатов участия в регулировании рынков земли, труда, капитала; обновление и развитие сельских территорий; развитие социальной инфраструктуры села; социальные гарантии, в том числе система пенсионного обеспечения и страхования, здравоохранение и т. д.;
экология;
политика в области формирования продовольственного рынка, предполагающая стабилизацию внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, ценообразование, налогообложение, поддержка залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией; разработка и осуществление целевых межотраслевых, отраслевых, товарных, функциональных и региональных программ; формирование антимонопольной политики и института банкротства и т. д.
Кроме того, предприятиям агропромышленного комплекса Республики Беларусь оказывается государственная поддержка по следующим направлениям:
компенсация затрат на энергоресурсы, удешевление стоимости горюче-смазочных материалов, компенсация разницы в стоимости газа и электроэнергии при реализации их по льготным ценам для производства овощей закрытого грунта;
лизинг сельскохозяйственной техники – расходы бюджета по закупке тракторов, сельскохозяйственных маши и оборудования и передаче их субъектам хозяйствования Республики Беларусь в долгосрочную аренду на льготных условиях[102];
бюджетные субсидии на содержание мелиоративной сети внутрихозяйственного назначения, в том числе ремонтно-эксплуатационные работы, агромелиоративные мероприятия;
производственные капиталовложения – строительство, капитальный ремонт, техническое переоснащение производственных объектов сельскохозяйственных организаций;
компенсация затрат по приобретению удобрений, средств защиты растений и др.;
льготирование процентной ставки за пользование кредитами – компенсация затрат банков при выделении сельскохозяйственным предприятиям льготных целевых кредитов;
государственная поддержка племенного животноводства и элитного семеноводства;
товарный кредит – предоставление сельскохозяйственным предприятиям материальных ресурсов (топлива, смазочных материалов и др.) из государственных резервов на льготных условиях, а также погашение задолженности по товарному кредиту;
компенсация затрат по приобретению и ремонту техники.
В перспективе государственная поддержка агропромышленного производства Беларуси нацелена в основном на развитие рыночной инфраструктуры, укрепление науки и образования, расширение информационно-консультационного обслуживания, обеспечение ветеринарных и фитосанитарных мероприятий, формирование стратегических продовольственных запасов, реализацию программ регионального и территориального развития, страхование сельскохозяйственного производства, рыночное совершенствование организации и ведения сельского хозяйства[103].
Агропромышленный комплекс Республики Казахстан представляет собой совокупность отраслей экономики, включающих производство, заготовку, хранение, транспортировку, переработку и реализацию продукции сельского, рыбного хозяйства, а также пищевую промышленность, сопутствующие производства и сферы деятельности, обеспечивающие их современной техникой, технологическим оборудованием, деньгами, информационными и другими ресурсами, ветеринарно-санитарную и фитосанитарную безопасность, научное обеспечение и подготовку кадров[104].
Под государственным регулированием агропромышленного производства в Республике Казахстан понимают «систему законодательного, административного и экономического воздействия государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»[105]. Целями государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий являются: развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий и обеспечение сельского населения благоприятными условиями жизни; обеспечение продовольственной безопасности государства; обеспечение устойчивого экономического и социального развития агропромышленного комплекса и сельских территорий; создание экономических условий для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Государственное регулирование АПК в Республике Казахстан имеет системный характер и базируется на следующих принципах рыночной экономики:
целевой характер мер регулирования;
разграничение функций и направлений регулирования по уровням власти;
ограниченность размеров регулирования, недопустимость нарушения рыночной среды в АПК;
максимально возможное использование косвенных рычагов и минимальное – прямого воздействия;
обеспечение наиболее высокой эффективности средств, выделяемых для регулирования АПК;
адекватность системы мер регулирования аграрного сектора изменяющимся макроэкономическим условиям, конъюнктуре рынка, мировым тенденциям.
Наряду с вышеперечисленными мерами государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется в соответствии с принципами приоритетности развития агропромышленного комплекса и сельских территорий, имеющих потенциал экономического роста; соответствия требованиям международных соглашений по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным нормам; прозрачности мероприятий, осуществляемых государством; адресности в предоставлении мер государственной поддержки; развития конкурентных преимуществ отечественного агропромышленного производства; защищенности внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции; разграничения полномочий между уровнями государственного управления; экологической безопасности деятельности агропромышленного комплекса и проживания жителей в сельских населенных пунктах; взаимодействия с общественными объединениями, ассоциациями (союзами) предпринимателей; эффективности мер государственного регулирования; обеспечения необходимого ежегодного объема государственной поддержки развития агропромышленного комплекса и сельских территорий; развития оптимальных форм взаимодействия субъектов агропромышленного комплекса.
Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Казахстан направлено на обеспечение продовольственной безопасности, устойчивости рынков продукции агропромышленного комплекса, формирование эффективной системы предпринимательства, поддержку конкурентных преимуществ отечественной продукции, а также повышение уровня жизни сельского населения через создание условий для развития растениеводства, животноводства, рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности, обеспечения ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности, технической оснащенности и других сопутствующих сфер деятельности, развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий.
Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется посредством:
развития кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;
субсидирования агропромышленного комплекса; проведения закупочных операций и ценовых интервенций; создания специализированных организаций;
регулирования экспорта и импорта товаров агропромышленного комплекса;
технического оснащения агропромышленного комплекса; информационно-маркетингового обеспечения агропромышленного комплекса;
научного, нормативно-методического обеспечения и подготовки кадров для агропромышленного комплекса;
осуществления инвестиций в развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;
организации оптимального сельского расселения; обеспечения ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности;
применения мер налогового, бюджетного, таможенно-тарифного, технического регулирования.
Государственное регулирование развития кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется посредством бюджетного кредитования в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан либо участия в формировании или увеличении уставного капитала специализированных организаций. Развитие кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий производится по таким направлениям: формирование и развитие инфраструктуры сельскохозяйственного производства; лизинг сельскохозяйственной техники и технологического оборудования; организация и кредитование кредитных товариществ, осуществляющих кредитование в агропромышленном комплексе; кредитование несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности в сельской местности; закупка, производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции; организация микрокредитования сельского населения.
К национальным интересам Республики Казахстан в агропродовольственной сфере можно отнести: обеспечение необходимого объема собственного производства продуктов питания; поддержание на нормативном уровне государственного продовольственного резерва; обеспечение соответствия качества производимых и реализуемых продуктов питания стандартам качества и безопасности пищевых продуктов; обеспечение необходимого прожиточного минимума, достойного уровня и высокого качества здоровой жизни населения; расширение производства конкурентоспособной продовольственной продукции с ориентацией на экспорт; осуществление государственного контроля рынка продовольствия (в том числе учета и контроля производства, внешних и внутренних поставок, запасов продуктов питания). Государственное регулирование агропродовольственных рынков в целях обеспечения продовольственной безопасности и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Казахстан осуществляется посредством: проведения закупочных операций и ценовых интервенций; защиты внутреннего рынка методами таможенно-тарифного, нетарифного регулирования.
В целях стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции и продуктов ее глубокой переработки государство осуществляет закупочные операции и ценовые интервенции. Для обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса, обеспечения субъектов агропромышленного комплекса отдельными видами услуг, отсутствующими или слабо представленными на конкурентном рынке, Правительством Республики Казахстан и (или) национальным холдингом в сфере агропромышленного комплекса могут создаваться специализированные организации[106], к таким организациям, например, относятся акционерное общество «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация»; акционерное общество «КазАгроФинанс»; акционерное общество «Аграрная кредитная корпорация»; акционерное общество «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» и др.
Государственное регулирование сельского хозяйства в Казахстане признано одним их условий эффективного осуществления аграрной реформы в стране в целом.
Украина. Государственное регулирование сельского хозяйства – это экономическое влияние государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства[107]. Государственно-правовое регулирование управления сельским хозяйством Украины характеризуется совокупностью мер по определению системы органов государственного управления, которые наделены соответствующими полномочиями в этой области, принятием и надлежащим выполнением аграрных законов и нормативных правовых актов о сельском хозяйстве.
Основные принципы государственной аграрной политики Украины направлены на обеспечение устойчивого развития аграрного сектора национальной экономики на период до 2015 г., системности и комплексности при осуществлении мероприятий по реализации государственной аграрной политики всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления. Государственная аграрная политика базируется на национальных приоритетах и учитывает необходимость интеграции Украины в Европейский союз и мировое экономическое пространство.
Основными составляющими государственной аграрной политики Украины является комплекс правовых, организационных и экономических мер, направленных на повышение эффективности функционирования аграрного сектора экономики, решение социальных проблем сельского населения и обеспечение комплексного и устойчивого развития сельских территорий. Основные принципы государственной аграрной политики распространяются на сельское и рыбное хозяйство, пищевую промышленность и переработку сельскохозяйственных продуктов, аграрную науку и образование, социальную сферу села, их материально-техническое и финансовое обеспечение.
Государственная аграрная политика государства Украина направлена на достижение таких стратегических целей: обеспечение продовольственной безопасности государства; превращение аграрного сектора в высокоэффективный, конкурентоспособный на внутреннем и внешнем рынках сектор государственной экономики; сохранение крестьянства как носителя украинской идентичности, культуры и духовности нации; комплексное развитие сельских территорий и решение социальных проблем на селе.
Основными приоритетами государственной аграрной политики Украины являются:
обеспечение в сельскохозяйственном производстве с помощью системы государственных организационно-правовых мероприятий прибыли на авансированный капитал, включая стоимость земельных ресурсов, не ниже среднего уровня в экономике государства;
создание условий для реализации и защиты прав крестьян на землю, формирование рыночных земельных отношений, охраны земель;
усиление социальной защиты сельского населения, установления заработной платы и пенсионного обеспечения работников сельского хозяйства не ниже среднего уровня по сравнению с другими отраслями экономики государства;
создание равных условий для функционирования различных организационно-правовых форм хозяйствования в аграрном секторе, способствующих гармонизации интересов собственников и наемных работников;
разработка и внедрение государственных и региональных программ комплексного развития сельских территорий, усовершенствование государственной поддержки развития предпринимательства с целью решения проблемы занятости сельского населения;
государственная поддержка развития конкурентоспособного сельскохозяйственного производства на основе кооперации и интеграции;
внедрение современных механизмов и методов формирования прозрачного рынка сельскохозяйственной продукции, продовольствия, капитала, в частности производственных ресурсов, и рабочей силы;
государственная поддержка субъектов аграрного сектора путем концентрации государственных ресурсов на приоритетных направлениях развития, формирования благоприятной ценовой, финансово-кредитной, страховой, налоговой и бюджетной политики, обеспечения рациональных внутриотраслевых и межотраслевых экономических отношений;
создание благоприятных условий для реализации экспортного потенциала аграрного сектора экономики;
государственная поддержка подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, выполнения научных исследований для аграрного сектора;
создание условий для закрепления в сельской местности квалифицированных специалистов сельского хозяйства, образования, культуры, здравоохранения и бытового обслуживания;
государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих мелиорированные земли, особенно по содержанию внутрихозяйственных мелиоративных систем и оплаты электроэнергии, расходуемой для подачи воды для полива;
усовершенствование системы государственного управления, эффективное сочетание общегосударственной и региональной политики в аграрном секторе.
Законодательством Украины определены основные задачи государственного регулирования и управления сельским хозяйством. К ним относятся: необходимость своевременных преобразований и рефоржирования в АПК; завершение аграрной и земельной реформ; стабилизация и развитие агропромышленного производства; обеспечение продовольственной безопасности Украины; обеспечение качественным продовольствием и сырьем населения; поддержка экономического приоритета сельского хозяйства перед другими отраслями экономики; приоритетность развития социальной сферы села; сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности; защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
В качестве приоритетных направлений государственного регулирования и управления выделяется: формирование рынка земли и сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование субъектов АПК; налаживание производства отечественной сельскохозяйственной техники, других средств сельскохозяйственного производства; надлежащее материально-техническое обеспечение товаропроизводителей техникой отечественного производства; защита отечественных производителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства.
Таким образом, в аграрной реформе, проводимой сегодня в Украине, так же как и в России, Республике Беларусь и Республике Казахстан, определяющим и первоочередным является интерес к крестьянству, а экономический интерес государства – производным от него. Аграрная реформа осуществляется не изолированно, а как составная часть экономической реформы. Основные направления аграрной реформы отражаются в такой деятельности как комплексное изменение всей системы аграрных правоотношений и подчинение ее реалиям настоящего, развитие отношений собственности на землю и другие средства производства, совершенствование системы ведения хозяйства и форм хозяйствования, улучшение социальных условий жизни на селе, осуществление рыночных преобразований, развитие кооперативов, личных крестьянских хозяйств, формирование правового статуса коммерческих организаций других сельскохозяйственных предприятий, решение проблем государственного регулирования сельского хозяйства, охраны земель.
С целью планомерного и комплексного решения проблем развития агропромышленного комплекса в Украине разработана и реализуется Государственная целевая программа развития украинского села на период до 2015 г. В основу Программы и был прежде всего положен социальный принцип – развитие аграрного сектора через социальную сферу села. Для реализации этой Программы были избраны следующие пути: осуществление четкого разграничения функций и полномочий центральных и местных органов исполнительной власти в сфере развития сельских территорий; усовершенствование на законодательном уровне межбюджетных отношений центральных и местных органов исполнительной власти, в частности тех, которые связаны с решением вопросов финансирования проектов комплексного развития сельских территорий; обеспечение внедрения социальных стандартов и нормативов в сельской местности; определение перспектив развития сельской поселенческой сети на период до 2015 г. на основе разработанной и утвержденной в установленном порядке градостроительной документации; определение приоритетов развития аграрного сектора с учетом зональных и региональных особенностей; усовершенствование механизма предоставления государственной поддержки аграрному сектору и обеспечение развития сельских территорий с учетом требований ВТО; создание организационно-правовых условий для развития паритетных отношений между аграрным сектором и другими отраслями экономики, юридического и технического оформления права землевладения и землепользования; урегулирование земельных отношений и рационализации землепользования, формирования рынка земель сельскохозяйственного назначения; осуществление мероприятий по обеспечению развития инфраструктуры аграрного рынка, диверсификации каналов реализации продукции, обеспечение качества и безопасности продовольствия, регулирование спроса и предложения, защита рынка от импортных товаров низкого качества; инновационно-инвестиционное укрепление материально-технической базы аграрного сектора, внедрение экологически безопасных, ресурсо– и энергосберегающих технологий; усовершенствование страховой и налоговой политики в сфере аграрного сектора; повышение роли аграрной науки и образования; усовершенствование системы управления в аграрном секторе; сохранение демографического потенциала и трудовых ресурсов аграрного сектора, формирование эффективной системы обеспечения отрасли кадрами в результате подготовки специалистов по целевым направлениям и привлечения молодых специалистов для работы на селе.
Основными направлениями государственной политики в сфере регулирования земельной и аграрной реформ являются:
1) обеспечение дальнейшего развития отношений собственности на землю;
2) совершенствование земельных отношений в сельскохозяйственном производстве;
3) дальнейшее реформирование земельных отношений в сельскохозяйственном производстве;
4) развитие рынка земель;
5) развитие кредитования под залог земли, в том числе ипотечного кредитования;
6) совершенствование порядка взимания платы за землю;
7) совершенствование мониторинга земель, порядка ведения государственного земельного кадастра и оценки земель;
8) землеустроительное обеспечение проведения земельной реформы;
9) повышение эффективности государственного управления земельными ресурсами;
10) улучшение организации контроля за использованием и охраной земель;
11) совершенствование нормативно-правовой и методической базы развития земельных отношений;
12) удовлетворение потребностей граждан в земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, фермерского хозяйства, сенокошения и выпаса скота, садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства;
13) удовлетворение потребностей работников социальной сферы села в земельных участках;
14) создание возможности для каждого собственника земельного участка по своему усмотрению распоряжаться своей собственностью в соответствии с законом;
15) обеспечение эффективного использования земельных участков, находящихся в государственной и коммунальной собственности, путем передачи этих участков в долгосрочную аренду гражданам и юридическим лицам, как правило, на конкурентных началах (аукционах и конкурсах).
Еще одним из основных направлений осуществления аграрной реформы является обеспечение продовольственной безопасности населения Украины[108].
С учетом зависимости сельского хозяйства от погодных условий и высокого уровня рисковой деятельности, а также длительного периода производственного цикла, что обуславливает замедленный оборот капитала, в Украине проводится работа по: усовершенствованию существующих и внедрению новых механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных производителей, которые согласуются с требованиями ВТО; вводится система дотирования производства продукции с низким уровнем рентабельности, в первую очередь продукции животноводства; поддержки доходов сельскохозяйственных производителей путем стимулирования развития системы страхования, создания необходимой инфраструктуры страхового рынка, совершенствования законодательной и методической базы по вопросам его регулирования.
Государство регулирует оптовые цены на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, устанавливая минимальные и максимальные интервенционные цены, при соблюдении правил антимонопольного законодательства и правил добросовестной конкуренции. Содержание государственного ценового регулирования заключается в осуществлении Аграрным фондом государственных интервенций в объемах, позволяющих установить цену равновесия (фиксинг) на уровне не ниже минимальной интервенционной цены и не выше максимальной интервенционной цены.
В Украине создан Фонд аграрных страховых субсидий, который являясь государственным специализированным учреждением, предоставляет страховые субсидии производителям сельскохозяйственной продукции.
По решению Кабинета министров Украины может вводиться режим залоговых закупок. Аграрный фонд (кредитор) предоставляет бюджетный заем производителю зерна, которое является объектом государственного ценового регулирования (заемщик), под залог такого объекта, что оформляется передачей кредитору двойного складского свидетельства[109].
На конкурсной основе предприятиям агропромышленного комплекса по кредитам, привлеченным в текущем году, и переходным кредитам, привлеченным в предыдущие годы, может предоставляться кредитная субсидия. Кредитная субсидия предоставляется лицам, которые являются предприятиями агропромышленного комплекса. Режим кредитной субсидии состоит в субсидировании части платы (процентов) за использование кредитов, предоставленных банками в национальной и иностранной валюте.
С целью предотвращения создания искусственного дефицита аграрной продукции в агропотребляющих регионах и спекулятивного роста цен на продукты первой необходимости на их территории запрещается введение любых административных, количественных или качественных ограничений при перемещении аграрной продукции и продуктов ее переработки по всей территории Украины.
При планировании расходов государственного бюджета на очередной год Кабинет министров Украины предусматривает статью расходов на предоставление дотаций производителям продукции животноводства. Бюджетная дотация предоставляется с целью поддержания уровня платежеспособного спроса украинских потребителей продукции животноводства и предотвращения возникновения убыточности украинских производителей такой продукции.
В Украине получила развитие система страхования аграрного сектора, которая предполагает: усовершенствование законодательной базы по вопросам страхования в сельском хозяйстве; создание Национального агентства по государственной поддержке аграрного страхования; разработку Программы государственной поддержки страхования в аграрном секторе экономики; содействие созданию пулов компаний, занимающихся страхованием рисков в аграрном секторе.
Таким образом, в Украине на основании разработки и осуществления государственных и региональных программ развития агропромышленного комплекса и отдельных его сегментов формируется инвестиционно-инновационная модель развития сельского хозяйства, что обусловлено усилением конкурентной борьбы на рынке сельскохозяйственной продукции и процессами интеграции Украины в международное экономическое пространство. Реализация положений государственной аграрной политики осуществляется путем усовершенствования нормативно-правовой базы создания на этой основе соответствующих инфраструктуры и институтов, обеспечения мер, предусмотренных в нормативных правовых актах, финансирования из государственного бюджета Украины и местных бюджетов, согласования с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины[110].
§ 4. Реализация аграрной политики в законодательстве других зарубежных государств
Многие современные проблемы правового регулирования сельского хозяйства Республики Хорватия могут быть поняты только после анализа аграрной политики СФРЮ, в состав которой Хорватия входила с 1945 по 1991 г.[111]
В августе 1945 г. Союзная народная скупщина приняла Закон об аграрной реформе и колонизации (под колонизацией подразумевалось переселение крестьян) из одной республики или области в другую. Данный Закон утвердил проведенную конфискацию и частичную национализацию земли. Аграрная реформа ограничила земельный надел 25–35 га обрабатываемой земли и 45 га всех сельскохозяйственных угодий.
С принятием Закона о земельном максимуме от 15 апреля 1953 г., ограничившим частное землевладение 10 га обрабатываемой земли, начался второй этап аграрной реформы. Осуществление аграрной реформы явилось экономической основой формирования государственного сектора в сельском хозяйстве в форме аграрно-промышленных комбинатов, государственных имений и сельскохозяйственных кооперативов.
После проведения аграрной реформы 1945 г. в Югославии стала проводится в жизнь политика форсированного создания производственных кооперативов (крестьянских трудовых кооперативов). Так, в 1947 г. было организовано 779 крестьянских трудовых кооперативов (КТК), а в 1951 г. – 6796. Однако в ходе кооперирования были допущены серьезные ошибки: были нарушены принцип добровольности и принцип постепенности в организации различных правовых форм кооперативов, а также не была создана их материальная база. В результате дискредитации идеи кооперации в глазах крестьянства руководство Югославии вынуждено было начать процесс реорганизации крестьянских трудовых кооперативов. В 1955 г. их насчитывалось 688, в 1960 г. – 147, а в 1965 г. – 10[112]. В результате реорганизации крестьянских трудовых кооперативов большинство из них стали выполнять снабженческо-сбыточные функции, другие превратились в государственные имения (госхозы).
Конец ознакомительного фрагмента.