Вы здесь

Автотуризм. На примере поездки в Европу. 8. Значение слова караванинг? Описание, плюсы и минусы, нюансы поездки (М. Т. Саблин)

8. Что такое караванинг? Описание, плюсы и минусы, нюансы поездки

Дом, который мы везли с собой, строился на моем участке в Бюндефьорде, так что я мог следить за работой на всех стадиях. Строили его братья Ханс и Ерген Стюбберюд, и они по праву могут гордиться великолепным результатом. Стройматериалы были превосходного качества. Дом был 8 метров в длину и 4 – в ширину. Высота от пола до конька – около трех с половиной метров. Обыкновенный дом, с двускатной крышей и двумя комнатами. Одна, длиной в 6 метров, должна была служить спальней, столовой и гостиной. Другая комната, длиной в 2 метра, предназначалась для кухни, это были владения Линдстрёма. Из кухни через люк можно было попасть на чердак, где предполагалось хранить часть провианта и снаряжения. Стены были из трехдюймовых досок с воздушной изоляцией. Воздушная прослойка отделяла от досок наружную и внутреннюю обивку. Для изоляции использовали картон. Пол и потолок двойные, крыша одинарная. Толстые, крепкие двери стесаны по краю наискось, чтобы плотнее закрывались. Два окна: одно, в торцевой стене, с тройной рамой, другое, на кухне, с двойной. На кровлю мы взяли толь, для полов – линолеум. В комнате было две вентиляционные шахты: одна вытяжная, другая для поступления свежего воздуха. Вдоль стен шли в два этажа койки для десяти человек: у одной стены шесть, у второй – четыре. Осталось только назвать стол, табуретки для каждого и керосиновую лампу. Половину кухни занимала плита, вторую половину – буфет и полки. Дом основательно просмолили, все части тщательно пометили, чтобы легче было его собрать. Для крепления дома к грунту, чтобы его не снесли антарктические бури, я попросил ввинтить по крепкому рыму в обоих концах коньковой балки и в каждый из четырех угловых столбов. Мы взяли с собой шесть метровых рым-болтов, намереваясь вбить их в лед барьера. Эти болты и рымы на доме мы думали соединить стальными тросами, которые натягивались винтовыми талрепами. Кроме того, имелись запасные цепи, их можно было перекинуть через крышу с обеих сторон, если буря станет очень свирепствовать. Обе вентиляционные шахты и колпак над дымоходом прочно крепились снаружи оттяжками.

Руаль Амундсен. 1910—1912 гг. (По книге «Южный полюс»).

Для автотуристов, которые хотят взять с собой в путешествие уменьшенное подобие своей квартиры, существует караванинг (от англ.caravan – фургон, вагончик), то есть автотуризм с проживанием в домах на колесах.

Автодом или караван – это компактный домик на колесах, в котором предусмотрена кровать (одна и больше), стол, стулья, кухня (газовая плита, раковина), холодильник, биотуалет, душ, горячая и холодная вода, шкафы для одежды, различные полки. Иногда дом на колесах оборудован отдельным душем, телевизором, кондиционером, увеличенными баками для воды, маркизой – растягивающимся навесом, большим гаражным помещением для легкого мотоцикла или велосипедов. При этом, внутреннее пространство автодома может трансформироваться – кровати убираться, сиденья водителя поворачиваться назад и т. д.

Отличие автодома от каравана лишь в том, что в автодоме автомобиль неразделим с жилым модулем (точнее жилой модуль поставлен на шасси микроавтобуса или иного автомобиля), а караван – это жилой прицеп, для буксирования которого требуется транспортное средство. Существуют как небольшие 2—4-х местные одноосные караваны, которые можно транспортировать небольшим автомобилем, так и довольно длинные, двухосные – до 9 метров в длину с 6—7-ю спальными местами, для перевозки которых необходим мощный автомобиль, например, внедорожник. Далее мы будем называть и караван и автодом единым названием автодом.

Караванинг – это путешествие на автодоме или с караваном. Если в России караванинг почти не развит, то в Европе это целая индустрия, включающая в себя производителей автодомов, прокатные организации, кемпинги. Согласно статистике Европейской ассоциации караванов (ECF), общее количество зарегистрированных автодомов в Европе достигает 1,35 млн, а караванов 4 млн единиц.

По данным Европейской Федерации Ассоциаций Кемпингов и Караван-стоянок на сектор кемпингов и караванинга каждый год приходится в среднем 23% всех отдыхающих в Европе (для примера Германию за 2009 год посетило 5,5 млн автотуристов). Та же статистика показывает, что европейский автотурист в течение года совершает 3—4 поездки, половина из которых подразумевает поездки на расстояние свыше 1.000 км16.

Сектор караванинга в Европе предоставляет 10,8 млн мест для ночлега туристов, к примеру, только в Германии существует более 3,5 тысяч кемпингов различной категории. Для сравнения традиционный гостиничный бизнес предусматривает 8,7 млн мест17.

В популярности караванинга может легко убедиться любой путешествующий по Европе автотурист – автодома и караваны встречаются на дорогах очень часто и под завязку заполняют популярные кемпинги. Довольно часто можно увидеть кемпинг, заполненный 10—20 такими домами, с тентами, раскидными стульями и столами, причем некоторые останавливаются так отдыхать на весь сезон.

Фактически караванинг – это максимальная степень автотуризма, предусматривающая наибольшие возможности и уровень свободы. И потому караванинг многие считают не просто автотуризмом, а образом жизни. Мобильность, автономность и комфорт – вот три составляющих философии караванинга.

Любители данного вида отдыха объединяются в различные ассоциации, к примеру, в России существует Лига Караванеров ([битая ссылка] http://www.caravanliga.ru/), Российский клуб караванеров ([битая ссылка] http://caravaners-club.ru/). Есть также Международная Федерация Кемпинга и Караванинга (FICC). Более того, проводятся специальные выставки домов на колесах, собирающих десятки тысяч посетителей, например Caravan Salon в Дюссельдорфе (Германия).

Плюсы караванинга:

Обеспечивается гораздо более высокий уровень комфорта поездки. Это и понятно – практически все удобства квартиры находятся в доме на колесах, в котором путешествует турист. Единственно в прицепах нельзя находиться во время передвижения.

Существенно снижаются расходы на проживание. Автотурист на ночь останавливается в кемпингах, а ночует в своем доме. Ночь в отеле стоит дороже, чем ночь в кемпинге.

При желании существенно снижаются расходы на питание. Благодаря наличию кухни в автодоме автотурист готовит самостоятельно.

Инфраструктура европейских кемпингов на текущий момент такова, что в транспортной доступности с каждой достопримечательностью можно найти кемпинг, а значит на автодоме можно посетить все основные достопримечательности.

Сами кемпинги – это не просто места в лесу, а зачастую развитые туристические центры, включающие в себя охрану, рестораны, интернет, бассейны, душ, туалет и многое другое, благодаря чему отдых в кемпинге порой лучше, чем в гостинице.

Ночевка в кемпинге более благоприятна для здоровья автотуриста, чем ночевка в отеле. При этом некоторые кемпинги располагаются в живописных местах, недалеко от природных достопримечательностей: озер, горных массивов, где отелей и гостиниц нет.

При отсутствии кемпинга вполне можно заночевать на заправках и кемпстоянках рядом с дорогой.

Для поездки на автодомах массой менее 3,5 тонн и менее 8 мест, как правило, достаточно обычных водительских прав категории «B».

Возможность взять/купить больше вещей. К примеру, можно взять велосипед – очень нужную вещь при поездке на автодоме.

Для получения визы могут быть забронированы кемпинги.

Минусы караванинга:

Достаточно медленная скорость поездки, по сравнению с легковым транспортом, хотя со скоростью 100 км/ч могут ехать практически все автодома.

Из-за невысокой скорости – небольшие расстояния, преодолеваемые за день. Предел поездки на автодоме в день около 500 км (если один водитель), но примечательно, что при сдаче в аренду автодома арендодатель устанавливает ограничение дневного пробега в 150 км.

При покупке дома на колесах сомнительны перспективы его использования в России: на работу на нем не поедешь, заменить полноценную квартиру автодом не способен, особенно в зимнее время, а время отпуска ограничено. Однако существует возможность взять автодом в аренду, хотя в этом случае плюсы караванинга, связанные с экономией практически полностью нивелируются ценой аренды (если брать напрокат в России цена аренды составит 7—10 тыс. рублей в сутки).

Скорее особенностью, чем минусом дома на колесах можно назвать необходимость определенных технических требований к месту ночевки, а именно возможность подключения к электричеству (чтобы не разряжать аккумулятор автодома) и наличие специальных сооружений для слива отходов. Большинство европейских кемпингов таким требованиям соответствуют.

Особенностью автодома являются его значительные габариты, которые требуют от водителя определенных умений. Из-за «плохих» аэродинамических свойств автодом немного покачивается на ветру, а при поворотах на высокой скорости может перевернуться. Еще более сложен в управлении караван (прицеп). Наверное, все водители, когда-либо управляющие прицепом, знают, как сложно сдавать назад, чтобы прицеп ехал прямо, а не норовил куда-нибудь свернуть. Также в поворотах прицеп может опасно занести. Но стоит отметить, что есть автодома и караваны компактные по размерам и простые в управлении, например, в виде переоборудованных минивэнов (микроавтобусов) или двухместных прицепов.

Покупать или брать автокемпер в аренду решать самому автотуристу. В любом случае, для первого раза рекомендуется попробовать взять напрокат и сделать пробную поездку по России, единственно заказ необходимо сделать заранее, так как желающих может быть много. В России прокатом автодомов, в том числе с правом выезда в Европу, занимается несколько компаний, в основном находящихся в Москве и Санкт-Петербурге (подробнее об аренде в Европе в следующей главе).

Также в России есть компании продающие автодома и караваны, к примеру, [битая ссылка] http://www.autolord.ru/, [битая ссылка] http://www.kemper.ru/, [битая ссылка] http://autoyahta.ru/, [битая ссылка] http://autocamper.ru/. На этих же сайтах можно посмотреть модели домов на колесах.

Цены новых автодомов в среднем около 1,5—2,5 млн рублей (верхний предел может быть сравним с ценой настоящей квартиры), а подержанных 1—2 млн. Новые прицепы стоят в среднем дешевле, начиная от 600—700 тыс. рублей. Отметим, что низовой предел стоимости автодомов и караванов может быть достаточно демократичным – начиная от 200—300 тыс. рублей.