Вы здесь

Автотуризм. На примере поездки в Европу. 7. Европейская классификация легковых автомобилей: описание классов A, B, C, D, E, F, S, M, J. Как выбрать подходящий класс для поездки в Европу? (М. Т. Саблин)

7. Европейская классификация легковых автомобилей: описание классов A, B, C, D, E, F, S, M, J. Как выбрать подходящий класс для поездки в Европу?

Под вьюком верблюд может ходить до глубокой старости, то есть лет до 25, а иногда и более; лучшим временем считается период от 5 до 15 лет. Живет верблюд более 30 лет, а при хороших условиях даже до 40. Осенью, перед отправлением в караван, монголы предварительно выдерживают без пищи своих откормившихся летом верблюдов в течение десяти и более дней. Все это время верблюды стоят возле юрты привязанными за бурундуки к длинной веревке, протянутой по земле и прикрепленной к кольям, вбитым в почву. Пищи им не дают вовсе и только через два дня на третий водят на водопой. Подобное постничество перед работой необходимо для верблюда, у которого через это, по словам монголов, опадает брюхо и делается прочнее запасенный летом жир. На летнем корме и на свободе верблюд снова жиреет к осени и обрастает шерстью.

Николай Пржевальский. 1870—1873 гг. (По книге «Монголия и страна тангутов. Трехлетнее путешествие в восточной нагорной Азии»).

Чтобы облегчить задачу автотуриста по выбору машины для поездки (если такая возможность имеется) приведем европейскую систему классификации легковых автомобилей, основанную на делении на 8 классов, обозначаемых латинскими буквами A, B, C и т. д. Существует еще американская, японская, китайская и ряд других классификаций, но в России чаще всего применяется именно европейская. Например, «E» класс для россиян ассоциируется с бизнес-классом, «A» класс представляется маленькой машиной – это и есть европейская классификация. Но для полного понимания требуется внести ясность.

Отнесение некоторых моделей к определенным классам по европейской классификации часто вызывает споры. Нет нет, да появляется машина, особенно произведенная не в Европе, которую сложно отнести строго к одному классу: то длиннее, то шире, то вместительнее. Даже европейский гранд Мерседес вносит определенную путаницу – модель С этой марки, как ни странно относятся к D классу машин по европейской классификации.

Да и сами классы в процессе применения обрастают дополнениями и подклассами. От источника к источнику, от автосалона к автосалону, можно увидеть новые буквенные обозначения, разные подклассы и «плюсы» (типа B+). Так как правильно? Как автовладельцу определить класс своего автомобиля?

По данным англоязычной Википедии10 в европейской классификации легковых автомобилей применяется деление на 8 классов: A, B, C, D, E, F, S, M, J. Соответственно существование формализованных подклассов можно поставить под сомнение. Приведенному источнику можно доверять, поскольку Википедия ссылается на нормативный документ Европейской комиссии11, правда достаточно старый – от 17.03.1999 года. В этом документе, ссылку на который мы привели, указывается, что объективные критерии для определения классов так и не были сформулированы, однако используется деление именно на 8 классов, которые мы и приведем ниже.

Сразу оговоримся, что наше исследование не претендует на подробное описание данной классификации, поэтому считаем допустимым ограничиться указанными источниками и приведенными на них примерами, не вдаваясь в правильность отнесения автомобилей к определенным классам. Допускаем, что эксперты могут отнести те или иные автомобили к другим классам и будут, возможно, правы, так как объективных критериев нет. Также следует обратить внимание читателей, что речь идет о классификации именно легковых автомобилей, а не допустим, грузовых. По этой причине, в эту классификацию не попадают микроавтобусы.

Итак, ключевым критерием подразделения легковых машин на классы по европейской классификации является длина и ширина машины (классы A,B,C,D,E,F), а для спортивных машин, минивэнов и внедорожников введено три дополнительных класса (S,M,J). Логикой выделения отдельных классов для этих машин, по-видимому, является их существенные отличия от других легковых автомобилей и особое функциональное предназначение. Иначе по длине и ширине эти машины могли бы попасть в предыдущие классы. Отметим, что для европейской классификации берутся именно базовые модели.

Классы не свидетельствуют о том хуже машина или нет. Это исключительно формальное деление по размеру машины либо функциональным признакам. И даже размер не всегда является определяющим признаком. Иного машину относят к определенному классу, даже если ее размер не совпадает с этим классом. Например, Volkswagen Passat относится к классу D, хотя по длине и ширине подпадает под бизнес-класс E.

Связь между классом и ценой машины достаточно условна. Часто бывает, что машина из «нижнего» класса стоит гораздо дороже машины из более «высокого» класса. Хотя если смотреть по модельному ряду одной марки, то каждый последующий класс от A класса до F это увеличение цены, а по классам S, M, J цена определяется по другим критериям и потому может быть как ниже, так и выше стоимости машин других классов.

Поэтому класс машины не должен смущать. Так, современные машины даже A класса могут подходить и для дальних поездок, а характеристики машины зависят не только от класса, но и от конкретных марок и моделей.

Класс A. Длина до 3,6 м, ширина до 1,6 м. Mini cars12 («мини машины»). Типичными представителями являются Daewoo Matiz, Kia Picanto, Chevrolet Spark, Ford Ka, Renault Twingo, Peugeot 107, Opel Adam, Toyota iQ, Suzuki Splash, Hyundai Eon, Chery QQ, Citroen C1, Suzuki Wagon R13.

Это самые самые маленькие автомобили, предназначенные для «тесных» городских условий, поэтому часто называются городскими автомобилями. Хотя успешные случаи поездок в Европу на таких автомобилях известны. Эти машины удобны при парковке и маневрах, экономичны (некоторые потребляют 3,5—5 литров бензина на 100 километров). Кузов чаще всего хетчбек. Вследствие небольшого объема двигателя (часто менее 1 литра) еще называют малолитражками. К минусам можно отнести небольшой багажник, тесноту кабины, маленький топливный бак (в среднем 35 литров).

Что касается безопасности, надежности, ходовых и прочих качеств – нельзя сказать, что A класс хуже, чем машины других классов. Очень многое зависит от конкретного производителя. Однако именно этот класс, как класс не просто маленьких, а самых маленьких машин, предназначенных скорее для города, чем для дальних поездок, по нашему мнению, объективно, просто из-за малого размера, не может соединить в себе все указанные выше качества на высоком уровне.

Класс В. Длина 3,6—3,9 м, ширина 1,5—1,7 м. Small cars («малые машины»). Типичными представителями являются Volkswagen Polo, Audi A1, Nissan Micra, Skoda Fabia, Seat Ibiza, Hyundai Accent, Fiat Punto, Opel Corsa, Peugeot 208, Renault Clio, Renault Symbol, Ford Fiesta, Toyota Yaris, Mini, Mazda 2, Citroen C3.

В целом, машины класса B чуть крупнее и мощнее машин класса А, кроме того, могут быть как в виде хетчбека, так и в виде седана и универсала. По характеристикам схожи с машинами класса A.

Класс С. Длина 3,9—4,3 м, ширина 1,6—1,7 м. Medium cars («средние машины»). Наиболее показательным примером является Volkswagen Golf, из-за чего С класс иногда называют «гольф-классом». Типичными представителями также являются BMW 1, Ford Focus, Audi A3, Renault Megane, Opel Astra, Peugeot 308, Honda Civic, Toyota Corolla, Toyota Auris, Nissan Almera, Kia Ceed, Kia Cerato, Mazda 3, Hyundai Elantra, Mitsubishi Lancer, Volvo V40, Citroen C4, Skoda Octavia, Subaru Impreza, Suzuki SX4.

Более трети машин в Европе относятся к классу C, что уже говорит о многом. Несмотря на внешнюю компактность, вместимость у данных машин приемлемая, есть место для багажа. Машины данного класса достаточно экономичны и при этом могут обладать отличными динамическими показателями. Вполне подходят по своим характеристикам для поездок в Европу.

Как правило, рассчитаны на пять пассажиров, но троим взрослым на заднем сиденье тесно, поэтому путешествие лучше планировать на четверых. Единственным, по сравнению с «большими» машинами, минусом можно назвать меньший простор внутри салона и ограничения в размере багажника, но здесь все зависит от количества пассажиров и объема багажа. Для компании из двух-трех человек с небольшим багажом данный класс машин вполне удобен, не говоря уже о плюсах экономии бюджета.

Класс D. Длина 4,3—4,6 м, ширина 1,69—1,73 м. Large cars («большие машины»). Типичными представителями являются: Chrysler 200, Honda Inspire, SAAB 9—3, Opel Insignia, Peugeot 508, Mazda 6, Ford Mondeo, Toyota Avensis, Toyota Camry (некоторые относят к E), Hyundai Sonata, Renault Latitude, Volkswagen Passat, Kia Optima, Audi A4, BMW 3, Mercedes-Benz C-класса, Lexus IS, Volvo S60, Citroen C5, Citroen DS5, Suzuki Kizashi, Subaru Legacy.

Машины D класса имеют вместительный салон и большой багажник, что наряду с высокими потребительскими качествами и доступной ценой делают этот класс, пожалуй, оптимальным вариантом для семейной поездки в Европу. Однако троим взрослым на заднем сиденье будет комфортно не во всех машинах.

Класс E. Длина 4,6—4,9 м, ширина 1,73—1,82 м. Executive cars («роскошные машины», «бизнес класс»). Типичными представителями являются: Jaguar XF, Saab 9—5, Hyundai Genesis, Volvo S80, Audi A6, BMW 5, Mercedes-Benz E-класса, Toyota Avalon, Citroen C6, Hyundai Grandeur, Kia Cadenza, Lexus ES.

Этот класс по просторности салона и потребительским свойствам позволяет совершить поездку с большим комфортом. Характеризуется значительным набором функций уже в начальной комплектации. Такие машины стоят дороже предыдущих классов и расход бензина, вследствие большей мощности и веса может быть выше.

Класс F. Длина более 4,9 м, ширина более 1,82 м. Luxury cars («представительские машины»). Типичными представителями являются: Bentley Mulsanne, Rolls-Royce Phantom и Ghost, Hyundai Equus, Jaguar XJ, Mercedes-Benz S-класса, BMW 7-й серии, Audi A8, Lexus LS, SsangYong Chairman, Volkswagen Phaeton, Maybach, Kia Quoris.

Эти машины используются чаще всего для выполнения представительских функций. Но теоретически путешествие в Европу на такой машине будут исключительно комфортно для пассажиров благодаря просторным салонам, удобным сиденьям и значительному набору функций.

Класс S. Sport coupes («спортивные купе»). S-класс можно условно14 разделить на пять подгрупп: спортивные автомобили (Audi TT, BMW 3, Mercedes CLK, Nissan 370Z), автомобили класса GT (Audi A5, Mercedes CL и BMW 6), спорткары (Audi R8, Mercedes SLS AMG, Lamborghini и Ferrari), кабриолеты – открытые автомобили с двумя рядами сидений (Audi A4 Cabrio, Mercedes CLK Cabrio и BMW 3 Cabrio) и родстеры – двухместные модели с открытым верхом (Audi TT Roadster, BMW Z4, Mercedes SLK, Porsche Boxster).

Основным признаком данного класса являются спортивные качества автомобиля и кузов купе (от французского couper – «отрезать») с двумя боковыми дверями. Что касается удобства, то даже при наличии двух рядов сидений комфортно сидеть, как правило, удается только водителю и пассажиру, который сидит спереди. На задних сиденьях (если предусмотрены) в лучшем случае можно посадить детей. Багажник у таких машин маленький.

Вместе с тем, отличные европейские дороги гораздо лучше, чем российские подготовлены для поездок на таких машинах. Не в смысле скорости – максимальная скорость, как правило, ограничивается 110—130 км/ч (кроме Германии, где есть трассы без ограничения верхнего порога скорости), а в смысле большого количества полос, ровности покрытия, отсутствия ямок и колеи, малой загруженности.

Но размер багажника и низкая посадка уменьшают возможности автотуриста по багажу и ночевкам в кемпингах соответственно. Зимой же такая поездка еще более усложняется из-за сугробов. Кроме того, необходимо помнить, что российская часть путешествия и дороги некоторых стран Европы не Шенгенской зоны как раз могут быть не готовы к поездке на спортивной машине.

Класс M. Multi purpose cars («многоцелевые машины»). Традиционно к данной категории относят минивэны и универсалы повышенной вместимости. Однако мы в целях большего удобства сравнения разделим данный класс на четыре подкласса15: микровэны (автомобили на шасси моделей В класса) (Opel Meriva, Nissan Note, Renault Modus), «фургоны» или «каблучки», часто используемые в коммерческих целях (Volkswagen Caddy, Peugeot Partner, Renault Kangoo, Skoda Roomster), компактвэны (универсалы повышенной вместимости, построенные на шасси моделей С класса) (Volkswagen Touran, Renault Scenic, Opel Zafira, Ford C-max, Citroen C4 Picasso) и минивэны (автомобили, которые изначально имеют, как минимум, три ряда сидений) (Peugeot 807, Ford S-max, Renault Espace, Volkswagen Sharan, Volkswagen Multivan).

Данные автомобили предназначены в основном для больших семей, имеют просторные салоны, хорошую обзорность. Вместимость – от 5 до 7 человек, что не требует получения водительских прав категории D, необходимых для машин с 8 и более местами (микроавтобусы)). Третий ряд кресел в некоторых автомобилях данного класса являются съемным, что позволяет увеличить размер багажника. Пожалуй, для поездок семьей в Европу машины данного класса являются одним из самых лучших вариантов по своим потребительским качествами. Также нельзя забывать и об уменьшении цены путешествия в зависимости от количества человек.

Отметим, что есть еще категория «больших» минивэнов, в которых более 8 мест, например, Volkswagen Transporter, Ford Transit, которые являются скорее микроавтобусами, чем легковыми автомобилями в европейской классификации. Однако для поездки в Европу подобные микроавтобусы вполне могут быть рассмотрены, поскольку уровень комфорта и вместимости в таких машинах может быть максимальным, вплоть до возможности ночевки внутри автомобиля. Здесь же отметим существование особого класса автомобилей для поездок в Европу – караваны и автодома, которым посвящена отдельная глава данной книги.

Класс J. Sport utility cars, including off-road vehicles («автомобили для активного отдыха, включая внедорожники»). Сразу поясним, что слово «sport» в описании данного класса не значит, что автомобиль является «спортивным», в смысле скоростным, гоночным – для этого есть класс S. «Sport utility» скорее следует переводить как автомобиль для активного отдыха, включая поездки на природу, поэтому к классу J относятся кроссоверы и внедорожники.

Типичными представителями являются небольшие внедорожники или кроссоверы (BMW X3, Audi Q5, Mercedes GLK, Toyota RAV4, Honda CR-V, Volkswagen Tiguan), средние внедорожники (BMW X5, Mercedes ML, Volkswagen Touareg, Porsche Cayenne, Jeep Grand Cherokkee) и так называемые тяжелые внедорожники (Mercedes GL, Audi Q7, Cadillac Escalade, Toyota Land Cruiser 200).

Кроссоверы, или как их еще называют «паркетные джипы», нельзя назвать полноценными внедорожниками – проходимость их достаточно условна, хотя и лучше чем у машин остальных классов. А вот некоторые тяжелые внедорожники по своим характеристикам предназначены для поездок по бездорожью.

Но необходимы ли эти качества при поездке по Европе? Дороги в европейских странах, как правило, не требуют от машин подобных свойств, парковка на тротуарах запрещена, максимум для чего может пригодиться мощь внедорожника – это доехать до кемпинга по проселочной дороге, либо зимой выехать из завалов снега при чрезвычайном снегопаде. Рассматривать поездку в Европу как сафари тоже не имеет большого смысла – не этим она славиться, а проезд на машине по дикой природе зачастую запрещен. Да и цель у большинства автотуристов посмотреть достопримечательности, а не совершить маршрут с препятствиями, хотя, конечно, есть автолюбители намеренно выбирающие подобные маршруты.

Поэтому, на наш взгляд, качества внедорожника при поездке на запад материка не особо нужны. Может быть поэтому, тяжелые внедорожники в Европе встречаются гораздо реже, чем в России.

Но самый главный вопрос внедорожника в расходе бензина. В некоторых больших внедорожниках расход зачастую около 20 литров, а в Европе цена литра бензина доходит до 80 рублей, а значит, поездка в такой машине увеличивает стоимость путешествия.

Однако вышеуказанное нисколько не является препятствием для поездки на машине класса J. Следует вспомнить о просторности данных машин, комфорте для пассажиров, больших багажниках. Количество мест в некоторых внедорожниках семь, что также является плюсом. При этом Европа-Европе рознь. Если ехать в Италию на внедорожнике еще кажется странным, то для Финляндии выбор такой машины вполне обоснован.