Вы здесь

Автотуризм. На примере поездки в Европу. 6. Требования к машине: количество мест, объем багажника, расход бензина, техническое состояние (М. Т. Саблин)

6. Требования к машине: количество мест, объем багажника, расход бензина, техническое состояние

Счастливый успех путешествия зависел от верной на хорошие корабли надежды, почему необходимость требовала поступить при покупке оных с величайшей осторожностью. Для сего капитан-лейтенант Лисянский, вместе с корабельным мастером Разумовым, молодым, знающим человеком, отправлены были в сентябре месяце в Гамбург, в надежде найти там удобные для сего путешествия корабли, каковых однакож, они, по прибытии в сей город отыскать не могли. Итак, не теряя времени, поспешили в Лондон, как такое место, в котором уже с достоверностью найти их уповали; но и там находили покупку сию не весьма легкой. Наконец получено в С.-Петербурге известие, что куплены ими в Лондоне два корабля, за которые заплачено 17000, да за исправление оных еще 5000 фунтов стерлингов; один в 450 тонн, трехлетний; другой в 370 тонн, пятнадцатимесячный. Первому дано имя «Надежда», второму – «Нева».

Иван Крузенштерн. 1803—1806 гг. (По книге «Первое российское плавание вокруг света»).

Автопробег по Европе это, как правило, не меньше двух тысяч километров в пути. Учитывая, что специфика автотуризма как раз в том, что основным средством передвижения является автомобиль, то и требования к нему повышенные.

К примеру, почему в Италии автопарк автомобилей в основном состоит из малолитражек? Ответ прост – цена 95-го бензина в Италии около 110 рублей за литр, а значит ездить на внедорожнике, потребляющем много топлива, банально дорого. Очевидно, что мало кто специально будет покупать машину под поездку в Европу, но вот проверить собственную машину на предмет соблюдения определенных требований необходимо. Приведем требования к машине (критерии выбора) более подробно:

Техническое состояние. Хорошее техническое состояние является самым главным требованием к машине. Машина не должна ломаться. Тормозная система, двигатель, «дворники» и остальные системы автомобиля должны быть исправны и подготовлены к дальней поездке. Если риск серьезных неполадок в пути достаточно велик, то целесообразно выбрать другой вид путешествия, поскольку если машина сломается в Европе, то возникнет необходимость ее налаживать, либо буксировать в Россию, что в обоих случаях довольно дорого.

Размер багажника. Поездка требует достаточно много инвентаря, начиная от вещей и купленных сувениров и заканчивая палаткой (при проживании в кемпинге), коляской ребенка и велосипедом (при большом желании). Маленький багажник не позволяет взять все что хочется, напротив, требует порой существенно уменьшить количество вещей, не покупать различные громоздкие сувениры и не ночевать в кемпингах (палатка и спальные мешки не влезают).

Также стоит помнить, что при недостатке места в багажнике вещи обычно «переселяются» в салон и там закрывают обзор заднего окна, мешают комфортно сидеть и еще рискуют быть украденными. Поэтому большой багажник, конечно, гораздо удобнее маленького, хотя вряд ли размер багажника является наиболее важным требованием.

Отметим, что при недостаточности места во «встроенном» багажнике, может быть приобретен багажник (бокс) на крышу автомобиля, грузоподъемностью около 50 кг (есть разные варианты). Единственно, с полным боксом некоторые водители советуют не разгоняться свыше 120 км/ч, учитывая некоторое ухудшение аэродинамических свойств машины и риск перевернуться.

Расход бензина/дизеля. Расход топлива является одним из трех наиболее существенных статей бюджета автопутешественника наряду с расходами на еду и отели. К примеру, если ваша машина потребляет 10 литров бензина на сто километров, то на проезд от Москвы до Бреста и обратно (около 2.000 километров) потребуется 200 литров бензина – 8.000 рублей, а от Бреста до Рима и обратно (около 4 тысяч километров) понадобится 400 литров бензина, что будет стоить примерно 32.000 рублей9, а общая цена бензина на путешествие – Москва-Рим-Москва составит 40.000 рублей. Соответственно, если у вас внедорожник, потребляющий 20 литров, то расход на бензин удвоится и составит 80.000 рублей. Как мы видим налицо определенное противоречие с критерием размера багажника, который как раз больше во внедорожниках, однако они потребляют больше бензина.

Дизель, как известно, дешевле бензина, соответственно машина на таком топливе будет экономичнее. Оба вида топлива продаются практически на каждой европейской заправке. При любом топливе необходимо иметь в виду, что поездка по Европе – это поездка по трассе без пробок со средней скоростью около 75 км/ч. При таком режиме средний расход топлива меньше, чем в городском цикле.

Количество мест. Количество мест в автомашине определяет количество пассажиров, которые отправляются в путешествие. Как правило, сколько членов семьи столько должно быть и мест. Но, как известно, есть легковые автомобили на 7 и 8 мест. При таком количестве пассажиров цена поездки на одного даже при условии повышенного расхода бензина, будет наименьшей. Чем больше людей, тем дешевле в целом поездка. Если же количество мест больше чем, количество пассажиров, то это дает больше места для багажа и больший комфорт поездки. В этом смысле интересно рассмотреть минивэны и автодома.

«Удобство сидения». Даже если формально количество мест совпадает с количеством пассажиров, это не значит, что всем им будет удобно. Например, на задних сиденьях во многих легковых машинах трем взрослым людям сидеть неудобно и на коротких расстояниях. Это параметр лучше сразу проверить элементарно сев втроем на заднее сиденье.

Ведь каждый день водитель и его пассажиры не менее трех-пяти часов сидят, почти недвижимо, в машине. Если к тому же еще небольшой багажник, то в салоне находятся и различные сумки, которые мешают сидеть. В итоге сидеть пассажиру может быть неудобно, а удобство – это очень важный параметр в длительных поездках.

Поэтому машина должна быть удобной для каждого пассажира, желательно с возможностью вытянуть ноги, принять комфортное положение. У каждого должно быть определенное личное пространство.

Допустимая масса. До поездки как-то забывается, что машина имеет ограничения по нагрузке. Конечно, как правило, допустимая масса позволяет разместиться всем пассажирам и багажу, но лучше все же проверить максимальную нагрузку по заявленным производителем характеристикам и также учесть, что в дороге может быть что-то куплено.

Допустимая нагрузка вычисляется как разница между полной и снаряженной массой. Снаряженная масса – это совокупная масса автомобиля со стандартным оборудованием и эксплуатационными расходными материалами (например, с залитым моторным маслом), полным баком топлива, но без пассажиров и груза, а полная масса – это с пассажирами и багажом. Допустимая нагрузка, как правило, не меньше 500 кг.

К примеру, для Volswagen Golf допустимая масса: 1750—1142=608 кг. Дальше простая арифметика: вес пассажиров складывается с весом багажа (текущего и будущего) и итоговый результат проверяется на предмет допустимости нагрузки.

Скорость движения. Возможно, этот критерий звучит уже не актуально, все-таки современные машины способы ехать со скоростью 100 км/ч, но если техническое состояние машины не позволяет ехать хотя бы 80 км/ч, то путешествие может показаться невероятно долгим и доставить определенное дискомфорт. Кроме того, в Германии на некоторых дорогах установлено ограничение не только максимальной, но и минимальной скорости – водитель должен ехать со скоростью не менее 80 м/ч.

Обзорность. В Европе прекрасные виды гор, замков, городов и чем лучше их видно из машины, тем больше впечатлений получает пассажир. Таким образом, больший размер окон машины предпочтительнее маленьких окон.

Помимо этого, сами окна должны быть чистыми, не тонированными, так как это ухудшает обзор и фотографирование, которое чаще всего производится из закрытого окна. К слову сказать, автотуристу придется периодически очищать переднее окно от мух и насекомых, которые в огромном количестве размазываются по стеклу.

Безопасность пассажиров. Каждая машина имеет свой уровень безопасности, выраженный в количестве подушек безопасности, защищенности от боковых и лобовых ударов и т.д., кроме того, проводятся различные краш-тесты, результаты которых можно найти в интернете. По общему правилу, маленькие машины хуже защищают водителя, чем большие, также есть признанные лидеры в области безопасности. Однако безопасность определяется в первую очередь не машиной, а опытом и стилем езды водителя. Дополнительными критериями безопасности являются качество шин, исправность тормозной системы и пр.

Проходимость. Для большинства маршрутов по Европе данный параметр не играет никакого значения. Напротив, качество трасс таково, что позволяет управлять спортивными моделями с низкой посадкой. На «природу» даже съехать не получится – большинство дорог отделено от нее забором, съездов практически нет, а если есть, то это асфальтовое покрытие. И трасса от Москвы до Бреста тоже отличного качества. Поэтому если машина ездит в России, то в Европе она точно проедет.

Кондиционер. Без кондиционера дальнюю поездку представить сложно. В жаркую погоду кондиционер позволяет охладить воздух в салоне, что позволяет лучше себя чувствовать.

Габариты машины (длина, ширина, высота). Улицы в Европе, по нашему субъективному мнению, в среднем уже, чем в российских городах. В некоторых случаях необходимо быть осторожным, даже при проезде между двумя рядами машин, стоящими на обочине. Однако если уж по ширине проезжают автобусы, то для любой легковой машины ширины будет достаточно.

Расстояния между машинами на парковке (если стоят не в ряд, а друг за другом), как правило, небольшое, а значит, длинной машине будет сложнее найти место. Кроме того, у длинной машины достаточно широкий разворот, что усложнит маневр на узком пространстве.

Для излишне высоких машин могут быть ограничения при заездах на подземные стоянки. В этом смысле маленький автомобиль более приспособлен для сравнительно тесных европейских городов. Хотя сказать, что это критическое требование нельзя – любая легковая машина по европейскому городу, а тем более по трассе, проедет.

Парктроник. Учитывая узость европейских улиц и плотность парковки машин парктроник может быть полезным.

Круиз-контроль («темпомат» в немецких машинах) – система автоматического поддержания постоянной скорости автомобиля. Данная функция позволяет установить определенную скорость, с которой машина будет ехать без нажатия водителем педали газа. При торможении или нажатии педали газа данный режим прекращается. Данная функция может быть приятным дополнением к поездке, так как есть достаточно много участков, на которых можно без препятствий ехать с высокой скоростью.

Дополнительным плюсом является возможность установления предельной скорости, допустимой по правилам дорожного движения проезжаемой страны, что позволит не нарушать данные правила.