Регулирование и тенденции
Законодательные процессы
Законодательное регулирование зарубежных автомобильных рынков представляет интерес для российских бизнесменов и потребителей, так как изменения в них сказываются и на российском рынке. Собственного регулирования у нас почти нет, а зарубежные поставщики переносят привычные для них методы и условия торговли и на наш рынок. Конечно, они переносят только выгодные для них условия. Российские автодилеры могли бы, зная о преимуществах, которых добились организованные европейские автодилеры, ремонтники и торговцы запчастями, требовать от автокомпаний таких условий взаимоотношений, которые способствуют развитию фирм, а не только соблюдению интересов автокомпаний.
Деятельность автокомпаний на автомобильном рынке Евросоюза регулируют нормативные акты Европарламента и Еврокомиссии в целях, как утверждается, защиты интересов потребителей, стимулирования малого и среднего бизнеса, увеличения занятости населения, защиты местных производителей, поощрения конкуренции, ведущей к снижению потребительских цен, и т. д.
Договорная практика выработала множество видов соглашений и договоров, систематизированных по категориям и группам. Применение тех или иных категорий соглашений и договоров тоже регламентируется нормативными актами.
Издание нормативных актов инициируется не только правительственными организациями, но в большой степени и общественными организациями предпринимателей. В Канаде, США и Европе активно действуют ассоциации дилеров, потребителей, ремонтников – они являются инициаторами законодательных изменений в регулировании деятельности предпринимателей. Например, “Альянс за свободу ремонта автомобилей в Евросоюзе” AFCAR (Alliance for the Freedom of Car Repair in the EU). Это альянс европейских ассоциаций в области технической информации – члены альянса: ассоциация ремонтников автокузовов AIRC (Vehicle Body Repairers), клуб туризма и мотоциклистов AIT & FIA (Tourism and Motorist Clubs), CECRA (Conseil Europeen du Commerce et de la Reparation Automobiles) – европейская федерация профессиональных ассоциаций, представляющая интересы торгующих автомобилями и ремонтных предприятий и Европейских Дилерских Советов (European Dealer Councils), ассоциация независимых дистрибьюторов афтермаркета CLEDIPA (Independent Automotive Aftermarket Distributors), ассоциация гаражного оборудования EGEA (Garage Equipment Association), международная федерация оптовиков, импортеров и экспортеров автомобильных компонентов FIGIEFA (Federation Internationale des Grossistes, Importateurs & Exportateurs en Fournitures Automobiles). EC AR – Европейская компания за свободу рынка автомобильных запчастей и ремонта (European Campaign for the Freedom of the Automotive Parts and Repair Market), это альянс FIGIEFA/ CLEDIPA и 11 других европейских ассоциаций, которые лоббируют против патентной защиты запасных частей к автомобилям. Основным возражением является необходимость гарантировать, что патентование не станет препятствием для свободной конкуренции и свободного выбора потребителей с первого дня владения автомобилем. ECAR поддерживает любое законное использование прав на промышленную собственность, но отклоняет их использование для монополизации рынка запасных частей. Перечень этих и других организаций с их Интернет-сайтами приведен в приложении.
Философия рыночной экономики в Евросоюзе предоставляет полную свободу операторам рынка в их действиях, если они не нарушают положений ст. 81 договора о создании ЕС (см. приложение).
Европейская автопромышленность оставалась исключением из правил ЕС, гарантирующих свободу конкуренции.
Дилерские (франчайзинговые) сети автопроизводителей состоят из ограниченного количества дилеров, заключивших с производителями дилерские и сервисные соглашения[20]. Эти соглашения определяют права и обязанности сторон, включают статьи, иногда противоречащие принципам ст. 81 Договора о создании ЕС, в частности принципу свободной конкуренции. Например, запрещение представлять товары конкурентов, продавать товары неавторизованным торговцам и т. д.
Юридически франчайзинговые сети автокомпаний могут существовать в ЕС только в виде исключения, разрешаемого, если сети, несмотря на антиконкурентные аспекты, способствуют экономическому прогрессу, улучшая обслуживание потребителей.
Исключения могут быть в форме:
– индивидуального разрешения деятельности компании на условиях применяемых ею соглашений после проверки ее соглашений;
– правил блокового исключения (BER – Block Exemtion Regulation), устанавливающих заранее условия, которым должны соответствовать соглашения, чтобы быть разрешенными.
Следует подчеркнуть следующие моменты.
Автомобили – специфический высокотехнологичный товар, требующий участия специалистов при покупке, эксплуатации и обслуживании. Автомобиль может сломаться где угодно, и обычно это происходит далеко от гаража владельца, на дороге, ночью… Автомобиль представляет значительную часть состояния владельца. Потребителям должны быть гарантированы сервис и ремонт, обмен старого автомобиля на новый, безопасное состояние покупаемого подержанного автомобиля, гибкие финансовые схемы. Только авторизованные дилеры могут гарантировать все это. Только дилерские сети автокомпаний в состоянии предложить гарантированное предпродажное и послепродажное обслуживание в национальном и международном масштабе, а также долгосрочную поддержку имиджа бренда.
Поставка автомобиля есть первая послепродажная акция. До вручения ключей потребителю продавец обязан выполнить работы, необходимые для пуска автомобиля в эксплуатацию.
Отзыв проданных автомобилей для устранения обнаруженной типичной неисправности необходим в интересах потребителей. Только профессиональные авторизованные дилеры, сеть которых охватывает каждую страну, в состоянии отслеживать проданные ими автомобили.
И, наконец, авторизованные дилеры соблюдают экологические нормативы (сбор использованных масел, аккумуляторных батарей, деталей), выполняют требования сертификации деятельности, систем качества и т. д. Эти действия в интересах потребителей.
Только совместное исполнение пяти видов деятельности: новые автомобили, подержанные автомобили, запчасти, послепродажный сервис и финансирование – делают возможным для авторизованных дилеров компенсировать инвестиции в оборудование, необходимое для восстановления, т. е. безопасности автомобилей. Корреляция между продажами и послепродажным сервисом жизненно необходима.
Распределение через сети производителей – более эффективная модель, чем распределение через независимых перепродавцов или распределительные цепочки. Потому что сеть – это не просто совокупность предприятий, но система, обслуживающая политику бренда и обеспечивающая защиту бренда процессами, скоординированными во времени и прямо контролируемыми автокомпаниями – владельцами брендов.
Очевидно, что для такого товара, как автомобили, лучший способ служить интересам конечных потребителей – функционирование структурированной, организованной дилерской сети. Дилерская сеть – инструмент укрепления конкурентоспособности ее членов, сохраняет в то же время существование конкуренции между дилерами данной марки и между дилерами разных марок автомобилей.
Свобода выбора для европейских потребителей должна позволять автокомпаниям выбирать наиболее эффективные методы операций в рамках дистрибуции. Регулирование признает эффективность выборочной системы распределения, направленной на стимулирование дилерских инвестиций в продвижении бренда в их регионе.
Эти обоснования вынудили Европейскую комиссию принять первое постановление о блоковом исключении № 123/85 в 1985 г., которое было заменено постановлением № 1475/95 в 1995 г. и затем постановлением № 1400/2002 в 2002 г. С каждым постановлением возможности диктата автокомпаний на рынке уменьшались. Действующие правила призваны ослабить контроль автокомпаний над продавцами и обострить конкуренцию авторизованных дилеров с независимыми предприятиями в целях снижения цен и улучшения обслуживания потребителей.
Постановление № 1400/2002 вырабатывалось на основе экстенсивного процесса сбора фактов и консультаций. Это началось с публикации в ноябре 2000 г. оценочного отчета, который выявил серию проблем в существовавшем режиме регулирования. Отчет был основан на запросах и предложениях всех категорий заинтересованных сторон (производителей, дилеров, ремонтников, изготовителей запчастей, независимых операторов и потребителей). Комиссия также приняла во внимание опыт, который она приобрела, контролируя прежнее регулирование и не в последнюю очередь отдельные случаи, которые европейские автопроизводители использовали для антиконкурентной практики. В отчете установлено, что европейские потребители не пользуются справедливой долей доходов системы, что конкуренция между дилерами недостаточно сильна и дилеры остаются слишком зависимыми от автопроизводителей. Потребители на практике выяснили, что им трудно использовать свои права Единого рынка, чтобы получить выгоду от разницы цен в странах – членах ЕС и купить автомобиль там, где цены ниже. Серия исследований была поручена независимым консультантам по ключевым элементам обзора, таким, как обязательства о связи торговли и сервиса, причины разницы в ценах, мнения потребителей о различных аспектах текущего и желательного режимов и потенциальное влияние различных изменений в регулировании на все эти аспекты[21].
В феврале 2001 г. состоялись слушания для обсуждения выводов отчета и двух исследований. На них присутствовали представители потребительских и автодилерских ассоциаций и автопроизводителей основных марок автомобилей. Кроме того, Комиссия приняла во внимание большое количество писем, полученных от европейских потребителей.
Постановление № 1400/2002 в дальнейшем будет именоваться “действующее постановление”.
Действующее регулирование
Как понимать приведенные в книге документы
В Договоре о создании Европейского сообщества имеется статья 81 (приведена в приложении), которая запрещает противодействие конкуренции 81(1) и объявляет все соглашения, содержащие условия, нарушающие это требование, недействительными 81(2).
Однако это требование может не применяться 81(3) в отношении категории соглашений и договоров, “которые способствуют улучшению производства или распространения товаров или развитию технического или экономического прогресса, выделяя потребителям справедливую часть получаемых в результате выгод”.
Поскольку толкование и применение пункта 81(3) (освобождение от запрета) на практике в каждом отдельном случае представляет определенные юридические сложности, Комиссия ЕС принимала постановления № 1475/95 (в 1995 г.) и № 1400/2002 (в 2002 г.), регламентирующие освобождение от запрета некоторых категорий соглашений и условия такого освобождения.
Поэтому при изучении постановления № 1400/2002 (см. приложение) во всех случаях использования термина “освобождение” следует понимать его как освобождение от запрета, налагаемого статьей 81(1) Договора ЕС.
Дистрибьюторами в постановлении называются привычные нам дилеры. Оптовики называются главными дистрибьюторами, импортерами или оптовиками.
На автомобильном рынке ЕС постановлением Комиссии по конкуренции ЕС от 31 июля 2002 г. № 1400/2002 с 2003 г. введены новые правила регулирования торговли автомобилями, запасными частями и услугами по ремонту, получившие название “Правила блокового освобождения”[22] (BER – Block Exemption Regulation). Имеется в виду категория (блок) вертикальных соглашений[23] и вертикальные ограничения[24] в них.
В отношении реализации новых автотранспортных средств постановление строится на следующих принципах:
– запрещение комбинирования выборочного и исключительного распространения: производители должны сделать выбор между созданием систем выборочного или исключительного распределения при назначении своих дилеров;
– усиление конкуренции между дилерами в разных странах – членах Европейского сообщества (внутримарочная конкуренция) и улучшение рыночной интеграции, в частности, с помощью отмены дилерских соглашений, которые ограничивают пассивные продажи, отмены дилерских соглашений в системах выборочного распределения, которые ограничивают активные продажи и отмены условий (обычно называемых “условиями местонахождения”), запрещающих дилерам в системах выборочного распределения открывать дополнительные магазины в любой точке территории Общего рынка;
– снятие обязательства с дилеров выполнять продажи запчастей и обслуживание, которое не позволяет дилерам передоверять обслуживание и ремонт авторизованным ремонтникам, относящимся к авторизованной ремонтной сети той же марки;
– разрешение мультибрендинга – продажи автотранспортных средств различных марок одним дилером; поставщики могут, однако, возложить обязанность демонстрировать автомобили различных марок в разных местах демзала;
– разрешение дилерам продавать автомобили с различными техническими характеристиками для эквивалентных моделей в рамках ассортимента по дилерскому соглашению
– это должно сделать возможным для английских и ирландских потребителей покупать новые автомобили с правосторонним рулем в странах материковой Европы;
– поддержка использования посредников или закупочных агентов потребителями;
– укрепление независимости дилеров от производителей как путем стимулирования продаж многих марок, так и путем упрочения минимальных стандартов правовой защиты (включая сохранение существующих минимальных сроков уведомления о разрыве дилерского соглашения) и позволения им реализовать ценности, которые они создали, путем предоставления им свободы продать свое дело другим дилерам, имеющим право продавать ту же модель.
В целом постановление № 1400/2002 установило режим, который должен стимулировать развитие инновационных методов распространения и тем самым усилить конкуренцию.
Что касается ремонта и техобслуживания автотранспортных средств, постановление № 1400/2002, принимая во внимание объем расходов потребителей на ремонт и техобслуживание, обеспечивает потребителям возможность выбора между различными вариантами и возможности для всех операторов (дилеры, авторизованные ремонтники, независимые ремонтники, включая кузовные цехи, пункты срочного ремонта и сервисные центры) предлагать высококачественное обслуживание и тем самым содействовать повышению безопасности и надежности автомобилей.
В отношении ремонта и техобслуживания постановление № 1400/2002 преследует следующие цели:
– позволить производителям устанавливать критерии выбора для авторизованных ремонтников при условии, что это не будет препятствовать применению прав, закрепленных в постановлении;
– обеспечить, в случае если поставщик новых автотранспортных средств устанавливает качественные критерии для авторизованных ремонтников его сети, чтобы все операторы, которые удовлетворяют этим критериям, могли присоединиться к этой сети – этот подход усилит конкуренцию между авторизованными ремонтниками путем обеспечения уверенности в будущем операторов с необходимой технической квалификацией при учреждении своих предприятий везде, где имеется возможность деловой деятельности;
– улучшить доступ уполномоченных ремонтников к запасным частям, которые конкурируют с деталями, продаваемыми производителями автомобилей;
– сохранить и усилить конкурентоспособность независимых ремонтников; в настоящее время они выполняют около 50 % всех ремонтных работ автотранспортных средств[25].
Постановление улучшает положение независимых ремонтников путем расширения их возможностей получать доступ к запасным частям и технической информации в соответствии с техническим прогрессом, особенно в области электронных устройств и диагностического оборудования. Права доступа также расширяются до обучения и до инструментальных средств всех типов; так, доступ ко всем этим четырем элементам необходим, если оператор должен быть в состоянии обеспечить послепродажное обслуживание. Постановление применяется к вертикальным соглашениям в секторе автотранспортных средств на всех уровнях торговли, начиная с этапа первой поставки нового автотранспортного средства его производителем и кончая последней перепродажей конечным потребителям и начиная от первой поставки запасных частей их производителями и кончая предоставлением услуг по ремонту и техобслуживанию конечным потребителям. Постановление охватывает, в числе прочего, вертикальные соглашения между:
– производителем автотранспортных средств или его дочерним предприятием и независимыми импортерами или оптовиками, которые не являются филиалами производителя и которым может быть доверено снабжение и управление распределительной и сервисной сетью производителя в одном или нескольких государствах – членах Европейского сообщества, даже там, где производитель объединил импортные и оптовые дочерние фирмы в том или ином государстве-члене;
– производителем автотранспортных средств или его дочерней фирмой и отдельными членами его официальной сети дилеров и ремонтников, включая лицензирование прав на интеллектуальную собственность, которыми владеет производитель[26];
– производителем автотранспортных средств, главным дистрибьютором, дилерами или агентами в двух– или трехуровневых распределительных сетях, независимо от того, выбираются ли дилеры автокомпанией или ее главными дистрибьюторами[27];
– производителем автотранспортных средств или запасных частей и ассоциацией уполномоченных или независимых дилеров или ремонтников, которые совместно покупают автотранспортные средства или запасные части, если ни один из отдельных членов ассоциации не имеет общего годового дохода оборота, превышающего 50 млн евро;
– поставщиком запасных частей и отдельными членами сети независимых или уполномоченных ремонтников, которые используют запасные части для обеспечения услуг по ремонту и техобслуживанию.
Правила для авторынка действуют в Европейском союзе (25 стран), Норвегии, Исландии и Лихтенштейне. Они касаются следующих машин: легковые автомобили, легкие грузовики, грузовые автомобили, автобусы, автобусы междугородного типа (туристские).
Различия общепринятого и европейского режимов
Новые автомобили
Послепродажное обслуживание – авторизованные ремонтники
Послепродажное обслуживание – независимые ремонтники
Распространение запасных частей
Увеличены выгоды для изготовителей запчастей соответствующего качества, ремонтников и потребителей при сохранении безопасности.
Преимущества для потребителей:
Увеличение конкуренции на авторынке.
Более конкурентоспособные цены для продаж и сервиса.
Больше выбор внутри Единого рынка:
– конкуренция между местными, национальными дилерами и дилерами из других государств – членов Европейского союза;
– разрешен мультибрендинг;
– разрешены посредники, включая Интернет-торговцев.
Увеличена конкуренция на рынке послепродажного обслуживания:
– открытие сетей авторизованных ремонтников;
– лучшие условия для независимых ремонтников (доступ к технической информации, обучению и т. д.);
– лучший доступ к запасным частям.
Регулирование торговли автомобилями
Активные и пассивные продажи
Постановление № 1400/2002 имеет своей целью предоставить дистрибьюторам больше возможностей поставлять новые автомобили всем заказчикам, являются ли они местными, национальными или гражданами другого государства – члена Европейского сообщества. Согласно постановлению любая система распределения, выборочная или исключительная, должна быть организована таким образом, чтобы все категории потребителей могли приобретать новые автомобили у любого дистрибьютора, даже если они приобретают большое количество автомобилей[28].
Ниже приведены ответы на вопросы Комиссии ЕС по конкуренции о применении постановления № 1400/2002[29].
– Разрешает ли действующее постановление ограничения на активные и пассивные продажи, проводимые дистрибьюторами?
– Дистрибьюторы в системе выборочного распределения должны иметь возможность вести активную продажу любому конечному пользователю, проживающему в любом регионе в пределах Европейского сообщества, где используется выборочное распределение. Поставщикам, однако, разрешается налагать на дистрибьютора обязательство не продавать новые автомобили независимым перекупщикам в регионах, где используется выборочное распределение. Если в отдельных регионах Европейского сообщества поставщик использует исключительное распределение, дистрибьюторам в системе исключительного распределения должно быть разрешено в рамках этих регионов вести пассивную продажу конечным пользователям или неуполномоченным торговцам. Если поставщик создает систему исключительного распределения, его дистрибьюторы должны свободно вести активную продажу в пределах их территории исключительного обслуживания или группе их исключительных заказчиков.
В отношении всех других покупателей внутри системы исключительного распределения, являются ли они конечными пользователями или перекупщиками новых автотранспортных средств, они могут иметь возможность торговать ими пассивно. Если поставщик использует выборочное распределение в определенных других регионах Европейского сообщества, дистрибьюторам в системе исключительного распределения должно быть разрешено вести активные продажи конечным пользователям и неуполномоченным торговцам в пределах этих регионов.
– Каким образом новое постановление обеспечивает возможность дистрибьютору продавать новые автомобили любому заказчику, включая местных заказчиков, заказчиков из других районов того же государства – члена ЕС и гражданами другого государства – члена ЕС?
– Поставка новых автотранспортных средств должна быть организована таким образом, чтобы дистрибьютор мог выполнять поставки всем заказчикам, которые желают купить у него. Производитель должен выполнять заказы на новые автотранспортные средства для поставки заказчикам в других регионах Общего рынка точно таким же образом, как и для продажи местным заказчикам, в частности, в отношении цен и времени поставки.
По новому постановлению производители будут, таким образом, обязаны ввести в действие системы заказов и поставок, которые соответствуют этому требованию. С этой целью они могут, например, ввести в действие систему подачи заказов, основанную на принципе “первым пришел – первым обслужен”.
Система распределения, которая основывается на квотах поставок, относящихся к территории обслуживания, меньшей, чем Общий рынок, рассматривается как косвенное ограничение на продажи. Настоящее постановление не обязывает производителей вводить в действие систему распределения, которая гарантирует, что время доставки сохраняется одинаковым по всему Общему рынку. Они могут, однако, обеспечить дистрибьюторам возможность поставлять новые автомобили в одинаковых условиях как местным, национальным заказчикам, так и заказчикам из другого государства – члена Европейского союза.
Может случиться, что поставщик окажется вынужден ограничить поставки изделий своим дистрибьюторам при определенных обстоятельствах, например когда происходит забастовка, или общий спрос оказывается больше, чем выпуск продукции. При таких обстоятельствах поставщик не может распределять автомобили своим дистрибьюторам таким образом, чтобы осуществлять дискриминацию между дистрибьюторами, которые продают много автомобилей заказчикам из других государств – членов ЕС, и теми, которые этого не делают.
Например, представьте себе ситуацию, когда дистрибьютор А продает пятьдесят автомобилей в месяц в основном клиентам, живущим в городе, где учреждена его фирма. Хотя дистрибьютор В продает также пятьдесят автомобилей в месяц, он продает двадцать пять из них клиентам в его городе и двадцать пять – клиентам из другого государства – члена ЕС. Если в какой-либо из месяцев возникают трудности с производством и поставщик вынужден сократить количество автомобилей, которые он поставляет, на сорок штук, он должен поставить тридцать автомобилей дистрибьютору А и тридцать автомобилей дистрибьютору В.
Во избежание какой-либо дискриминации между местными продажами и продажами покупателям, располагающимся в других регионах Общего рынка, премиальные системы или другие виды финансового и нефинансового вознаграждения не могут основываться на месте проживания или учреждения покупателя или на месте, где автомобиль должен быть зарегистрирован, а должны учитывать все продажи.
– Отличается ли способ, которым новые автомобили поставляются дистрибьютору в соответствии с тем, действует ли он в системе с правом исключительного распределения или в иной системе распределения, например в системе, основывающейся на территориальной исключительности?
– Вышеперечисленные принципы применимы, какая бы из систем распределения ни была введена в действие поставщиком, так как превалирующим для работы Единого рынка является то, чтобы дистрибьютор мог продавать новые автомобили всем клиентам независимо от места их проживания или места учреждения покупателя новых автотранспортных средств. Это применяется независимо от того, уполномочен ли дистрибьютор вести активные продажи, или только пассивные продажи определенным группам заказчиков, или только на определенных территориях.
– Может поставщик использовать исключительное распределение и выборочное распределение в различных районах одного и того же государства – члена ЕС?
– Постановление № 1400/2002 не накладывает обязательств на производителя в использовании одной и той же дистрибьюторской системы для всей территории государства
– члена ЕС. Теоретически производитель или импортер в государстве X может иметь систему исключительного распределения в регионе X1 и систему выборочного распределения в регионе Х2.
Однако такой поставщик не сможет ограничить потоки автомобилей из одной области в другую, так как постановление не позволяет поставщикам запрещать дилерам с исключительными территориями продавать независимым перепродавцам (т. е. фирмам, которые не являются членами сети производителя). Таким образом, в приведенном выше примере производитель или импортер не может помешать исключительным дистрибьюторам в регионе X1 продавать автомобили непосредственно потребителю в регионе Х2 или независимым перепродавцам. Эти перепродавцы могут потом, конечно, перепродать автомобили в регион Х2 и, конечно, во все другие области ЕС. Более того, выборочным дистрибьюторам в регионе Х2 невозможно запретить продавать независимым перепродавцам в регионе X1 или, конечно, любому потребителю в регионе X1, который обратился к ним[30].
Мультибрендинг
Постановление упрощает условия, которые автокомпания может накладывать на дилеров, которые хотят взять одну или более дополнительных марок. Единственным ограничением, которое она может наложить, является обязательство дилера, по которому он должен демонстрировать автомобили других поставщиков на отдельных площадях того же автосалона. Кроме того, если дилер принимает решение нанять специальный персонал для продажи каждой марки, то поставщик должен согласиться с этим и оплатить все связанные с этим расходы. Поставщик может применить к таким дилерам все качественные критерии, которые он применяет к одномарочным дилерам, включая те, что относятся к художественному оформлению автосалона и подготовке персонала для проведения продаж. Однако если автосалон дилера недостаточно большого размера, чтобы позволить продемонстрировать все автомобили или использовать все элементы художественного оформления, которые обычно дилер одной марки должен продемонстрировать или применить, то поставщик должен смягчить это обязательство соответствующим образом в отношении пространства, необходимого для демонстрации таких автомобилей с тем, чтобы позволить дилеру демонстрировать также и автомобили другого производителя в имеющемся выставочном зале.
Ниже приведены ответы Комиссии ЕС на некоторые вопросы, связанные с применением Постановления.
Какие практические требования может выдвинуть поставщик к дилеру, желающему продавать торговые марки производителей-конкурентов?
Дилеры должны иметь реальную возможность продавать торговые марки конкурирующих поставщиков. Новое Постановление, однако, не задается целью определить в деталях, что поставщик может потребовать от мультибрендового дилера, который продает одну или больше марок. Во-первых, было бы непрактичным вовлечение большого числа элементов. Во-вторых, и что более важно, подобный подход не учел бы различные характеристики дилерских предприятий, в частности, с точки зрения местоположения и размеров. Что может быть допустимым требованием для одного дилера, желающего работать с мультибрендами, может быть не освобождаемым, не конкурентным обязательством для другого. Очевидно, что если определенные места пользования, такие как парковки, туалеты для клиентов, комнаты ожидания и автоматы кофе могут быть потребованы поставщиком, они никогда не должны быть зарезервированы для конкретной марки. Определенные требования, возможно, потребуется ослабить или отменить в целом, если они в противном случае сделают сложным осуществление мультибрендинга с практической точки зрения или с точки зрения стоимостных условий имеющих отношение к специфике обсуждаемого дилерского предприятия. Требование иметь определенный стол в приемной, типичный для марки, вынуждено будет быть отмененным, если, например, из-за ограниченности в рабочем пространстве или других практических соображений использование разных столов для разных марок является чрезмерно сложным. Требования, касающиеся площади демонстрационного зала, выделенного для марки или количества автомобилей данной марки, выставленных в демзале, также могут быть ослаблены. Поставщики могут также быть вынуждены смягчить требования так называемой корпоративной идентификации, так чтобы они не создавали барьер для дилера, который желает взять для продажи марки конкурирующих производителей. Применения этого различаются в зависимости от условий, принятых для дилерства. Ясно, что будут обстоятельства, когда, например, для дилера с ограниченным пространством в демонстрационном зале будет сложно принять дополнительный бренд, если только многие из требований не будут ослаблены.[31] Если поставщик предоставляет финансирование в помощь дилеру, который желает взять дополнительный бренд, для того, чтобы он мог соответствовать требованиям корпоративной идентификации поставщика, то это не должно создавать трудности дилеру в продажах дополнительной марки. Дилерские соглашения должны разъяснять условия мультибрендинга и ясно показать что требования, которые вызывают препятствия для мультибрендинга, будут упрощены или обойдены, если дилер хочет работать с брендом конкурирующего поставщика.
Может ли поставщик, который поставляет две или более торговые марки автомобилей, потребовать от дилера выставлять эти марки в отдельных демонстрационных залах?
Цель Постановления, такая, как мультибрендинг, состоит в увеличении конкуренции между торговыми марками разных поставщиков[32]. Несомненно, что производители должны в основном быть вольны выбирать как их собственные марки относятся друг к другу и Постановление позволяет им выдвигать условие, что их торговые марки не могут продаваться вместе в одном демонстрационном зале. Если производитель автомобилей А производит торговые марки А1 и А2, он может потребовать, чтобы они продавались в отдельных дем-залах. Он не может, однако, поставить условие, чтобы А1 или А2 не могли продаваться в одном демзале с марками других поставщиков. Что касается практических обязательств, которые могут быть затребованы от дилера мультибрендов.
Могут ли потребовать от дилера в выборочной дилерской системе приобретать 30 % автомобилей напрямую от производителя или от национального импортера?
Так как дилер в выборочной дистрибюторской системе может быть обязан обеспечить то, что 30 %[33] от его общих закупок автомобилей составляют определенные марки данного производителя, должно быть разрешено искать (кросспоставки) эти автомобили у другого авторизованного дилера или национального импортера. Любые обязательства для такого дилера приобретать 30 % общих закупок автомобилей напрямую от данного производителя или национального импортера не будут, следовательно, покрываться Постановлением[34]. Если поставщик А наложил на дилера X обязательство о том, что 30 % от всех закупаемых им автомобилей должны быть его марки, X должен иметь право закупать эти автомобили у других дилеров, оптовых продавцов или импортеров марки поставщика А, и также будет иметь право делать до 70 % общих закупок автомобилей от поставщиков других марок. Если все другие поставщики наложили те же 30 %-ные обязательства по закупкам X сможет взять марки только максимум 3 поставщиков. X может, следовательно, например, продавать марки А1 и А2[35] поставщика А плюс В1 от поставщика В и С1 от поставщика С. Также возможно что маленькие поставщики или новички не заключат обязательства о 30 %, и как результат X может взять модели от более чем 3 поставщиков.
Может ли поставщик задавать специфические условия для продажи его автотранспортных средств дилером нескольких марок?
Постановление позволяет продавать транспортные средства разных марок в отдельных зонах одного автосалона и ситуации, когда дилер решает иметь специальный персонал для продажи отдельных марок, а поставщик при этом оплачивает все требуемые для этого дополнительные расходы. Постановление позволяет также демонстрировать весь ряд автотранспортных средств в автосалоне при условии, что такое обязательство не помешает демонстрации или продаже автотранспортных средств от других поставщиков или не будет делать демонстрацию или продажу таких автотранспортных средств необоснованно затруднительными.
Охватывает ли Постановление обязательства об отказе от конкуренции, с которыми покупатель согласился в обмен на предоставление поставщиком покупателю товарного кредита или инвестиций непосредственно в деловые помещения или оборудование покупателя?
Постановление не осуществляет никаких исключений в отношении товаров или услуг, продающихся или предоставляемых в помещениях или на участке, которыми владеет или которые арендует поставщик. Частичные вложения в такие помещения или оборудование или финансирование, используемое поставщиком, чтобы помешать продавать конкурирующие марки или изделия, также не поддерживаются настоящим Постановлением.
Однако товарные кредиты для приобретения, например, смазочных материалов которые могут быть погашены в любой момент, и прямо или косвенно не препятствуют покупателю продавать конкурирующие товары, не являются обязательствами об отказе от конкуренции.
В каких пределах может поставщик иметь доступ к бизнес-показателям дилера или сервисного центра, который авторизован также для продажи или обслуживания марок конкурирующих производителей?
Поставщик может иметь обоснованный интерес в гарантиях того, что фирма финансово устойчива и может, следовательно, требовать просмотра баланса фирмы. Однако поставщик не может требовать доступа к специфическим данным, касающимся продаж или обслуживания автомобилей других марок, так как другие поставщики могут возражать против продолжения продаж или обслуживания их автомобилей фирмой, которая была объектом такого контроля.
Более того, обмен коммерчески чувствительной информацией, касающейся продаж или ремонта, может легко вызвать другие проблемы конкуренции. В случае, если поставщик чувствует необходимость проверить записи дилера или авторизованного ремонтника, работающего с мультибрендами в деталях, он должен заплатить за проведение такой проверки третьей независимой стороной, такой как бухгалтер, который будет соблюдать конфиденциальность чувствительной информации.
Может ли дилер получать большую маржу или премию, если он продает автомобили только от одного поставщика?
Нет. Такие меры приравнивались бы к косвенному ограничению права дилера продавать конкурирующие марки– Эквивалентную маржу или премии поэтому пришлось бы предоставить всем дилерам, независимо от того, продают ли они автотранспортные средства только одного поставщика или нескольких.
Какой степени разделения может потребовать поставщик в отношении демонстрации разных марок в одном и том же автосалоне?
Постановление позволяет поставщикам обязать дилеров демонстрировать автомобили их марок в зонах одного и того же автосалона, отведенных для отдельных марок. Любое обязательство в плане дальнейшего разделения, например установка стен или занавеса, или обязательство оставлять расстояние между стендами с автомобилями разных моделей настолько большим, чтобы демонстрация других моделей была невозможна (например, из-за того, что помещение выставочного зала слишком мало) или необоснованно затруднена (например, из-за того, что поставщик требует демонстрировать его автомобили рядом с окнами выставочного зала), не охватывалось бы настоящим Постановлением.
Конец ознакомительного фрагмента.