Вы здесь

Автомобильная промышленность: производство, реализация, потребительские споры. Правовой аспект. Вопросы-ответы: правовые аспекты инвестиций в автомобильную отрасль ( Сборник, 2012)

Вопросы-ответы: правовые аспекты инвестиций в автомобильную отрасль

Проблемные статьи, сгруппированные в три раздела, мы решили предварить небольшой подборкой вопросов общего характера, которые наиболее часто задают клиенты, а также журналисты, обращающиеся к нашим юристам за экспертными заключениями. На наш взгляд, ответы на них представляют определенный интерес, поскольку дают общую картину отрасли.


1. Насколько активно в последние годы иностранные автоконцерны инвестируют в российскую автомобильную отрасль? Что можно сказать о характере этих инвестиций? Каковы наиболее важные правовые условия для расширения и облегчения инвестиций именно в этой сфере?

С точки зрения сегодняшнего дня, связанного с осмыслением кризисных явлений, развитие автопрома в 2007−2008 гг. видится как определенная вершина, которая была достигнута благодаря бурному экономическому росту и благо приятному инвестиционному климату.

Общий объем инвестиций в автомобильную отрасль в рамках заключенных в 2007 г. соглашений о промышленной сборке составил более 1,8 млрд долларов. В ноябре 2007 г. состоялось открытие автосборочного завода компании Volkswagen в Калужской области, а в декабре – завода Toyota под Санкт-Петербургом. В рамках механизма промышленной сборки подписано 46 соглашений о намерениях с крупнейшими мировыми автопроизводителями и производителями автокомпонентов, в том числе международным концерном Magna по созданию новых производств на территории РФ. В случае реализации проектов по производству автокомпонентов дополнительные инвестиции в автомобильную отрасль составят более 1,5 млрд долларов.

Экономический кризис, заявивший о себе в конце 2008 г., привел к снижению ряда важных показателей – прежде всего показателя продаж. Однако результаты исследований отношения ведущих поставщиков автокомпонентов к российскому рынку показывают, что ни одна из иностранных компаний не ушла с российского рынка и не снизила активность. Треть компаний более года инвестировали средства в развитие российского бизнеса; 63 % производителей комплектующих считают главным мотивом развития бизнеса в РФ привлекательность местного рынка. При этом наличие хорошо подготовленных и недорогих кадров было существенным фактором в пользу принятия 37 % инвестиционных решений. Половина опрошенных полагает, что совместные предприятия российских и зарубежных компаний уже через несколько лет смогут играть ведущие роли в отечественном автомобилестроении.

Такие оценки перспектив нашего рынка свидетельствуют о готовности иностранных компаний вкладывать деньги и технологии в Россию. При этом наиболее важными правовыми условиями для расширения инвестиций в автомобильную отрасль являются создание независимой и эффективно функционирующей судебной системы; уточнение отдельных положений антимонопольного законодательства в части подходов к регулированию вопросов эксклюзивности и ценообразования; законодательное регулирование специфики дилерских соглашений; дальнейшее совершенствование налогового законодательства, в том числе снижение ставки НДС на машино-техническую продукцию и освобождение от налога на прибыль вводимых и реконструируемых мощностей минимум на 5−7 лет; восстановление льготы по налогу на прибыль предприятиям, инвестирующим ее в развитие и обновление собственного производства и подготовку кадров; установление зависимости уровня платы налога на имущество от показателей инвестиционной активности предприятий, темпов обновления их основных производственных фондов (чем выше темпы обновления, тем ниже ставка налога).


2. Какие варианты структуры бизнеса существуют для иностранных автопроизводителей в нашей стране?

Каков статус размещаемых ими предприятий?

В целом тенденция 2000–2008 гг. определилась уже после кризиса 1998 г., когда иностранные автопроизводители стали организовывать в России свои собственные дочерние компании, осуществляющие импорт автомобилей, а также их производство на территории РФ.

Дальнейшая реализация автомобилей в России осуществляется через независимые дилерские компании, организованные и функционирующие по региональному принципу. Помимо функций по сбыту продукции дилеры также вовлечены в систему послепродажного сервисного гарантийного обслуживания.

Кроме того, в настоящее время крупные иностранные авто концерны стремятся создать в России собственные банковские структуры для кредитования покупателей их продукции. Так, например, 19 июля 2007 г. Банк России зарегистрировал дочернюю банковскую структуру автоконцерна DaimlerChrysler, выпускающего автомобили под торговыми марками Mercedes и Chrysler, – ООО «Даймлер Крайслер Банк Рус». В апреле 2007 г. Центробанк зарегистрировал дочерний банк крупнейшей японской автомобилестроительной корпорации Toyota. О намерении создать дочерние банковские структуры в России заявляли автоконцерны Renault-Nissan и BMW.


3. Каковы основные правовые условия для создания и функционирования дилерских сетей на территории Российской Федерации? Существуют ли какие-то проблемы правового регулирования этих отношений?

Особое место в структуре дилерских сетей занимают малые предприятия. Развитие дилерской сбытовой сети не может происходить без их участия. При этом правовое регулирование малого бизнеса нуждается в реформировании по следующим основным направлением: а) создание эффективных правовых механизмов защиты малых предприятий в отношениях с крупным бизнесом и государством; б) предоставление налоговых льгот и обеспечение доступа к дешевым финансовым ресурсам.

Отношения дилеров с автопроизводителями (импортерами) продукции оформляются дилерскими соглашениями. По своей правовой природе данные соглашения являются

смешанными договорами, включающими, как правило, элементы договора поставки, агентского договора и договора возмездного оказания услуг. Основные проблемы правового регулирования отношений между дилером и поставщиком по данным соглашениям обусловлены антимонопольным и частично гражданским законодательством.

В частности, положения текущего антимонопольного законодательства не позволяют включать в дилерские соглашения условия о территории деятельности дилера, максимальной наценке при розничной продаже автомобилей, эксклюзивности и т. д. При этом запрет на включение данных положений не зависит от того, влияют ли эти положения на ограничение конкуренции или нет.

Проблемы применения гражданского законодательства к дилерским соглашениям связаны прежде всего с тем, что выстраивание отношений по договору требует определенных инвестиций со стороны дилера и поставщика. Окупаемость данных инвестиций напрямую зависит от гарантированных поставок автомобилей в течение срока действия договора. Вместе с тем вопрос о том, вправе ли стороны обязать друг друга приобрести конкретный объем продукции, напрямую зависит от того, определен ли этот объем в договоре. Как правило, заранее включить в договор, заключаемый на длительный срок, условие о конкретном объеме поставляемой продукции невозможно, что порождает соответствующие проблемы для сторон. Вопрос о возможности досрочного расторжения дилерского договора также является дискуссионным. Во многом указанные проблемы могут быть решены путем создания особого правового режима для дилерских договоров в Гражданском кодексе РФ.


4. В спорах между потребителями и автомобильными компаниями решающее значение нередко имеет позиция эксперта, отвечающего на вопрос о существенности или неустранимости конкретных недостатков автомобиля. Какие недостатки – исходя из практики – признавались существенными (или несущественными) и существуют ли для решения данного вопроса устойчивые критерии?

Здесь важно учитывать такую категорию, как существенность недостатка товара. Под существенным понимают недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, либо недостаток, который не может быть устранен, либо проявляется вновь после устранения, либо для его устранения требуются большие затраты, либо при наличии этого недостатка покупатель в значительной сте пени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

Является недостаток существенным или нет – постоянный предмет спора между производителем (продавцом) и потребителем. В этом случае все решает экспертиза.

Исходя из судебной практики, существенными недостатками признаются в том числе производственные дефекты, которые, хотя и не препятствуют эксплуатации автомобиля, значительно снижают его ресурс, а также конструктивную прочность деталей автомобиля. Устранение таких недостатков без утраты первоначального качества и стоимости автомобиля невозможно. К таким недостаткам относятся в том числе дефекты лакокрасочного покрытия кузова автомобиля, сход (отслоение) лакокрасочного покрытия, образование очагов коррозии.

Существенными являются также недостатки, выявляемые вновь после их устранения, в частности возникающая снова после устранения течь масла из двигателя, неустранимый стук двигателя неизвестного происхождения и др.

Помимо этого суды признают существенными недостатки, наличие которых может повлечь причинение вреда владельцу автомобиля. К таким недостаткам, в частности, относится самопроизвольное раскрытие подушек безопасности автомобиля и др.


5. Какие экологические требования предусмотрены действующим законодательством России для автомобилей, вводимых в оборот на территории РФ (производимых и ввозимых на территорию РФ)?

Государственная политика Российской Федерации в области развития автомобильной отрасли в числе прочего исходит из принципа обеспечения максимально возможной экологической безопасности автопроизводства и последующей эксплуатации автомобилей на территории РФ. Общеизвестно, что автомобильные выхлопы являются одним из главных источников загрязнения воздуха, причем эффект загрязнения настолько велик, что эта проблема актуальна не только в крупных городах. Изменение атмосферы, без преувеличения, носит характер общепланетарного явления.

В Пояснительной записке к проекту Федерального закона «Об обеспечении экологической безопасности автотранспорта» отмечается, что в масштабах РФ доля транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников достигает 45 % (в городах 85−95 %), доля транспорта в шумовом воздействии на население в городах – 85−95 %. Ежегодный экологический ущерб, связанный с транспортным комплексом, составляет около 6,3 млрд долларов США. При сохранении темпов роста парка автомобилей можно ожидать, что через три-четыре года объем выбросов загрязняющих веществ возрастет еще на 25−30 %.

Именно поэтому решение проблемы загрязнения воздуха в последние десятилетия является предметом международного регулирования. В частности, этому вопросу посвящено Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, подписанное в г. Женеве (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 16 октября 1995 г.). В соответствии с данным Соглашением приняты Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (Правила ЕЭК ООН).

Конец ознакомительного фрагмента.