Вы здесь

Автомобильная промышленность: производство, реализация, потребительские споры. Правовой аспект. Предисловие ( Сборник, 2012)

Под редакцией И. Шаблинского и Е. Данилова

Руководитель проекта М. Шалунова

Технический редактор Н. Лисицына

Корректор Е. Аксенова

Компьютерная верстка М. Поташкин


Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© «Гольцблат БЛП ЛЛП», 2009

© ООО «Альпина Паблишерз», 2009

© Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2012

Предисловие

Сборник посвящен правовым вопросам размещения, деятельности и развития в Российской Федерации автомобильной промышленности.

Развитие в стране автоиндустрии в последние десять лет шло по двум не вполне равноценным направлениям. Это собственно отечественный автопром, т. е. несколько известных еще с советского времени предприятий с полным производственным циклом, и новые предприятия с участием иностранных инвесторов, занимающиеся на территории России в основном сборкой иностранных автомобилей. Для российской экономики значимы оба направления. Но в сборнике речь пойдет прежде всего об иностранных автопроизводителях, организующих на российской территории свои дочерние предприятия. Представляется важным взглянуть с юридической точки зрения как на процессы создания таких предприятий, так и на организацию дилерских сетей и их работу.

Авторы сборника – юристы компании Goltsblat BLP – разъясняют и комментируют отдельные нормы законодательства и пытаются разобраться в некоторых конфликтных ситуациях на автомобильном рынке, предлагая свое экспертное видение и совет. Все материалы сгруппированы по трем разделам, которые соответствуют важным составляющим цикла автомобильного бизнеса: производство, реализация, исполнение гарантийных обязательств и связанные с этим споры с потребителями по поводу качества продукции.

С конца 1990-х гг. в российскую экономику стали инвестировать крупнейшие автоконцерны, обладатели брендов с мировым именем – Ford, Mercedes, Volkswagen, Nissan и другие. В тот момент им пришлось столкнуться с определенными юридическими проблемами, в частности с проблемой соответствия дилерских соглашений нормам гражданского и антимонопольного законодательства, соблюдения требований экологического законодательства. Со временем крупные иностранные автоконцерны стали создавать в России собственные банковские структуры для кредитования потребителей их продукции, и этот процесс также требовал соответствующих правовых решений.

За последние несколько лет поток иностранных инвестиций в российский автопром расширился. Безусловно, этот процесс носил позитивный характер, поскольку был связан с созданием новых рабочих мест, привнесением в отрасль новых технологий. Но к началу 2009 г. стало очевидно, что финансовый кризис сказывается и на этом сегменте экономики. Иностранные инвесторы вынуждены замедлять темпы роста производств или сокращать их, снизились продажи.

Однако никто из крупных автопроизводителей не ушел с российского рынка. Эта категория инвесторов готова и сегодня вкладывать деньги и технологии в развитие отрасли. По-прежнему актуальны задачи, связанные с совершенствованием некоторых элементов законодательства, укреплением независимости судебной системы. Решение этих задач – одно из условий сохранения крупнейшими автопроизводителями своих позиций в российской экономике. В условиях борьбы за рабочие места, преодоления экономического кризиса данная тема одна из наиболее важных.

Андрей Гольцблат,

управляющий партнер Goltsblat BLP,

старший партнер