Смежники НАЗа
На ХУ1 съезде ВКП (б) первый секретарь Нижегородского крайкома партии А.А.Жданов от имени более чем 50 тысячной армии коммунистов, просил «у партии поддержки и критики для того, чтобы величайшую задачу автомобилизации страны наряду с тракторизацией выполнить с честью». На НАЗе намечалось изготавливать примерно до 60 процентов наименований узлов и деталей, остальные комплектующие должны были поступать со стороны – с 42 промышленных предприятий.
Автомобильному производству нужны были высококачественная листовая, рессорная и другие спецстали, шарико и роликоподшипники, резинотехнические изделия, фары, провода, лаки, краски, ветровые стекла, электротехнические, измерительные и другие приборы, шоферский инструмент. Широкая сеть смежных производств создавалась в стране одновременно с автомобилестроительным заводом.
Перед строителями автозавода в Нижнем Новгороде выступил Г.К. Орджоникидзе, нарком машиностроения СССР. Он сказал:
– Строите завод не только вы – его строит вся страна. И вам легко себе представить, что каждый день, когда тот или другой товарищ берет в руки газету и читает, он думает – а что, выйдет или не выйдет? Этот вопрос задают себе и наши друзья, и наши враги, не только у нас, а и в Европе, и в Америке. Ведь что значит пустить в срок такую махину, как ваш завод? Это значит внести в нашу экономику целую революцию.
Виктору Полякову исполнилось 16 лет, он вступил в комсомол. Слова Орджоникидзе запали ему в душу настолько, что он их дословно повторил в 1968 году на торжественном собрании ВАЗа, посвященном Дню машиностроителя, а потом сказал:
– Эти слова Орджоникидзе через 37 лет во многом можно отнести к нашей стройке. Наш долг – оправдать доверие партии и правительства, оказанное нам, и обеспечить своевременный пуск Волжского завода, который будет нашим вкладом к юбилею 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
Все получилось, как говорил Поляков. Первые автомобили Волжский автомобильный выпустил к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина.