20. Суд над детьми
Комплексы появляются в основном благодаря осуждению. Ребенок – сущность непосредственная, подчиняется импульсам изнутри, а не общепринятым нормам и морали. К тому же в силу неопытности он еще с ними и незнаком. А взрослые почему-то этого не понимают и судят ребенка как равного себе.
Мало того что судить – в принципе нелепое занятие, так еще судят того, кто неподсуден по определению. Ну да, незнание закона же не освобождает от ответственности! Ну и на будущее пригодится – будет знать, что тут можно, а что нельзя!
Так и выносят детям вердикты-штампы: плохой, непослушный (как будто мы рождаемся, чтобы кого-то слушаться!), грязный, глупый, – от которых они потом не могут избавиться всю жизнь. Зато привыкают «слушаться», становясь примерными рабами.