Вы здесь

Авиамоделирование для начинающих. Инновации. 3. Организация. (В. В. Никитин, 2017)

3. Организация.

Основная форма организации внеклассной работы по техническому творчеству – кружок как добровольное объединение учащихся, проявляющих особый интерес к определённой области техники.

Авиамодельные кружки относятся к кружкам спортивно технического моделизма. В них в течении трёх лет занимаются , как правило ,школьники 4х—11х классов и младше . Каждый из кружков первого , второго и третьего года занятий имеет свои особенности.

Первый год обучения.

Группа первого года обучения формируется из детей 8-10 летнего возраста, состав группы разновозрастный по10-12человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, общее количество за год – 144.

Программа первого года обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей и участия в соревнованиях. На занятиях обучающиеся знакомятся с первоначальными сведениями по теории полета, истории авиации приобретают трудовые навыки и умения.

Большинство записавшихся в группу имеют поверхностное представление об авиации. Одни это сделали по совету родителей, другие пришли в кружок после увиденных соревнований или показательных выступлений авиамоделистов. Чтобы заинтересовать ребят, целесообразно почти сразу приступить к практической работе, попутно сообщая необходимые теоретические сведения.

Основной метод практической работы – фронтальный: все обучающиеся выполняют одинаковые задания, руководитель излагает теоретический материал и дает пояснения одновременно всем членам группы. Изготавливаемые модели должны быть посильны для всех членов группы. Уделено внимание тому, чтобы младшие школьники правильно употребляли технические термины и использовали в работе доступную им техническую документацию.

Необходимо, чтобы обучающиеся усвоили основные приемы регулировки и запуска моделей. Следует, помнить, что от успеха в первом году обучения зависит, будут ли обучающиеся продолжать заниматься авиамоделизмом, Надо развить у ребят чувство патриотизма и коллективизма, стремление защищать интересы и спортивную честь своей команды.

Второй год обучения.

Группа второго года обучения формируется из детей 10-12 летнего возраста, состав группы разновозрастный по8– 10человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, общее количество за год – 216.

Задача учреждения дополнительного образования расширять знания и совершенствовать навыки, приобретенные в течение первого года, широко использовать элементы спорта, развить интерес к теории полета, учить ребят самостоятельно, творчески решать технические задачи.

В течение учебного года обучающиеся работают в основном индивидуально, но иногда полезно поручить двум обучающимся изготовить одну модель.

При конструировании этих моделей обучающиеся глубже познают основы аэродинамики летающих моделей, рассчитывают и вычерчивают профили своих моделей, составляют эскизы и рабочие чертежи. При изготовлении моделей учащимся сообщаются основные сведения о технологии обработки материалов, применяемых при постройке, показываются приемы работы. Необходимо инструктировать обучающихся по правилам безопасности.

При постройке учебных кордовых моделей желательно использовать типовые схемы, чертежи, внося в них изменения.

Итогом работы группы второго года обучения должны быть опробование и показ в полете построенных моделей и участие в соревнованиях.

Третий год обучения.

Группа третьего года обучения формируется из детей 12-14 летнего возраста, состав группы разновозрастный по 8-10 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 4 часа, общее количество за год – 288.

Группа третьего года обучения комплектуется из школьников, прошедших подготовку в группах первого и второго годов обучения. Обучающиеся расширяют и закрепляют знания по авиационной и авиамодельной технике, углубленно изучают основы аэродинамики, самостоятельного расчета конструкции моделей, использования компьютера для проектирования модели.

Обучающиеся работают в спортивном и экспериментальном направлениях. Спортивное направление авиамоделизма немыслимо без экспериментально-исследовательской работы. Помимо работы над моделями существующих спортивных категорий обучающиеся строят опытные радиоуправляемые модели самолетов и экспериментальные кордовые электролеты. Разрабатывают, строят и отрабатывают летные характеристики новых видов электролётов– электролеты копии и электробойцовки.

В основу занятий положен индивидуальный метод работы, при котором каждый обучающийся или звено по два-три обучающихся строят определенную модель. Взаимоотношения строятся так, чтобы каждый воспитанник стремился передать полученные знания и навыки своим товарищам, оказывая им помощь.

Работа в кружке подготавливает обучающихся к дальнейшей самостоятельной работе, знакомит с авиационными профессиями, помогает в выборе профессий. Поэтому, обучающихся третьего года обучения рекомендуется чаще вовлекать для участия в соревнованиях.

Принимают в кружки в начале учебного года. Предварительно необходимо вывесить объявления о приёме, которые должны содержать краткие сведения о кружке, месте и времени проведения записи в него. Полезны показательные выступления авиамоделистов в школах, на стадионах, что способствует появлению у школьников интереса к авиамоделизму.

Основной документ, определяющий характер и направленность работы авиамодельного кружка, – План работы. Его структура и содержание зависят от года занятий кружка, материальной базы, опыта руководителя и других факторов.

Работу в кружках планируют на основании Программы (авторской). Все темы в учебном плане располагают так, чтобы была обеспечена взаимосвязь между ними, а практическая деятельность учащихся опиралась на знания, полученные в школе или на предыдущих занятиях кружка. Примерно пятую часть времени отводят на теоретические занятия , остальное –на практические. Продолжительность бесед не более 10-15 мин.

Конец ознакомительного фрагмента.