Вы здесь

Авиамоделирование для начинающих. Инновации. 2.Введение. (В. В. Никитин, 2017)

2.Введение.

В улучшении трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников , раскрытии их творческих способностей большую толь играет внеклассная и внешкольная работа по техническому творчеству .Развитие технического творчества в наши дни должно стать одним из средств в решении задач , предусмотренных реформой общеобразовательной и профессиональной школы.

Эффективная форма детского технического творчества – занятия в технических кружках школ , станций и клубов юных техников , Домов детского творчества

Занятия техническим творчеством развивают у учащихся интерес к науке и технике, к исследованиям , помогают сознательно выбрать будущую профессию . . Одним из таких технических видов является авиамоделизм .

Авиамоделизм нужно рассматривать и как средство политехнизации обучения, и как одно из эффективных средств воспитания молодёжи .

Авиамоделизм – это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Занимаясь авиамоделизмом, школьники получают необходимые трудовые навыки, их мечта об авиации часто перерастает в увлечённость, а увлечённость определяет выбор профессии.

Авиамоделизм – это конструирование, постройка и запуск моделей летательных аппаратов.

Авиационный моделизм – одно из самых любимых технических занятий школьников. Постройка и запуск летающих моделей, игры и соревнования с ними не только увлекательны , но и полезны.

Модели, даже самые простые, летают по тем же физическим законам, что и большие летательные аппараты, которые они копируют. А это значит, что с самых первых дней работы над летающими моделями ребята овладевают наукой о полёте, знакомятся с конструкциями летательных аппаратов, с их применением.

Авиамоделизм – первая ступень овладения авиационной техникой. Модель самолета – это самолет в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определенные навыки и знания. В процессе изготовления моделей обучающиеся приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики и прочности.

Интерес школьников к авиамоделизму не случаен. Авиация воплощает в себе новейшие достижения передовой науки и техники. Создание все более и более совершенных самолетов и летательных аппаратов привлекает внимание и интерес пытливой школьной молодежи, пробуждает в ней стремление к практическому овладению авиационной техникой.

Постройка летающих моделей – первый шаг по пути в «большую авиацию». Но дети становятся на этот путь задолго до того, как перед ними возникает вопрос о будущей профессии. Для них авиамоделизм – это, прежде всего увлекательная игра. Вряд ли он так бы интересовал детей едва ли не с дошкольного возраста потому что, он дает возможность практически познакомиться с элементами авиационной техники, с физическими основами полета. Эти цели понятны взрослым, понятны старшеклассникам, а детей привлекает не столько познавательная, сколько игровая сторона авиамоделизма, возможность сделать своими руками модель, летающую «совсем как настоящий самолет», запускать ее, т.е. играть в авиацию. Не будет преувеличением утверждение о том, что подросток, запустивший в воздух модель самолета, мысленно сам управляет его, вернее – настоящим самолетом!

Изготовление действующей модели, её испытание и сравнительная оценка полученных результатов на соревнованиях – очень интересное занятие, способное увлечь молодежь , особенно ребят школьного возраста , вызвать стремление постичь основы технического творчества .Ребята последовательно проходят такие этапы , как выполнение простейших расчётов , затем чертежей , изготовление моделей и , наконец , их испытание в действии .Всё это воспитывает качества , необходимые будущему конструктору , технологу , квалифицированному рабочему .Вместе с тем моделирование машин вызывает у ребят естественный интерес к большой технике , увлечённость ею. Практика показывает, что занятие моделизмом в детстве часто определяет будущую специальность.

Авиамоделизму, как немногим другим отраслям технического любительства, присущ ярко выраженный элемент спортивных соревнований. Не случайно его очень часто именуют техническим спортом. Построение модели с соблюдением определенных единых требований ( в том числе – Правила по авиамодельному спорту FAI) можно сравнивать в действии (т.е. в полете), испытывать их качества, во многом зависящие от мастерства юных конструкторов, умения применять новые материалы и технологии, не стандартные решения, оригинальные конструктивные и аэродинамические находки. Эти летающие модели выгодно отличаются от ряда других моделей, хотя не менее важных и полезных с точки зрения подготовки обучающихся к будущей практической деятельности. Соревнования, также стимулируют обучающихся к дальнейшим занятиям авиамоделизмом.

Занятия авиамоделизмом – это, прежде всего один из видов внешкольной работы, т.е. средство организации разумного досуга, активного отдыха обучающихся. Выходя из рамок школьной программы, он, тем не менее, в значительной степени содействует общему и политехническому обучению школьников. Строя и запуская летающие модели , обучающиеся более или менее глубоко знакомятся с историей создания самолета, вертолета, парашюта, планера и с ролью русских ученых и изобретателей в их создании; изучают конструкции самолетов и др. летательных аппаратов и теорию их полета (т.е. аэродинамику). Авиамоделизм побуждает школьников глубже овладеть физикой, математикой, черчением. Правильно поставленные занятия авиамоделизмом могут способствовать формированию у обучающихся многих разнообразных, важных для политехнического развития качеств:

а) воспитанию гибкого, подвижного мышления, ориентирующегося на все передовое, вновь возникающее, развивающееся;

б) усвоению различных навыков труда, которое вводит обучающихся в курс передовой технологии и технической проблематики;

в) развитию творческого, эстетического восприятия технических явлений в единстве с рационально техническим подходом к производству;

г) овладению культурой графического изображения и чтения графической документации;

д) овладению техникой изменений, испытаний, элементов лабораторных работ, проб, подсчетов;

е) выработке умения решать производственные задачи, в том числе творческие, конструктивные, по техническому планированию, организации работ.

В работе с начинающими моделистами упор следует делать на освоение и отработку основных технологических приемов изготовления моделей и практических навыков в их регулировке и запуске.

Главной целью является воспитание трудолюбия, терпеливости, настойчивости в работе, стремление сделать модель правильно, прочно, надежно и красиво, чтобы каждая построенная модель была действительно летающей. Для изготовления даже не летающего масштабного макета (стендовой копии) необходимо овладеть довольно большими практическими навыками работы по дереву, металлу, пластмассе, уметь работать как простым ручным инструментом домашнего набора, так и электрическим. Многие детали при изготовлении требуют применения станочного оборудования, а для этого необходимо умение на них работать и знать технологию обработки. В процессе отделки и окраски приходится иметь дело с различными клеями, грунтовками, шпаклевками и красками. Уметь с ними работать значит освоить приемы нанесения их, знать их свойства.

Важнейшей целью изготовления моделей летательных аппаратов, как и вообще занятием техническим творчеством, надо считать приобщение как можно раньше к активному труду, творческой мысли и изобретательству.

Правда в практике ряда авиамодельных групп их работа не всегда отвечает требованиям формирования перечисленных качеств. Известный отрыв от задач политехнического обучения имеет место тогда, когда занятия группы носят узко деляческий, ремесленный характер, когда основной и даже единственной их целью ставится изготовление летающих моделей к очередным соревнованиям.

Никто не собирается отрицать того, что соревнования имеют огромное значение для развития авиамоделизма, подъема его на высшую ступень, но они не могут быть самоцелью. Иначе говоря, спортивная сторона авиамоделизма не должна вытеснять или заслонять образовательные и воспитательные задачи.

Именно такого политехнического подхода к занятиям авиамодельных групп не хватает у некоторых их руководителей. Их питомцы умеют хорошо выпиливать нервюры и гнуть бамбук, знают, что резиновый двигатель должен состоять из стольких-то нитей, или, что компрессионный двигатель заводится так-то и работает на такой – то горючей смеси,– и только.

Успешными людьми в жизни и чемпионами в спорте становятся не просто начетчики, но творческие люди– двигатели прогресса, изобретатели.

Когда говорят о научно-техническом творчестве взрослых , то под этим понимают своеобразный «мост «от науки к производству , позволяющий осваивать достижения науки , внедрять их в практику и в результате получать определённый экономический эффект . Техническое творчество подростков по этой же аналогии – « мост « от знаний полученных в школе , к знаниям специальным , производственным , к техническому опыту , к профессии .Творчество – мощный стимул технического прогресса

Самая важная задача педагога дополнительного образования правильно организовать занятия группы, что подразумевает учет широкого спектра условий при определении содержания программы

а. склонности педагога дополнительного образования, чем богаче и разнообразнее педагогический багаж руководителя группы, тем шире можно использовать возможности развития творчества у детей;

б. возраст обучающихся;

с. материально-технические возможности учреждения дополнительного образования;

д. повышенный интерес обучающихся к тем или иным видам авиамоделизма и авиамодельного спорта, дает возможность педагогу внести изменения в учебный процесс, увеличить время на заинтересовавшую их тему.

Работа строится на воспитании творчества, конкурентоспособности. Не простое копирование известных конструкций и отработка спортивных навыков для достижения результатов, а на основе осмысления, опыта, теории, соревновательности (как в большой авиации) разработка и постройка новых в рамках заданных технических требований конструкций с применением новых, оригинальных, не стандартных технологий, материалов, аэродинамических и конструктивных решений.

Деятельность обучающихся не должна ограничиваться только занятиями по изготовлению технических устройств. Одним из показателей успеха является участие в выставках, массовых мероприятиях, авиационных праздниках, показательных выступлениях, популяризирующих авиамоделизм, соревнованиях.

Успешная работа( учреждения дополнительного образования )во многом зависит от степени участия в ней родителей обучающихся. Экономическая нестабильность, озабоченность большинства семей проблемами физического выживания, негативно сказались на воспитании детей. Педагога дополнительного образования и родителей объединяет забота о свободном развитии личности ребенка, о создании атмосферы доверия и личностного успеха совместной деятельности. Дети любят мастерить не только в учреждении дополнительного образования, но и дома. В этом им помогают родители. Родители помогают пополнять запасы материалов, инструмента и принадлежностей для работы обучающихся, приглашаются на соревнования и авиационные праздники. Опыт последних лет показал, что такой подход к более тесной связи семьи и группы значительно повышает интерес к занятиям не только детей, но и родителей, закрепляет обучающихся в (учреждении дополнительного образования).

Только при выполнении этих педагогических требований авиационный моделизм в полной мере отвечает учебно-воспитательным целям общеобразовательной политехнической школы.

Результаты работы( любого учреждения дополнительного образования )должны оцениваться не столько количеством изготовленных моделей, продолжительностью и дальностью их полета, сколько теми знаниями, умениями и навыками, теми нравственными убеждениями и привычками, которые моделисты приобрели( в учреждении дополнительного образования.)

Работа в группе вооружает обучающихся многими знаниями, умениями и навыками, полезными для работника любой профессии, и в какой-то степени поможет воспитанию будущих новаторов производства, конструкторов, изобретателей.