Вы здесь

Абсолютное Зло и другие парадоксы объективной этики. *** (Илья Свободин, 2017)

1 Зачем нужна мораль?


Здравствуйте. Подобные разговоры "о всем хорошем" есть смысл начать с того, что лишний раз уточнить – а нужны ли они? Я бы сказал – нужны, но не всем. Мораль нужна тем, у кого она и так уже есть. Звучит парадоксально, однако именно таково положение дел. Те, кто знает – или думает что знает – смысл слов "добро", "истина", "справедливость", кто может ответить на вопросы "зачем живет человек", "чем он отличается от животного", будет постоянно к ним возвращаться, снова и снова, всю жизнь. Эти вопросы, раз прицепившись, уже не отпустят. В чем же тогда их смысл? Размышления над ними помогают стать свободнее, обрести достоинство, твердую моральную опору и правильный взгляд на мир.


Тут можно усомниться – а так ли это все надо? Действительно, разве к морали стремятся люди? Они стремятся к деньгам, к благополучию, они хотят быть "счастливыми", под чем понимают всяческие удовольствия, успех в жизни, власть над другими. Разве мораль поможет в этом? Разве от нее есть практическая польза? Я вам честно скажу – не поможет. Более того, мораль помешает вам раздобыть денег и всего упомянутого выше. Странно, да? Зачем же тогда она нужна?


Для начала, лично вам мораль даст, если вы конечно будете следовать ей, сознание собственной правоты, правильности своих поступков. Скажете – смешно, вместо денег какая-то правота? Однако на самом деле, это важно. Некоторое время назад была популярна фраза из фильма "В чем сила брат? В правде". Но что такое эта "правда"? Где ее взять? В чем ее сила? Удивительно, что, хотя многие любят говорить о правде, мало кто знает ответы на эти вопросы. Но зато если человек узнает, если найдет эту загадочную правду, она способна заменить ему все – и успех, и власть, и даже деньги.


Наше время – время науки, технологии, прогресса. Зачем самим что-то искать? Пусть наука ищет. Они там, ученые эти, все знают, им за это зарплату платят. Наука скажет, что правильно, а что – нет. Я думаю, не скажет. Например, правильно ли заправлять машину водой? Неправильно? Вот и наука скорее всего скажет "неправильно". Но на самом деле это неизвестно. Если нам ехать – то неправильно, а если стоять – вполне подходит. А скажет ли наука "куда ехать"? Скажет, если мы ей сообщим зачем. А ответит ли наука, если мы спросим ее "зачем"? Я думаю, вы догадались, к чему я клоню. Есть категория вопросов, на которые наука не может ответить. Потому что наука отвечает на вопросы правильности только в контексте конкретной цели, но где взять саму цель, наука не скажет. Даже вопросы устройства мира, на самом деле, существуют только в контексте нашей цели – его познания. А зачем нам познавать мир? Зачем нам наука? Вот на такие сложные вопросы помогает ответить мораль. О правильности не в смысле достижения какой-то конкретной цели, а вообще.


Вы спросите – а разве бывает такая правильность? Мораль говорит, что бывает. А откуда она знает? Это еще один сложный вопрос. Мораль любит такие – на которые трудно ответить. И не всегда она, кстати, способна ответить – в общем случае скорее нет. Проблема в том, что мы не можем избежать этих вопросов, не можем не искать ответы на них. Увы, люди пока не придумали способ нахождения ответов. Не существует "моральной науки" или готовой книги с ответами. Периодически люди пишут нечто подобное, подписывают словом "Бог" и пытаются убедить доверчивых. Или изобретают философские концепции, которые трудно понять и еще труднее использовать. Или сочиняют идеологические доктрины, звучащие заманчиво, но приводящие к катастрофам при попытках применить их в жизни. Так что нас уже не обманешь, верно? Выходит, мораль – дело каждого из нас, ответы мы должны искать вместе.


Признайтесь, вам нравится это общество? А люди, которые живут только ради денег, удовольствий, власти? И разве не показательно, что в обществе, где правят деньги, стала популярна фраза из фильма о "правде"? Это значит, что у нас есть потребность в правде – мы не можем быть людьми без нее. Многих возмущает нынешнее общество, многие хотели бы исправить его, хотели бы бороться со злом. Но без правды это невозможно. Вернее, бороться то можно, но это будет не борьба со злом, а борьба одного зла против другого. Даже это будет не борьба, а бесконечный круговорот зла в природе.


Что же это за "правда"? Где ее искать? В данном случае правда – это та правильность своей цели, которая заставляет идти на любые жертвы ради ее достижения. И в этом ее сила. Она позволяет человеку преодолеть такие препятствия, которые иначе непреодолимы. Все хотят быть правыми, но далеко не все могут. И поэтому, кстати, те кто может, кто стоит за правду до конца, вызывают восхищение и желание подражать. Заметьте, не зависть! Что касается тех, кто плевать хотели на мораль… Разве вы такие? Разве вы моральные уроды? Не думаю. Раз вы читаете и хотите понять – вы к таким не относитесь. Моральный урод – это медицинский феномен и вы убедитесь в этом чуть позже.


Но может быть, я вас обманываю? Может, все это – разводка для "лохов"? Решайте сами. Вы можете мне не верить – я и не хочу чтобы вы принимали мои слова на веру. Думайте сами! Тогда вы наверное спросите – а зачем я это делаю, зачем мне это надо? Затем, что я осознаю собственную правоту, я хочу помочь вам стать лучше. Но зачем?! Так надо, вы сами увидите. Если вы тоже сможете найти, осознать свою правоту, вы точно так же будете смотреть на других и чувствовать, что они чего-то не понимают, или в чем-то неправы, и что ваш долг – обьяснить им, помочь. Не ради денег или каких-то конкретных благ. Так работает мораль, в этом тоже сила правды. Правда – одна на всех. Неправильно говорят, что у каждого своя правда. Если бы у каждого была своя правда, мы только и боролись бы за свои правды, только и воевали друг с другом. Но поскольку правда одна – мы можем жить в мире, можем сотрудничать и вместе делать общее дело.


Вы опять усомнитесь – как можно убедить других в своей правоте? Разве это вообще возможно? Теоретически возможно. :) И для этого надо не только чувствовать ее, быть в ней абсолютно увереным, но и уметь самостоятельно мыслить. Главное в морали, повторю, не слепая вера, не упрямство и твердолобость – а разум, способность найти смысл, обьяснить его, обосновать.


Теперь, почему я обращаюсь именно к вам, к молодым? Ну, во-первых, старшие поколения уже потеряны для нас. :) Во-вторых, у вас есть огромное преимущество – ваша нравственная чистота, то, что вы пока не запятнали себя, что у вас нет повода себя стыдиться. Конечно идеальных людей не бывает, все мы совершали проступки – и вы совершали. Но вы были детьми, и пока вы были детьми, вы не несли самой серьезной ответственности – ответственности перед собой. И в этом заключается ваше преимущество. Сейчас вы выходите в самостоятельную жизнь, вы на перепутье. Вы пока ищите свою цель в жизни и у вас есть возможность сделать мир лучше – принести в него правду, пронести ее через всю жизнь. Ведь если вы ошибетесь, поступите подло, сломаете свой моральный стержень – у вас никогда и ничего больше не получится. Почему? Есть выражение "Береги честь смолоду". Его смысл в том, что раз сломавшись вы будете обречены жить сломанными до конца жизни. Только ценой огромных усилий некоторые смогут исправиться. Да, признать свою неправоту, раскаяться и исправиться можно, но это удел единиц, людей действительно сильных, в то время как ломаются – почти все. Посмотрите вокруг. Откуда взялись эти моральные уроды? Это оступившиеся, сломанные, обманутые люди. И вместо того, чтобы исправится, они предпочитают ломать других. Зачем? Затем, что так им легче продолжать себя обманывать, легче заглушить свою совесть. Затем, что обманывая других, они выдают свою ложь за правду – ведь правда одна на всех, и чем больше людей уверует в нее, тем правдивее она кажется. В этом одна из причин, почему так распространились в обществе не только недоверие, неприязнь и ложь, но и все эти "респектабельные" психологии денег, успеха, борьбы и победы. Победы не только над другими людьми, но и над правдой.


И тем не менее, какой от морали прок? Если человек может жить одной только правдой, быть этаким святым, в чем ее конечный смысл? На мой взгляд, смысл морали в том, чтобы общество стало лучше, чтобы вместе с людьми менялось и это общество. Иными словами, смысл всего хорошего что есть в человеке в том, чтобы этого хорошего стало больше. Ведь чем больше хорошего вокруг, чем лучше мы сами, тем лучше всем нам, правда? Признайтесь – разве не кажется вам, что мир должен становиться лучше, что у всего сущего должен быть именно такой смысл?


Как же сделать его лучше? Часто можно услышать: "если хочешь изменить мир, начни с себя". На первый взгляд это демагогия. Ну как может изменить мир рядовой гражданин, от которого мало что зависит? Практически никак. С другой стороны, есть люди, от которых реально многое зависит, которые на виду, или которые, например, руководят огромной страной и подают миллионам людей пример того, как не надо себя вести. Хуже того, силой своей власти они заставляют других вести себя так же подло. Значит фраза не совсем верна, значит начинать – если с себя – должен человек на самом верху? Однако дело в том, что даже наверху начинать с себя все равно не очень эффективно. Гораздо эффективнее пользуясь той же властью менять других. И вот вам пример. Сто лет назад, кучка людей, назовем их "идеалистами", тоже решили изменить мир. Начали с других – взяли и уничтожили всех несогласных. Эффективно? Вполне. Но оказалось, что уничтожили не тех. В итоге страна провалилась в яму из которой за сто лет не смогла выбраться и, как сейчас видно, в обозримом будущем уже не сможет. Почему так? Потому что этим "идеалистам" как раз следовало начать с себя, прежде чем пытаться менять других. Если бы они смогли стать лучше, смогли стать действительно хорошими людьми – они бы не ошиблись.


Мы в их ошибках тоже разберемся, но позже. Однако кое-что можно сказать уже сейчас. Любые изменения требуют опоры на то, что обычно называют "совесть" – на наше внутреннее моральное чутье. Опираясь на него, мы можем оценить – а так ли уж нужен нам успех за счет несчастий других? Так ли уж нам необходимо утверждать свою правоту за счет обмана других? Так ли у нас получится быть счастливыми, когда вокруг столько зла? А скажем, можно ли убивать других, если они с вами не согласны? Я буду с вами откровенен – можно. :) Но только в очень ограниченных случаях, о которых мы обязательно поговорим.


И наконец последнее, что я хотел бы сегодня вам сказать. Разве всем нам не нужны те же деньги? Не нужны удовольствия? Конечно нужны. Но их же не хватает на всех? Так устроены деньги и удовольствия, что они всегда получаются за счет других! Как же быть? Как совместить правоту с необходимостью всех этих материальных, да и прочих благ, которых принципиально не хватает на всех? Это серьезное возражение и очень сложный вопрос. Настолько сложный, что большинство людей даже не представляет себе, как его решить. Некоторые предлагают умеренность, некоторые – аскетизм, некоторые предлагают "возлюбить ближнего как самого себя". Ну а остальные просто не заморачиваются. Однако, ответ на него существует. Он дается той разновидностью морали, которая называется обьективной этикой, и о которой мы собственно и будем в основном говорить. Ведь согласитесь, какой смысл рассуждать о морали, если ей нельзя руководствоваться в жизни, если приходится то и дело отступать? Обьективная этика в этом смысле вполне практична. Не в смысле конкретной пользы, а в смысле того, что ей можно руководствоваться абсолютно всегда, даже если не удастся претворить ее в жизнь на 100%. А что это значит? Это значит, она и поможет вам найти эту самую правду, подскажет правильный путь и правильную жизненную позицию. И тем позволит стать лучше.


Ну а если вы считаете, что вы и так достаточно хороши, что вы и так все знаете, подумайте пожалуйста над вопросом – что по вашему мнению является наивысшей ценностью в жизни, абсолютным добром, и существует ли оно? Вот на этом вопросе давайте завершим нашу вводную беседу.