Вы здесь

АНХ. Джеди (Алла Небо)

Анх (анк, анкх) – египетский крест (Т-образная фигура, увенчанная сверху кольцом), символ жизни в Древнем Египте.


Джеди

– «Крокодил припал, прижавшись к земле» – наступал закат. Пустыня никогда не молчит, она безмолвна для тех, кто не умеет слушать. В самом центре Кемет, в Абджу глашатаи в сопровождении женщин с кемкем в руках оповещали о сборе жрецов. Второй день Луны входил в свою силу. На шестой день в Абджу объявлено большое собрание. К тому времени все жрецы храмов Кемет должны были явиться на площадь перед храмом Амунхон. Жара отступила, и порывы ветра, волнуемые звуками гремящих трещоток и эмоциями людей, растревожили пески. Жители Черной земли знали, что речь на собрании пойдет о богах, некогда пришедших к ним из пустыни. Это они жили в Долине царей и построили сияющую пирамиду на большом «горизонте» среди пустынных песков. Большая белая пирамида, покрытая гладким гранитом и увенчанная золотым венцом, безмолвно возвышалась над страной, – Джеди сидел на циновке у своего дома в окружении пяти мальчишек и рассказывал то, что когда-то рассказывал ему его отец. Теперь Джеди жил как простолюдин, но его древний род относился к «посвященным жрецам».

– Расскажи нам об этих богах, – оборвал задумчивость старика самый старший из ребят.

Джеди был не молод, но и не выглядел стариком. На вид ему можно было дать не больше шестидесяти лет. Люди в Джед-Снефру уважали мудрость и силу Джеди и говорили, что он прожил уже сто десять лет. Они ошибались. Дед его прадеда был свидетелем событий, о которых сейчас говорил Джеди. Это были известные, но давно забытые события из прошлого его народа, издавна населявшего берега Большой реки. Джеди знал, что дети воспринимают его рассказы, как волшебные сказки – хекау. Пусть так, главное, чтобы помнили.

– Они, правда, пришли из пустыни? – подхватил другой мальчишка.

– Случилось это давно, – начал мудрец свой рассказ. – В былые времена над Кемет часто шли дожди, и на том месте, где теперь простирается пустыня, были зеленые саванны. Из-за частых ливней долина и дельта Большой реки были заболочены. На нашей земле жили различные племена людей. Они собирали растения, их плоды и корни, охотились, ловили рыбу, – дети в изумлении смотрели на Джеди. – Уже в те времена земля Кемет была отмечена следами посещения великих богов. Никто точно не знал, когда они пришли и сколько пробыли на нашей земле. Но ушли они, оставив большой храм, в котором некогда жили, три больших гранитных «горизонта» под открытым небом и гору над «горизонтами» в образе огромного Льва. Лев и теперь величественно возлежит на высоком пьедестале, обращая свой взор на восток в ожидании нового возвращения звездных богов. Он сторожит оставленные под пирамидами «горизонты». В те далекие времена его грозный вид отпугивал кочевые племена, живущие рядом в саванне…

Сделав паузу, Джеди продолжил повествование:

– Дожди сменили времена засухи. Саванны стали высыхать и покрываться песками. Желание выжить превозмогло страх кочевников перед большим Львом. И несколько племен спустились жить в долину реки Етер. Эти племена объединялись в поселения. Но природа менялась, и поселения уже не могли прокормить себя, занимаясь только охотой и рыбной ловлей. Люди начали разводить птиц и животных, занялись возделыванием почвы. Большая река, разливаясь в половодье, щедро питала мягкий песчаный грунт черным илом. И под жаркими лучами солнца происходило волшебство – непригодные пески обращались в плодородную почву. Такая земля давала несколько урожаев в год.

Одно из созданных поселений разместилось недалеко от оставленного богами храма. Поселенцы верили в скорое возвращение богов и ждали их. Эти люди привели храм в порядок и даже произвели возможный ремонт разрушенных от дождей стен. На первом собрании поселения был избран главный жрец. Мудрейший жрец выбрал себе помощников, которым надлежало следить за порядком в храме. Каждое утро женщины приносили в храм свежие цветы и убирали нанесенный ветром песок, а вечерами приходили мужчины. Они зажигали благовония из душистых трав. Сами поселенцы жили в небольших домах-пещерах, прорубленных на побережье реки в известняке – на почтительном расстоянии от храма.

Джеди замолчал, пристально посмотрел на каждого, из детей. Все пятеро ребят внимательно слушали рассказ мудреца, и нисколько не смутились его взгляду. Помедлив минуту, Джеди продолжил:

– Все люди поклонялись великому и единому, скрытому и таинственному Амуну и молили о возвращения его посланников звездных богов в оставленный храм…

Повествование завладело воображением Джеди, его взгляд остановился и слегка поблек от дымки воспоминаний, спустившихся на него. Потомок «посвященных жрецов», казалось, увидел давние дни долины Большой реки…