ИСТОРИЯ И ГЕНЕАЛОГИЯ ДРЕВНИХ КАЗАЦКИХ СИСТЕМ БОЯ
Мы не задумываемся о великой ответственности, которую налагает на нас отчество. Это, как кончик нити смотанной в клубок. Назовут тебя по имени-отчеству, вспомнишь отца, назовут отца – вспомнишь деда, назовут по имени-отчеству деда, вспомнишь прадеда… Без обрыва тянется нить, уходя в вечность.
Какими были они, наши предки-казаки? Какими обладали физическими и духовными качествами? Что умели в ратном деле? Каким боевым искусством владели?
В мировой литературе посвященной различным видам единоборств авторы, указывая разнообразные источники стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, называют колыбелью развития и распространения боевых искусств Индию или Китай. Но ещё раньше, далеко на Севере жили люди, у которых искусство рукопашного боя было доведено до совершенства. Народ этот назывался Синдами, Индами57, Аз-Саками или Казаками.
Как известно именно Инды (Казаки), несколько позже, захватили большую часть Индии. Сливаясь, в этническом отношении, с местным населением они принесли с собой свою культуру, язык, свои боевые искусства и психофизическую подготовку, которая, сросшись с подобными системами Индии, стала называться Учением Йогов. Позже, система йогов была положена в основу всех восточных единоборств: индийских, китайских, японских, корейских и многих других.
Культура – понятие целостное и существует как гармоничное единство многих составных частей, одной из которых является культура физическая. Ярко выраженная в народных играх, обычаях и обрядах она была неповторима и самобытна.
В настоящее время наиболее популярными являются восточные системы единоборств, и мало кто знает, что у Казаков была не менее интересная и даже более эффективная система боевого искусства – кулачный бой. Позднее из системы кулачного боя выделились, как отдельные направления казаков украинских, системы «Спас»58 и «Боевой гопак»59.
В то воинственное время, когда казацкий народ воевал в составе княжеских дружин60, на смену древнего бога Рода – творца молний пришёл Перун – русский Зевс-громовержец, глава княжеского пантеона богов. В условиях военных походов на Балканы в VI веке н.э. и в процессе создания княжества Киевской Руси IХ-Х веков, воинам и князьям нужно было не столько всеобъемлющее божество Вселенной, сколько покровитель воюющих дружин, бог, помогающий военной победе. Именем Перуна клялись бояре61, дружинники и сам князь. Они молились ему не ради урожая, а ради военных успехов и побед.
У казацкого народа в эпоху первых политических образований постоянного войска не было. Но был боевой авангард в виде лёгкой конницы охранявшей границы. Поэтому на борьбу с врагом выступало все взрослое население62, способное носить оружие. Казаки великолепно сражались в пешем строю против многочисленной конницы кочевников, а позже – против византийцев, гораздо лучше вооружённых и защищённых. В таких условиях добиться успеха в бою можно было лишь за счёт превосходства индивидуальной подготовки бойцов и, прежде всего в рукопашной схватке. В те далекие времена обучение военному искусству в казацкой среде начиналось, когда мальчику исполнялось три года, именно в этом возрасте его впервые усаживали на коня. В двенадцать лет, как полноправный воин он принимал участие в битвах. До наших дней дошёл один из интересных методов тренировки: маленького мальчика ставили в стойку полуприседа, с ногами, расставленными, шире плеч63 и заставляли удерживать коленями небольшой камень. Мальчик рос, стойка становилась шире, а вес камня больше. К восемнадцати годам он мог находиться в этой стойке уже не один час, а вес камня достигал ста килограммов. Эта методика позволяла не только выполнять молниеносные перемещения и прыжки в пешем бою, но и скакать на коне без седла, отпустив поводья и ведя бой двумя мечами.
Уже в VI веке н.э. казацкие воины считались одними из лучших в мире. О высоких боевых качествах казаков свидетельствует тот факт, что их часто приглашали к себе на службу византийские и китайские императоры, сирийские халифы, правители других стран. Казаки обычно находились в составе отборных ударных войск, занимали высокие воинские должности или были телохранителями. Например, личная охрана князя Святослава и элита его дружины состояла только из числа черкасских казаков.
Военно-физическая подготовка казацкого народа в феодальный период осуществлялась в процессе различных военных, бытовых и религиозных игр, развлечений и упражнений. В них все больше места занимали самобытные средства физической и боевой закалки: кулачные и палочные бои, различные виды борьбы. Причём, если в античных и других рабовладельческих странах предпочтение отдавалось индивидуальным поединкам, то у казаков получило распространение массовое действие – «стенка на стенку» или «лава», имеющая более выраженный прикладной характер.
Рукопашная схватка была главным способом ведения боя, и подготовка к ней составляла основу боевых искусств.
Сложность тренировочных упражнений у казаков исходила из особенностей оружия и защитной одежды ратника. Главной защитой считалась кольчуга. Но ни одна кольчуга не могла бы выдержать сильного прямого, колющего удара, поэтому необходима была и подвижность тела, чтобы превращать прямые удары в скользящие. Так родилась техника известного казацкого гойдка64, усовершенствованного и применяемого позже запорожскими казаками не только против холодного, но и огнестрельного оружия.
К сожалению, до нашего времени дошло очень мало информации об уникальных видах кулачного боя и борьбы казацкого народа. И все же мы, создавая систему УКБ, находя и изучая многие исторические, этнографические и литературные источники узнали, что система казацкого кулачного боя существовала много сотен лет назад, как форма борьбы с применением естественных для человека средств – кулаков, локтей, коленей, стоп и головы. Как писал историк В.О.Ключевский, до XIV века кулачный бой на Руси был тонким искусством ведения поединка, входящим в изощрённую систему подготовки воина, когда не только сила, но быстрота, ловкость и умение были критериями победы. Но самым важным было особое состояние духа и благодаря гармоничному сочетанию особого состояния духа с физической и технической подготовкой казаки поражали врагов своим воинским искусством.
С XIV века, с появлением огнестрельного оружия, начался закат кулачного боя, как системы подготовки молодёжи и воинства. К началу XVI века он почти исчез, как массовое явление, но продолжил своё существование, совершенствуясь в среде профессиональных воинов – казаков.
Исторические сведения о древнем казацком кулачном бое очень скудны и дают только приблизительное представление о том, что собой представляла эта система. Но до нас, всё-таки, дошли сведения о существовании пяти основных стилей, одним из которых был киевский.
Названия некоторых мест дают возможность сделать вывод о большой популярности кулачного боя на Руси. Например, недалеко от Киева есть два небольших городка с древними названиями «Буча» и «Бучанка». С древнеславянского это переводится соответственно, как «драка» и «маленькая драка». По преданию в Буче, проводились состязания среди казаков – мастеров кулачного боя, а в Бучанке – молодёжные. Но давайте исследуем глубже историю и генеалогию казацких стилей.
Главные, сохранившиеся до наших дней практически без изменений, источники о древнеславянских, казацких воинах и их подготовке – это Русские былины и Жития русских святых воинов.
Конечно, историк будет утверждать, что невозможно опираться на былины, как на достоверный исторический материал. Но если Судьба казацкого народа и Руси нам не оставила ничего иного? Главное уметь правильно читать и осмысливать былины, а это может сделать только профессионал. Например, историк, читая былины, будет невольно отбирать тот материал, который представляет для него историческую ценность. По-своему понимая, будут читать былины этнограф и языковед. И, конечно же, совершенно в новом свете увидит былины мастер боевых искусств. Также и мы, изучая древнерусские былины, увидели в них то, чего не смогли заметить другие.
Уже теперь ясно, что в среде древнего славянского, казацкого народа и Святой Руси было тринадцать богатырей, которые являлись представителями тринадцати направлений боя, как с оружием, так и без него: «Подъезжает к ним Илья, сходит с коня, входит в белый шатер. В том шатре сидят двенадцать русских могучих богатырей. Сидят богатыри, хлеб соль едят…». Вот их имена: Данила Игнатьевич, Вольга Ярославич, Святогор, Иван Годинович, Микула Селянинович, Дунай, Леонтий-священник, Ян Усмошвец, Добрыня Никитич, Михайло Поток, Алёша Попович и Тороп Иванович. Тринадцатым стал Илья Муромец.
Тринадцать русских богатырей
Жили эти тринадцать богатырей во времена, которые являлись переходными в истории Руси, когда Русь языческая становилась Русью Православной и Святой. Самыми старшими из них были Данила Игнатьевич, Вольга Ярославич, Святогор, Микула Селянинович, Иван Годинович и Дунай. Илья Муромец был среднего возраста. Михайло Поток чуть младше него. Молодого возраста был Добрыня Никитич. Самыми юными среди былинных богатырей были Алёша Попович, Тороп Иванович и Ян Усмошвец.
Богатыри были не только профессиональными воинами, владеющими боевыми искусствами, но также были одними из самых образованных людей своего времени. Каждый из них был не просто обучен грамоте, а знал несколько языков, в том числе и арабский. К сожалению, сведения об этом дошли до нас не полностью и только о некоторых из них.
Известно, что Святогор был исключительно большой силы и огромного роста. Он – побратим и учитель Ильи Муромца. Именно он «обучил… Илью всем повадкам (авт. стойкам, передвижениям), ухваткам (авт. положениям рук, захватам) богатырским (авт. сильным, тайным). Назвал его своим меньшим братом». Но самым важным, из того, что сделал для Ильи Муромца Святогор, было то, что он передал Илье древнюю систему правильного боевого дыхания: «А как наклонился Илья…, дохнул на него Святогор духом богатырским. Почувствовал Илья, что от того дыхания богатырского силы у него втрое прибавилось». Также он обучил Илью Муромца интуиции, чувству индивидуальности и меры в применении своих знаний: «Братец меньший мой… Наклонись-ка ты ко мне, я ещё дохну на тебя и передам всю мою силу великую. Отвечает ему Илья Муромец: – Хватит силы мне, больший брат. Иначе мать-земля носить меня не станет. Промолвил тут Святогор-богатырь: – Хорошо ты сделал, меньший брат, что не послушал моего последнего наказа. Я бы дохнул на тебя мертвым духом. И лёг бы ты здесь мёртвый рядом со мной».
Ещё в юности волхвы65 обучая Илью Муромца осторожности, наставляли его: «Только не бейся ты с богатырём Святогором – он так тяжёл, что его через силу мать-земля на себе носит. Не бейся ты и с Микулой Селяниновичем, его любит матушка сыра земля. Не сражайся ты и с Вольгой Ярославичем – он не силою берёт, а хитростью». Илья Муромец, как мы знаем из былин, не только внял этим наставлениям, а сделал так, что эти грозные богатыри стали его учителями и побратимами. Для казаков-воинов институт «побратимства» очень древний. Согласно обычаю, братающиеся, менялись крестами и клали «заповедь великую», т.е. давали клятву всегда стоять друг за друга. Побратимство считалось выше кровного родства. Нельзя было жениться на невестах или вдовах побратимов и даже на их названных сёстрах.
Большой интерес представляет личность Вольги Ярославича, о котором былины повествуют, что его с детства обучали «всяким хитростям, мудростям» и «всяким языкам». Он мог становиться львом, разными птицами, рыбой щукой, горностаем и серым волком. Что скрыто за этими перевоплощениями великого богатыря?
Специалисты, занимающиеся изучением животных и хорошо знающие их повадки, рассказывают, что хотя крупный тигр весит приблизительно в два раза больше чем средний лев разница в их умении вести бой существенна. Тигр, в определённый момент схватки, чувствуя, что проигрывает, ретируется. Лев же ведёт упорный бой, до конца, предпочитая смерть бегству. Отсюда, кстати, произошла известная украинская казачья фамилия «Левченко». «Дерётся как лев» говорили о тех, кто в бою никогда не отступал.
С древних времён существует искусство военной разведки. Уже в те древние времена в среде разведчиков выделяли людей, которые умели «кричать птицей» и вовремя подать нужный сигнал. Но образное выражение «стать птицей» относилось и к тем умельцам, которые могли строить небольшие летательные аппараты и преодолевать на них необходимое для внезапного нападения расстояние.
«Рыбой щукой» называли тех воинов, которые не только могли передвигаться и пребывать под водой длительное время, но и умеющих атаковать из-под воды и вести бой в воде.
«Серым волком» называли тех, кто умел с тяжёлой ношей, например, с «языком»66, без воды и пищи преодолевать большие расстояния. Людей хитрых, ловких, с мгновенной реакцией называли «горностаями». Всеми этими качествами обладал великий богатырь и казак-характерник Вольга Ярославич67.
Об остальных богатырях Киевской Руси практически ничего неизвестно. Например, об Иване Годиновиче и Даниле Игнатьевиче просто сказано, что они «русские богатыри». О Михайле Потоке говориться, что он сын богатыря Дуная именем которого названа река Дунай. Богатырь Тороп Иванович был соратником и оруженосцем Алеши Поповича.
Самые большие сведения в былинах сохранились о трёх главных персонажах: Добрыне Никитиче, Илье Муромце и Алёше Поповиче.
Добрыня Никитич – личность историческая. Он был родным братом Малуши, служанки княгини Ольги и матери Великого киевского князя Владимира Святославича, его родным дядей. Известно, что Добрынюшка был выдающимся, «жёстким» кулачным бойцом и обучил этому искусству своего побратима Илью Муромца.
Также исторической личностью является и Алёша Попович по прозвищу «Алёшенька Леонтьевич», сын ростовского священника Леонтия. С детства отец обучал сына не только премудростям веры и духа, но и военному искусству, которым владел сам. Священники не имели право брать в руки оружие, а тем более убивать. Поэтому Леонтий передал Алёше «мягкую» систему ведения рукопашного боя, в которой акцент делался не на убийство врага, а на его физическое изматывание и пленение живым. Но в тоже время Алёша Попович научился виртуозно владеть оружием, а особенно кистенем.
Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович
Существование такой личности, как Илья Муромец сегодня ещё у многих вызывает недоверие и отношение, как к мифическому герою. Но таким «фомам неверующим» можно лишь посочувствовать и посоветовать посетить Киево-Печерскую Свято-Успенскую Лавру, в пещерах которой они смогут увидеть мощи великого богатыря, преподобного Ильи Муромца, который на склоне лет стал монахом и был одним из первых насельников Киево-Печерского монастыря. Это была удивительная личность с огромной тягой к знаниям. Он не стеснялся «ходить в учениках» всю жизнь и постигать системы боевого искусства «и от стара, и от млада». От своего названного отца Микулы Селяниновича он научился приёмам борьбы. От названного старшего брата Святогора перенял технику «тяжёлого» дыхания, которая позволяла ему многократно увеличивать свой вес. В древнерусской былине «За землю русскую» об этом рассказано так: «И велел он трём могучим богатырям вывести Никиту (авт. после изгнания из Киева, когда Илья Муромец вернулся по призыву князя Владимира, тот не узнал его и Илья назвался Никитою) из палат белокаменных. Но не могут богатыри… справиться. Князь Владимир посылает на помощь ещё трёх богатырей. Но и тем не сдвинуть с места Никитушку. Говорит тогда Никита (Илья) князю Владимиру: – Если хочешь, Владимир, потешиться, посылай ещё трёх могучих богатырей. Выходили ещё три богатыря. Но им всем, девяти, с Никитой не справиться. Стоит Никита – не качается…». Технику «жёсткого» кулачного боя Илья Муромец перенял у молодого Добрыни, а «мягкости» научился у юного Алёши Поповича. Можно утверждать, что на склоне лет техника Ильи Муромца представляла собой синтез древних боевых казацких систем Киевской Руси. Именно поэтому, в былинах, Илью Муромца называют первым, т.е. лучшим казаком.
Мастера кулачного боя древности говорили, что техника всегда победит грубую физическую силу, но дух победит всё. Древние казацкие воины также уделяли большое внимание духовному развитию личности. Особенно это проявилось после великого исторического события – Крещения Руси.
У витязей, как и у самураев древней Японии или, позже, у рыцарей средневековой Европы постепенно складывался свой моральный кодекс, в котором особое место отводилось таким понятиям, как мужество и доблесть, благородство и честь. Особое отношение было и к смерти. Как мы знаем из «Хагакурэ» (XVI в.), книги, которая представляет собой кодекс самураев: «Буси-до» – Путь воина – означает смерть. Когда для выбора имеется два пути, выбирай тот, который ведёт к смерти. Не рассуждай! Направь мысль на путь, который ты предпочёл, и иди!..» Похожее отношение к смерти было у казацких витязей. Например, в былине «Три поездки Ильи Муромца» об этом говорится так: «…на камне том надпись: «По одной дороге ехать – убитому быть; по другой дороге ехать – женатому быть; по третьей дороге ехать – богатому быть». Сидит Илья на добром коне, головой качает, а сам приговаривает: – Сколько я по Руси ни езживал, а такого чуда не видывал. На что мне богатство? У меня и своего достаточно. А зачем мне на старости лет женатым быть? На молодой женишься – хлопот не оберёшься, а на старой жениться не хочется. Пойду-ка я лучше по дороге, где убитому быть». Поехал он по этой дороге, победил сорокатысячное вражеское войско и остался живым. Профессиональные воины всех стран и времён делали единственно правильный и точный психологический выбор. Старые воины Второй Мировой Войны рассказывают, что во время тяжёлых наступательных боев, особенно прорыва или десанта, тот, кто начинал пригибаться, за что-то или кого-то прятаться – погибал. Тот, кто смело шёл вперёд – оставался живым. Неумолимы законы войны и смерти. Это хорошо отражено в народных поговорках и пословицах: «Слабый – погибает, сильный выживает» и «Смелого пуля боится». Удивительно точна и мудра народная мысль.
На распутье
Начиная с 80-х г.г. прошлого века в славянских странах, особенно в среде восточных славян68, идёт возрождение былых традиций. Появляются старые, казалось бы, давно забытые, и создаются новые современные системы славянских единоборств. Уже сейчас славянские стили можно условно разделить на фольклорно-ритуальные, прикладные, спортивно-прикладные и казацкие. К первым можно отнести, например, славяно-горицкую борьбу, тверскую «Бузу» и московский «собор». К прикладным, не считая специального раздела боевого самбо, относится так называемый «Русский стиль». К третьим, например, «Система».
Конец ознакомительного фрагмента.