Предложения в которых упоминается "психотехнический"
Помогут вам и психотехнические упражнения, которые приведены ниже. Их можно делать всё вместе или каждое по отдельности.
Итак, именно на пути создания психотехнической методологии возможно снятие двух априорных утверждений: лабораторного характера психологической науки и ненаучности психологической практики.
Психотехническая теория, в силу включения в себя принципа практики, не может не иметь ценностной позиции как основы самой себя.
Для нас хорошая практичная теория и психотехническая теория — одно и то же.
Познание в психотехнической парадигме совершается в практике с личностной, субъективной позиции.
Кроме того, в психотехнической ситуации субъектом познания выступает и сам клиент (психолог, помни: когда ты изучаешь клиента, клиент изучает тебя!).
Не то происходит в психотехнической парадигме.
Именно в психотехнической ситуации психолог стремится к интенсивному эмоциональному контакту (существующие здесь правила и ограничения, о которых и будет вестись речь в курсе консультирования, призваны помочь управлять и регулировать такие отношения).
Однако важна даже не столько насыщенность и уникальность контакта, как тот факт, что психотехническая теория нацелена не просто на изучение «чистого» объекта познания, элиминирующего саму ситуацию познания.
Поэтому отношения психолога-практика с человеком также входят в объект исследования психотехнической теории.
Процедуры и методы, используемые в психотехнической теории, отличает не просто отсутствие программы, но гибкость реагирования на ситуацию, изменения поведения человека и даже состояния исследователя.
Если в классическом исследовании психолог руководствуется программой, являющейся внешней по отношению к ситуации исследования, приготовленной до и вне самой ситуации исследования, то в психотехническом подходе можно сказать, что психолог изнутри ситуации управляет её развитием.
Поэтому психотехническая теория — это не теория объекта, а теория «психологической работы-с-объектом», теория практики.
Гальперин свою психотехническую систему назвал не «Теория мышления», а «Теория поэтапного формирования умственных действий», т.
Например, психотехническая постановка вопроса переживания горя состоит в утешении горюющего, проблемы бессознательного — в исследовании толкования бессознательного.
Поэтому общим предметом психотехнической теории является сам метод, выделяющий и создающий пространство работы с объектом.
Академическая теория подбирает метод, адекватный изучаемому центральному предмету, а психотехническая теория по работающему эффективному методу должна нащупать центральный предмет, который возможно этим практическим методом ещё и познавать.
Таким образом, мы зафиксировали актуальную ситуацию в современной психологии: наличие собственной практики, выдвигающей запрос в адекватной методологии психотехнического, а не академического характера, причём в особом, широком понимании психотехники как майевтики.
Зафиксировав ситуацию методологической неразработанности современных психотехнических практик, их оторванность от научных концепций, мы, отталкиваясь от наиболее эффективных методов практической работы психологов и психотерапевтов, постараемся выделить соответствующие им предметы познания.
Такой опыт диалогичности может быть одним из примеров реализации психотехнической парадигмы в практике консультирования.
Ею много сделано в области поисков рациональных методов психотехнического и профессионального обучения, организации трудового процесса, формирования профессиональных навыков и умений.
Вполне аналогичные этим показания получили и мы, подвергая студентов, прошедших через обычное психотехническое испытание памяти, опросу о том, каким способом запоминали они предлагаемые им слова.
Ещё один день ушёл на то, чтобы с помощью ускоренного психотехнического курса усвоить староанглийский язык и кое-что из обычаев и манер поведения, свойственных тому времени.
Первая психотехническая лаборатория в институте была создана в 1922 г.
После этого психотехническое движение сворачивается.
Сегодня, опираясь на интеллектуальный потенциал философской антропологии, гуманистической психологии, на концептуальные психотехнические проекты, эргономика выстраивает достаточно цельный образ человека, что позволяет ей распространить своё влияние на любую область его деятельности и любую среду, в которой эта деятельность осуществляется.
Супервизору важно следить за сохранением фокуса обсуждения на отношениях «консультант — абонент», а не на психотехнических деталях консультативной беседы, и при необходимости оказывать эмоциональную поддержку рассказчику.
Этот оригинальный гуманистически ориентированный подход сочетает в себе психотехническую направленность с установкой на равноправный диалог психолога с клиентом как двух самодостаточных и самоценных личностей.
Реальная практика подменяется языковыми выражениями, которые соотносятся с обычным опытом и поглощаются им, и потому следование психотехническим предписаниям не приводит к ожидаемому результату.
Психотехническая работа в современном технологическом мире обычно направлена на решение тех или иных прагматических задач — формирование заданных психических состояний, преодоление стереотипов поведения, мышления и принятия решений, расширение ролевого спектра, формирование сплочённых и работоспособных коллективов, проведение боевых психологических операций и т.
Психотехническая работа парадоксальна по своей природе.
Практикующий, проводя психотехническое воздействие на свою собственную психику, прежде всего создаёт проект своего будущего психического состояния.
Если стержнем работы становится волюнтаристская стратегия, то и все остальные формы психотехнической работы остаются доступными для осознающего себя существа.
В отличие от организмических техник, весь процесс достижения результата находится под полным сознательным контролем — практикующий сам проводит психотехнические процедуры в поле собственного сознания, полностью осознавая и контролируя свои действия.
Это соответствует общей психонетической логике: любой феномен психической жизни может стать звеном целенаправленной психотехнической разработки.
Психотехнические игры и упражнения предназначены для формирования всевозможных форм саморегуляции определённого состояния человека.
Психотехнические упражнения способствуют активному использованию навыков запоминания.
Под психотехникой ученые-психологи понимают целый комплекс психотехнических упражнений.
Стоит заметить, что, занимаясь мнемотехникой, нет необходимости в выполнении психотехнических упражнений, потому что упражнения для отработки навыков запоминания и припоминания информации вполне пригодны для тренинга всех психических процессов.
Но всё же если вам тяжело мысленно представлять различные образы, специалисты советуют выполнять психотехнические упражнения самостоятельно со всей тщательностью.
Психотехническое упражнение (проводится в группе ведущим).
Я попытался тогда, работая в клинике с больными нервной анорексией, выполнить ряд анализов — намеренно «во фрейдовском духе», наивно полагая, что уж сам-то я смогу получить необходимый для реконструкции психотехнического плана материал — во всей полноте и связности.
Ещё раз: по своему характеру этот анализ психоаналитических представлений должен быть, конечно же, не психоанализом, но особого рода методологическим анализом, который позволил бы взять каждое представление психоаналитической теории в его реальной инструментальной функции внутри особого рода целостности — внутри соответствующего психотехнического действия, выполняемого по отношению к психике пациента.
Взять ту или иную фрейдовскую теоретическую конструкцию в «приведении» к этой целостности психотехнического действия — значит взять её в тех основных функциях, которые она реально выполняет внутри психотерапевтической работы.
Нужно заметить, что всё это относится к позиции «терапевта-практика», то есть к позиции, в которой непосредственно наносится соответствующее психотерапевтическое «воздействие», тогда как можно выделить также позицию «терапевта-методиста», в которой эти представления — именно как психотехнические средства — вырабатываются, чтобы обеспечить ими практика, и позицию «терапевта-теоретика», который в особой рефлексивной форме пытается осмыслять опыт психотерапевтической работы.
Так, например, конструкция «эдиповского комплекса», которая во фрейдовской теории относится к некой ситуации или структуре отношений между пациентом и его родителями в раннем детстве пациента и только вторичным образом — в виде перенесения — может проецироваться на ситуацию и отношения между пациентом и терапевтом, складывающиеся в ходе самого психоанализа, — эта конструкция «эдиповского комплекса» в её реальном психотехническом содержании, напротив, как нетрудно показать, выступает прежде всего как средство соответствующей «кристаллизации» опыта отношений между пациентом и терапевтом внутри психоаналитического процесса.
Конечно, говоря так, будто мы можем анализировать в её психотехнической функции какой-нибудь одну, отдельно взятую конструкцию, например, конструкцию эдиповского комплекса, мы совершаем недопустимую абстракцию.
Можно, наконец, ставить вопрос о некой запределивающей рамке, внутри которой собственно психотехническая и даже — психотерапевтическая работа будет носить уже несамостоятельный, подчинённый характер.
Никакой более широкой системы не видится, а скорее, наоборот, делается попытка редуцировать к тому, что можно найти в рамках собственно психотехнической работы, всё остальное — и описание мистических переживаний, и теологические символы и т.
Должны, говорим мы, в силу установок психоаналитика, его интенции на достижение плана «реальной психологической истории», однако на самом деле — в силу сказанного о психотехническом статусе психоаналитических представлений — как раз эти самые представления и оказываются инструментами развёртывания «индивидуального мифа» пациента.