Предложения в которых упоминается "правовое воздействие"
Правовую основу противодействия коррупции составляет набор источников права, различающийся в зависимости от тех методов правового воздействия, которые в них содержатся.
Непосредственный результат правового воздействия на отношения по поводу несостоятельности должника выражается в показателях сохранения бизнеса и в возврате долгов кредиторам.
Несмотря на то что основным методом правового регулирования финансовой системы является публично-правовой (императивный) метод, зачастую и ей не чужд диспозитивный метод правового воздействия, приобретающий в последнее время всё больший охват (налоговые, бюджетные, банковские, страховые правоотношения и т.
Таким образом, если под механизмом правового регулирования общественных отношений понимать единую систему правовых средств осуществления правового воздействия на общественные отношения, то нормы права являются исходным элементом этого механизма, его нормативной основой.
Субъектами использования средств правового воздействия являются, наряду с государственными органами, учреждениями, также общественные организации и граждане.
Однако иной подход основан на том, что все отрасли права независимо от предмета используют общий методологический инструментарий, состоящий из таких традиционных методов правового воздействия, как предписание, запрет и дозволение.
Самое общее понимание эффективности закона подразумевает оценку результативности воздействия права на социальные процессы, степени реализации целей правового воздействия на общественные отношения.
Радько, обобщив различные представления по этому вопросу, пришёл к выводу, что в конечном счёте под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо то и другое вместе взятые.
Факт правовой урегулированности общественных отношений, способ правового воздействия на них, определение должного и дозволяемого поведения, разнообразные запреты — всё это оптимизирует процессы социализации.
Он предлагал различать объект правового воздействия и внешние объекты поведения людей.
Вместе с тем право призвано воздействовать на осознанное поведение людей, а поэтому ближайшим объектом правового воздействия оказываются люди — взаимодействующие межу собой участники регулируемых общественных отношений.
Объект правового отношения должен быть доступен именно правовому воздействию, должен отвечать на правовое воздействие, а следовательно, объектом правоотношения не может быть материальный объект или поведение обязанного лица..
Они допускают пределы применения государственными органами различных мер правового воздействия с учётом тяжести совершенного проступка (преступления), личности правонарушителя и других обстоятельств дела.
Радько, «охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу».
Иными словами, государством могут быть неверно определены цели правового воздействия на общественные отношения или выбраны неудачные средства их достижения.
За исключением специально-юридических, все перечисленные принципы отражают предмет правового воздействия и содержание воли господствующих классов в праве.
Они в совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.
Правоотношение — средство правового воздействия, а фактическое отношение — предмет регулирования.
Метод налогового права — это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приёмов, средств правового воздействия на налоговые отношения.
Поэтому в литературе правовое регулирование рассматривается лишь как часть правового воздействия.
Для того чтобы данный канал был эффективным, необходимо: познать определённые общественные отношения; определить направления их развития с учётом правового воздействия и без оного; оценить наличие правовых потребностей общества и государства; определить круг субъектов и объектов; определить интересы субъектов, общества и государства; определить процедуру и механизм правого регулирования; сформировать и принять правовые акты уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.
Известно, что метод правового воздействия — главный, но не единственный критерий разграничения отраслей права, теснейшим образом связанный с предметом правового регулирования конкретной правовой отрасли.
Акцентируя внимание на изложенных выше типах классификации принципов права по разным основаниям и поддерживая в большинстве своём позиции учёных, мы установили, что разработаны они в русле традиционных подходов к праву и отражают предмет правового воздействия, характер иерархичности общественных отношений, социальные связи в зависимости от общественно-экономической формации и сфер общественной жизни, а также содержание волевых устремлений доминирующих классов в праве.
Частное и публичное право существует как два различных типа правового воздействия на общественные отношения.
Охранительные земельные правоотношения, субъективные права и юридические обязанности участников определяются характером нарушений земельных прав и интересов, которые выступают в роли оснований возникновения конкретных видов охранительных правоотношений и определяют способ и порядок правового воздействия на нарушителей земельных прав.
С. Е. Великанова, Земельное право. Ответы на экзаменационные билеты, 2009
Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).
На наш взгляд, социальное назначение конфискации имущества состоит в обеспечении индивидуализации правового воздействия на виновного путём материальных правоограничений, которые распространяются на имущество или денежные средства, приобретённые или нажитые преступным путём, и его следует рассматривать как наказание, а не как иную меру принудительного характера.
Правовое регулирование выступает в качестве единого механизма, включающего систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения: правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание, юридические факты и акты применения права, акты реализации прав и обязанностей и др.
Он указывает, что правовое воздействие включает в себя регулирование как один из способов проявления творческой роли права.
Отдельным видам противоречий, как и уровням их развития, соответствуют свои, специфические способы правового воздействия на них.
Все меры правового воздействия в гражданском праве реализуются только в рамках охранительных правоотношений.
Он говорит также об информационном и аксиологическом аспектах правового воздействия.
Именно последние составляют предмет отрасли права; в то же время правоотношения — это общественные отношения, уже урегулированные правом и, в зависимости от способа правового воздействия, они становятся или регулятивными, или охранительными.
Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма.
Человек, практически использующий или применяющий право, не может рассматриваться только как объект правового воздействия.
Таким образом, необходимым условием формулирования теории эффективности закона в рамках юридической доктрины является инструментализация правопонимания, поскольку связанные с категорией эффективности закона цели правового воздействия на общественные отношения и оценка результата правореализации в гораздо большей мере сопрягаются с моделью закона — инструмента государственной политики, чем закона — правил игры.
Воздействие права на систему общественных отношений — объективный процесс, поэтому во внутреннем содержании функции надо различать направленность правового воздействия и метод его осуществления.
Для достижения последней цели необходимо учитывать огромное количество факторов и использовать в арсенале правового воздействия разнородные специально-юридические средства.
Вскоре автор пошёл дальше, провозгласив, что правовое регулирование и его результат может быть достигнут посредством механизма правового регулирования, и определил его как «взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которого обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения».
Потенциал правового воздействия общественных объединений в деле защиты прав и свобод личности далеко не исчерпан, хотя он пока реализуется односторонне, бессистемно.
Любые блага должны существовать объективно, а не быть привнесёнными в общество в результате правового воздействия.
Регулятивная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.
Отрасль права, в свою очередь, — наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение, включающее правовые нормы, регулирующие определённые, качественно-обособленные сферы общественных отношений, требующих специфических средств правового воздействия.
Если субъекты правоотношений вынуждены хотя бы какую-то часть предписаний, элементы хотя бы одной нормы права искать в других актах, не подвергшихся систематизации — все труды кодификаторов оказываются напрасными, правовое воздействие сохраняет дезорганизованный характер, нет единого нормативного правового акта, решившего бы все задачи правового регулирования в определённой сфере жизни.
Ещё менее рационально трактовать содержание интернационального правового воздействия (т.
Метод — совокупность приёмов, средств и форм правового воздействия на общественные отношения.
По задачам, стоящим перед той или иной отраслью права, можно судить о направленности правового воздействия, но включать их в содержание функции права, по нашему мнению, не следует.
Часть соответствующих объективно существующему праву стремлений «остаётся за бортом» правового регулирования, что приводит к игнорированию не только законных желаний граждан, но и нивелированию роли очевидного и эффективного средства правового воздействия — интереса, находящегося в сфере действия права, другими словами — законного интереса.
Речь идёт об отказе от традиционно общего представления об актах как таковых и о формировании такого механизма правового регулирования, в котором бы сочетались оценки регулирующего воздействия при подготовке правовых актов, анализ корреляции между разными средствами правового воздействия и различными элементами экономической системы, действие института правового мониторинга, разработка прогнозных оценок меняющихся правовых циклов.
Первый этап связан с формированием или изменением содержания правовой политики и сводится к определению цели правового воздействия — идеальной модели состояния регулируемых общественных отношений.
Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.
Под функциями муниципального права следует понимать основные направления правового воздействия, определяющие значение права в регулировании общественных отношений.
Функции права — основные направления правового воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права.
Право более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нём используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровневого упорядочения общественных отношений.
Они должны принимать все предусмотренные различными отраслями законодательства меры для реализации указанных гарантий и применения правового воздействия к лицам, их нарушающим.
При этом нет необходимости принимать в расчёт общественный контроль, который, за исключением партийного контроля, не имел реального правового воздействия на управляемые объекты.
Любое правовое воздействие обладает психологическими механизмами.
Беря за основу идею конкретизации действия права от абстрактного к конкретному, следует, очевидно, признать целесообразным выделение двух основных стадий правового воздействия — нормативную и стадию правоотношения, а отсюда и два основных звена такого воздействия — нормы права и правоотношения.
Правовое воздействие рассматривается им в широком и узком смысле слова.
Высокая степень правового воздействия публично-правовых компонентов на отношения по застройке земельных участок, точнее говоря, их постоянное сопровождение и влияние, оказываемое на частноправовые компоненты, делает необходимым исследовать отношения по застройке в целом, что позволит определить вид и степень их взаимного влияния.
Они, по сути, включаются в механизм правового воздействия уже как дополнительный элемент его первой — нормативной — стадии.
При формулировании целей правового регулирования в объекте социального управления выделяются те стороны, которые превращают этот объект в предмет правового регулирования, устанавливаются пределы государственного вмешательства, выбираются методы правового воздействия, определяются отрасли права и конкретные законы, которые необходимо принять в соответствии с разработанными целями государственной политики в данной сфере управления.
Кудрявцевым аспекты воздействия права на психику, убеждения, эмоции человека должны стать объектом самого пристального внимания в контексте обеспечения эффективности правового воздействия в конкретном государстве.
Звечаровский считает, что «трудно представить ситуацию, при которой та или иная отрасль права только бы регулировала или только бы охраняла, поскольку правовое воздействие на общественные отношения — это единый регулятивно-охранительный процесс».
Поэтому семейное законодательство выделяет из массы отношений, существующих в семье, только такие, которые подлежат правовому воздействию.
Но обоснованный выбор средств правового воздействия очень труден, поскольку приходится учитывать противоречивое влияние внешней среды и многообразие поведенческих актов в правовой сфере.
Для решения этой проблемы были предприняты и предпринимаются в настоящее время попытки совершенствования уголовных законов за счёт криминализации всё более разнообразных форм террористических проявлений; создания рычагов экономического, политического, общественного, правового воздействия на ситуацию в направлении снижения вероятности реализации террористических намерений; установления и ликвидации факторов, детерминирующих терроризм.
Алексеев говорит о функциях права как о направлениях правового воздействия, выражающих роль права в организации (упорядочении) общественных отношений.
Роль международного частного права как связующего правового комплекса в регулировании «усложнённых» полисистемных общественных отношений значительна и в общем механизме правового воздействия на современные реалии различных трансграничных правовых явлений.
Не иначе, как подменой понятий, когда учёные определяют метод посредством приёмов, способов, правовых средств воздействия на общественные отношения.
Метод правового регулирования — это то, каким образом воздействие на общественные отношения наиболее эффективно.
Диспозитивные методы предполагают регулятивное воздействие на общественные отношения в формах правовых рекомендаций, основанных на свободе в выборе возможных вариантов поведения.
Идеологическое воздействие осуществляется через правовую психологию, включающую распространённые в обществе правовые убеждения, умонастроения, оценки, установки, которые оказывают самое непосредственное влияние на правовое поведение личности.
Метод правового регулирования в муниципальном праве можно определить как способ воздействия норм публичного и частного права на группы общественных отношений, складывающихся в системе местного самоуправления.
Однако из подобного подхода вовсе не следует вывод об отсутствии у правовых отраслей собственных, не тождественных различным модификациям единого метода правового регулирования и институциональных способов юридического воздействия на объект регулирования.
Эффективность правового регулирования общественных отношений оценивают по результатам воздействия норм на складывающиеся общественные отношения (результаты практического воплощения норм в жизнь).
Юридический механизм правового регулирования лежит в основе социального механизма и определяет все его специфические черты, ибо социальные явления и процессы становятся компонентами социального механизма правового регулирования в той мере, в какой они оказывают воздействие на право, процессы регулирования им общественных отношений.
Предмет уголовного права — это не что иное, как предмет правового регулирования, которое представляет собой «целенаправленное и результативное воздействие на социальные отношения и поведение людей с помощью правовых (юридических) средств».
Конституционно-правовая наука изучает правоотношения как результат урегулированности общественных отношений, эффективность воздействия правовых норм, производит сравнение заложенного в норме регулирования и полученного результата.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду независимо от организационно — правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
Цель такого воздействия — наиболее полное и эффективное использование ограниченных ресурсов через создание и совершенствование условий для развития рыночных отношений, включая правовое обеспечение экономических реформ, стимулирование развития конкурентной среды, оптимизацию налоговой и бюджетной системы.
Правовое регулирование отношений в сфере гражданского общества происходит как по инициативе государства, так и в результате воздействия на него институтов гражданского общества.
Карташова, пробелом в праве следует считать отсутствие в действующем законодательстве нормативных предписаний в отношении обстоятельств, которые находятся в сфере правового регулирования и требуют юридического воздействия.
Некоторые авторы резонно замечали, что в психологическом аспекте функционирование права не может рассматриваться как одностороннее регулятивное воздействие правовых норм на сознание, волю и поведение людей.
Разгильдиев указывает на то, что «метод — это правовой механизм в форме уголовно-правовых отношений, обеспечивающий задачи уголовного права посредством воздействия на сознание и волю человека для удержания его от совершения преступления».
Под воздействием чувства правовой независимости римлян договорное разрешение споров сделалось общим правилом, по которому стороны соглашались относительно того либо иного лица на избрание в качестве третейского судьи, обещая друг другу исполнить добровольно его решение.
Метод правового регулирования — это комплекс взаимосвязанных приёмов и средств юридического воздействия на определённую область общественных отношений.
Под методами управленческой деятельности подразумеваются способы и приёмы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм, воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.
Таким образом, сравнение различных правовых систем с целью выявления «худших» и «лучших» из них представляется «неуместным», ибо во всех корреспондирующих общностях право на протяжении неопределённо долгого периода, так или иначе, осуществляет своё основное предназначение — регуляцию социального поведения; оказывает упорядочивающее воздействие на общение субъектов.
Современный банк представляет собой сложную экономическую систему, является субъектом хозяйственных и правовых отношений, его деятельность подвержена воздействиям внешней среды и частично обусловлена ими.
Правовая политика формируется и проводится прежде всего на основе властного воздействия.
С 2013 года вся информация о ходе подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов, прохождения антикоррупционной экспертизы, а также процедуры оценки регулирующего воздействия проходит на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (www. regulation. gov. ru).
Вопрос о роли нормативных правовых актов и иных юридических документов в контексте регламентационного воздействия на социальное поведение имеет не только теоретическое, но и существенное практическое, прикладное значение, в том числе и потому, что несоответствие идеи действительному содержанию нормативного (ых) юридического (их) установления (ий) способно «породить» значительное число негативных последствий.
Этот последний вид способа воздействия права на общественные отношения, присущий, в частности, уголовному праву, дал основания для выделения охранительной функции правовых норм.
На наш взгляд, было бы безосновательным и методологически неверным говорить о многообразии законных интересов, их соотношении с субъективными правами, да и вообще выделять подобную правовую категорию, не проанализировав того, как право в результате своего воздействия на конкретные интересы индивида «превращает» их в законные интересы.
Как известно, сложилась западная традиция права под воздействием римского правового мышления.
Но поскольку правовая форма должна соответствовать своему содержанию и оказывать на него обратное эффективное воздействие, наука обращается к изучению этих аспектов реальных семейно-брачных отношений опять-таки с позиции соответствия или несоответствия правовой формы данной реальности.
Общеизвестно, что степень воздействия государства на экономические (гражданско-правовые) отношения в разные периоды развития человечества, а также в странах современного правопорядка различна в силу многих причин идеологического, политического, экономического и правового характера.
Вместе с тем, вплоть до текущего периода, в вопросе о приматном (приоритетном) воздействии международных либо же национальных конституционных правовых норм единства мнений не наблюдается.
Государство выполняет регулирующую роль посредством создания правовой основы, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех участников процесса жилищного кредитования, а также при необходимости прямым или косвенным образом оказывает воздействие на привлечение дополнительных частных инвестиций в жилищную сферу и содействие различным категориям граждан в приобретении жилья.
Понятно, что как институт правовой действительности, как средство воздействия на общественные отношения «законный интерес» в указанной формулировке возник не сразу.
По своей сущности уголовно-процессуальное принуждение выражается в физическом, материальном, психологическом или моральном воздействии; всегда связано с определёнными правовыми ограничениями в виде лишений личного, имущественного или организационного характера, в том числе телесной неприкосновенности, свободы передвижения и выбора занятий, неприкосновенности жилища, тайны переписки и телефонных переговоров, возможности свободного распоряжения находящимся в правомерном владении имуществом и т.
Таким образом, любое состояние правовой культуры — интериорное (отражающее психические процессы), нормативное (фиксирующее совокупность норм права), поведенческое (указывающее на характер действий), объективизированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) — подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.
Представляется недостаточным сложившееся воздействие государства и общества на лиц, чья деятельность связана с управлением источниками повышенной опасности, с целью формирования правовой культуры обращения с ними и повышения правосознания.
Как видим, независимо от формы описания количественной стороны признака сводности речь, по сути, идёт об одном и том же: о широте воздействия данного акта на правовую действительность.
Блёкнут воспоминания очевидцев, утрачиваются под воздействием естественных условий среды, человеческой алчности и неряшливости вещественные доказательства по делу, под влиянием противоположных целей меняются показания участников уголовного процесса, свидетели и потерпевшие не желают делиться важной правовой информацией с запятнавшей себя уголовной юстицией.
Их обсуждение может оказать стимулирующее воздействие на развитие социально-философской и правовой мысли.
Таким образом, управление городом, его развитием предполагает комплексное воздействие на все компоненты социальной инфраструктуры с учётом всех её функций (витальной, коммуникационной, правовой, экономической, обслуживающей, образовательной и культурно-эстетической).
Несмотря на всё своё многообразие, эти внешние условия эффективности мер уголовно-процессуального принуждения можно классифицировать по их отношению: а) к правовому регулированию таких мер; б) к соответствующей правоприменительной деятельности; а также в) в зависимости от психологического отношения к мерам уголовно-процессуального принуждения и последствиям их применения со стороны лиц, подвергнутых воздействию таких мер.
Роль нравственности в совершенствовании права заключается в воздействии морального сознания на правовые взгляды общества.
Платёжеспособность хозяйствующего субъекта зависит от последовательности и рациональности правовых мер финансовой политики, под воздействием которых данный хозяйствующий субъект находится в силу его привязки к государству пребывания и периоду развития этого государства.
Императивный метод правового регулирования — организационное воздействие на участников земельных правоотношений посредством установления обязательных к исполнению предписаний и запретов.
С. Е. Великанова, Земельное право. Ответы на экзаменационные билеты, 2009
Таким образом, в первичной правовой социализации человека можно выделить пять стадий, при прохождении каждой из которых он переживает определённый психосоциальный кризис, являющийся фундаментальным для его личностного становления, поскольку оказывает существенное воздействие на процесс формирования его правого сознания.
Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства.
Представляется, что реализация целевых установок в поле социальных отношений связана не только с усилиями, направленными на желаемое созидание будущего, но и со сложной работой по их всестороннему обеспечению, в том числе мерами правового и криминологического воздействия.
Метод правового регулирования — это приёмы и способы воздействия юридических норм на общественные отношения.
Под правовым регулированием в общеправовой теории понимается осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения.
Правовая социализация сама по себе весьма сложный процесс, на который оказывает многоуровневое воздействие полисистема объективных и субъективных факторов.
Принцип полинормативности раскрывает сущность уголовной политики, поскольку, как мы показали ранее, при её формировании и реализации используются различные нормативные возможности, включающие не только правовые меры воздействия, но и иные виды нормативного регулирования.
Методы правового регулирования — это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.
Видимо, наказание должно обладать ещё какими-то важными признаками, которые делают его особым и чрезвычайно важным социальным явлением, отличным от иных правовых мер разрешения социальных конфликтов и способов воздействия на человека.
Нравственное воздействие является важнейшим фактором повышения эффективности правовых норм.
Сущность правового регулирования заключается в определённом воздействии на общественные отношения.
Конкретно-исторический анализ римских правовых институтов обязывает учитывать не только условия их становления, развития, но и обратное воздействие на экономику, социальные отношения, культуру.
Воздействию правовых механизмов на углубление процессов интеграции справедливо отводится значительная роль.
Причём в некоторых случаях вместе с идеологическим воздействием за пределы правового регулирования выводится весь психологический механизм действия права.
Явич полагает, что как для дифференцирования правовой системы важно не всякое подразделение общественных отношений, а лишь то, которое влечёт за собой образование специфических методов регулирования, так и для конструирования отраслевого юридического метода следует исключать произвольный набор приёмов и способов воздействия права на общественные отношения, нивелирующий различия между отдельными отраслями права.
Однако независимо от оттенков, которые, несомненно, присутствуют в таких ёмких понятиях, как «право», «механизм», «правовой механизм», «механизм правового регулирования», во всех без исключения случаях речь идёт о системе средств воздействия, способе функционирования.
Иными словами метод правового регулирования — это то, каким образом воздействие на общественные отношения наиболее эффективно.
Часто этот термин трактуется как «деятельность исполнительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия правовых актов, организации и контроля исполнения этих актов и актов органов законодательной власти» 15.
Наиболее глубокому исследованию подвергаются процессы воздействия на право таких элементов социального бытия, как экономика, политика, культурное развитие общества, а также ряд субъективных факторов: правовой психологии субъектов правоотношений, их профессиональных навыков и жизненного опыта, правовых установок и др.
Решение данной задачи требует включения всех мер социального воздействия — от правовых до информационно-пропагандистских.
В целях выявления метода правового регулирования отношений в отрасли права необходимо определить способ воздействия этих норм на общественные отношения.
Гражданско-правовая ответственность, будучи разновидностью правовой ответственности, подпадает под приведённое определение, но при этом важно отразить те особенности, которые характерны именно для неё, что позволит отграничить гражданско-правовую ответственность и от ответственности, предусмотренной нормами иных отраслей права, и от других средств принудительного воздействия гражданско-правового характера (в частности мер защиты).
При этом законодателю приходится учитывать различные правовые средства, в том числе и публично-правового воздействия, в процессе проведения процедур банкротства.
Оно должно устанавливать права и обязанности соответствующих субъектов общественных отношений, как правило, весьма определённо и детализированно, ибо наличие излишне декларативных норм снижает эффективность правового регулирования, сводит его порой лишь к идеологическому воздействию.
Именно такое воздействие общества на правотворческий процесс составляет суть и назначение социального механизма правового регулирования.
Алексеева и некоторых других авторов, в механизм правового регулирования входят только правовые средства (инструменты) юридического воздействия.
Полноценное воздействие правовых норм, регулирующих ежедневную жизнь членов общества, и добровольное и добросовестное исполнение этих норм являются благом для общества.
Чтобы исключить из современной практики проведения выборов негативные явления и всевозможные грязные технологии, информационные войны, фальшивые рейтинги, щедрые посулы, безнравственную манипуляцию общественным мнением, преступное воздействие на избирателей силой капитала, нужны радикальные изменения правовой идеологии ряда институтов избирательного законодательства.
Иначе говоря, вывод о том, что лоцманские услуги выделились из экономической деятельности морских портов и являются самостоятельным, обособленным элементом предмета гражданско-правового регулирования, требующим соответствующего правового метода воздействия (обособленной договорной формы), сделанный по предыдущему делу, позволил правильно разрешить и данный спор.
Важнейшим в системе уголовно-процессуальных отношений является правовое отношение между судом и подсудимым, поскольку лишь суд вправе принять решение о признании лица виновным в совершении преступления, назначении ему наказания, применении к лицу принудительных мер медицинского характера либо принудительных мер воспитательного воздействия, а также об отмене или изменении решения, принятого нижестоящим судом (ст.
Метод правового регулирования отражает содержание отраслевых норм по способу их воздействия на общественные отношения и наряду с предметом семейного права позволяет отграничить одну отрасль права от другой.
Распорядительное воздействие выражается в приказе, распоряжении или указании, которые являются правовыми актами ненормативного характера.
Обеспечению точного выражения содержания правовых актов, исправления юридических ошибок, гармонизации законодательства, планомерному воздействию на правотворческую и правоприменительную деятельность служат юридические технологии.
Исходя из того, что основной целью нормативного правового акта (как и любого иного формально-юридического источника права), является воздействие на поведение адресатов социальных норм интересующей нас разновидности, следует признать, что его юридическая сила должна зависеть от значимости регламентируемых общественных отношений (актов социального поведения).
Если же взять группу так называемых неустойчивых членов общества, лиц, заражённых пережитками частнособственнической психологии, склонных к совершению преступных действий или недостаточно внимательно, недостаточно заботливо относящихся к общественным интересам и к интересам других лиц, то возложение на них определённой правовой обязанности под угрозой применения мер наказания, бесспорно, в какой-то степени оказывает регулирующее воздействие на их поведение.
Это относится к положениям о том, что: 1) логическая структура правовой нормы выражается словесной формулой «если — то — иначе» (что в «переводе» на специально-юридический язык означает — «гипотеза — диспозиция — санкция»); 2) строение оной представлено (по крайней мере, по «классической» модели) условием (гипотезой), непосредственно самим правилом поведения (диспозицией) и мерой юридического воздействия на реализатора правовой нормы (санкцией); 3) без диспозиции нельзя констатировать наличие интересующей нас разновидности социального поведенческого правила.
Фундаментальная роль этих правовых отношений, считают авторы, состоит в общем предупреждении преступлений путём воздействия уголовно-правовой нормы на сознание человека, обеспечивающего в конкретной ситуации правомерное поведение лица путём воспитания у него убеждения в необходимости поступать так, как предписывает закон, или путём угрозы наказанием.
Таким образом, эффективные правовые нормы должны обеспечивать такое воздействие на правосознание участников регулируемых общественных отношений, которое приведёт сами эти общественные отношения к необходимому состоянию через ожидаемое поведение индивидов и их коллективных образований (с позиций целей, поставленных управляющим субъектом, т.
Приведённый анализ взаимосвязи интересов и права в то же время означает, что как право не может существовать без государства (ибо, по сути, это феномен государственный, порождённый необходимостью его воздействия на общественные отношения), так и государство, обладая и используя определённый механизм правового регулирования, связано правом, той «общей волей», которую оно само возвело в ранг закона и для самого себя.
Наиболее дискуссионным в этом отношении остаётся вопрос о химическом воздействии, а точнее — о правовой оценке приведения потерпевшего в бессознательное состояние посредством «угощения» наркотическими, психотропными, отравляющими, ядовитыми или одурманивающими веществами, если оно применено для последующего завладения имуществом, принадлежащим впавшему в беспамятство лицу.
Под функциями административного права понимаются основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения.
Первое же, что приходит им голову, — необходимость формирования в стране, являющейся объектом воздействия, политических, финансовых и правовых механизмов, благоприятных для проведения корпоративной глобализации.
Специфика этой функции, пишет он, состоит, во-первых, в том, что она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, в том, что она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний; в-третьих, в том, что является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве, так как способ охраны очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности.
Этот основной фактор аварийности настолько силён, что меры воздействия за счёт расширения спектра или ужесточения санкций охранительных правовых норм являются малоэффективными.
Законодатель, различные компетентные органы учитывали существование подобных интересов, «считались» с ними, теми или иными способами правового регулирования, воздействия на общественные отношения, отражая в существующих установлениях правового характера их смысл.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что уголовно-процессуальное принуждение есть метод государственного воздействия, проявляющийся в правовых ограничениях личностного, имущественного или организационного характера участников уголовно-процессуальной деятельности вследствие применения к ним при наличии определённых законом оснований следственно-прокурорскими и судебными органами процессуально-правовых средств (мер) пресечения, представляющих угрозу интересам правосудия деяний, а также в целях обеспечения условий успешного разрешения задач уголовного судопроизводства.
Регулятивная функция выражается в воздействии права на общественные отношения путём их закрепления в правовых институтах, а также оформления их движения (динамики).
Особое значение имеют методы правового регулирования как способы воздействия на участников общественных отношений со стороны государства.
Дефекты юридической реализации неизбежно становятся пороками правовой регламентации в целом и проявляются в различных сбоях механизма её упорядочивающего (по своему предназначению) воздействия.
Под предметом правового регулирования понимаются общественные отношения, подвергаемые регулированию, а под методом — комплекс правовых средств и способов воздействия на эти отношения.
Обеспечение безопасности дорожного движения предполагает правовое регулирование, но в системе управленческих решений, связанных с мерами организационного и информационного воздействия со стороны управляющего субъекта в интересах решения одновременно двух задач: сохранения транспортного процесса и обеспечения безопасности людей или грузов при эксплуатации источников повышенной опасности.
Транспортному законодательству присущи определённые особенности, которые складывались как под воздействием объективных условий, так и в результате субъективных представлений законодателя о целесообразности принятия тех или иных решений в области правового регулирования деятельности транспорта.
Следующий признак правовой политики — использование возможностей государственного воздействия, осуществляемого исключительно на основе права.
Следует согласиться с мнением тех авторов, которые полагают, что своё регулирующее воздействие на поведение людей норма права способна оказывать и вне конкретного правоотношения, в частности, путём установления правовой обязанности определённого поведения под угрозой применения санкции за неисполнение этой обязанности.
При этом под качественным (в том числе и эффективным) юридическим воздействием мы понимаем такое, которое достигает своей цели (причём профильными методами и в рамках самого правового поля).
Таким образом, эффективное воспитательное (а также предупредительное) воздействие судебной деятельности по назначению наказания, достижение того, чтобы окружающая аудитория полностью согласилась с внесённым приговором, во многом зависят от убедительности и глубины правовых оценок, данных в обвинительном приговоре суда.
Создаётся впечатление, что такая сложная конструкция правового отношения понадобилась авторам только для того, чтобы общепредупредительное воздействие норм уголовного права не оказалось вне рамок правового отношения, без которых функция уголовного права осуществляться не может.
Во-первых, это позволит прийти к достаточно важным обобщениям, способным наиболее глубоко отразить сущность и природу исследуемого явления; во-вторых, сказанное представит нам достаточно пёструю, с точки зрения исторического подхода и сравнительного метода исследования, картину воздействия на общественные отношения различным набором правовых средств.
Механизм убеждения включает совокупность различных экономических, идеологических, политических, правовых, социально-психологических факторов, организационную систему средств и форм воздействия на индивидуальное и групповое сознание (комплекс воспитательных, разъяснительных, поощрительных мероприятий), результатом которого является усвоение и принятие индивидуумом определённых ценностей.
Материальное право — это юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путём прямого, непосредственного регулирования.
Однако наиболее существенное различие обнаруживается в форме, содержании и характере кодификационных актов, что проявляется в разной полноте, объёме и степени детализации правового регулирования, в неодинаковых результатах воздействия этих актов на систему законодательства и т.
Организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обязанность органа осуществлять определённые управленческие действия, принимать соответствующие акты управления, использовать в своей управленческой деятельности определённые методы воздействия.
Здесь мы сталкивается с такими отраслеообразующими факторами, как: заинтересованность в правовой регламентации, а следовательно, и наличие воли на её осуществление; цель юридического воздействия; систематизированность нормативного правового материала.
Во-вторых, кибер-пространство по смыслу цитируемого высказывания рассматривается не как правовая среда, испытывающая упорядочивающее нормативное воздействие со стороны уполномоченных нормоустановительных органов, а как системообразующий фактор и организационное условие, обусловливающие их деятельность.
Методы правого регулирования гражданских правоотношений представляют собой комплекс правовых средств и приёмов воздействия на них.
Разобраться в этом поможет следующее предлагаемое нами правило: всякий интерес, направленный на удовлетворение потребности, попадая в «правовое поле», сферу, подверженную влиянию и воздействию со стороны регулятивных механизмов права, и не противореча по своей сути и избираемым механизмам реализации и воплощения в жизнь законодательству, а также, не будучи опосредованным конкретным субъективным правом, — является законным интересом.
Регулятивное и воспитательное воздействие права в реальной жизни вызывает (не может не вызвать) определённые издержки морального, материального и иного порядка, которые также оказывают влияние на эффективность правового установления.
Первые две формы воздействия именуют каналами общего идеологического воздействия права, а правовое регулирование — специфическим воздействием права.
Между тем институт запрета того или иного объединения — это жёсткое средство конституционно-правового воздействия, которое должно иметь адекватные правовые последствия, отличные от последствий применения гражданско-правового института ликвидации юридического лица.
Как форма воздействия права на социальные связи правовое регулирование тесно связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, в конечном итоге, с ограничением прав человека и гражданина.
В соответствии с общими принципами теории государства и права метод правового регулирования в земельном праве — это соответствующие характеру земельных правоотношений способы и приёмы воздействия на участников данных отношений и складывается он из установленных земельно-правовыми нормами прав и обязанностей участников регулируемых отношений и применения к ним мер государственного принуждения при несоблюдении участниками земельно-правовых норм.
С. Е. Великанова, Земельное право. Ответы на экзаменационные билеты, 2009
Должны ли национальные модели правовой социализации стремиться к идеалам унификации и универсальности под воздействием всё более набирающей силу глобализации?
При этом под эффективностью нормы предлагается понимать вычлененный результат её действия, а под эффективностью воздействия — совокупный результат, включающий также эффективность действия правового механизма.
При этом имеется в виду, что под воздействием такого правового, законного принуждения преступник будет испытывать страдания, дискомфорт, а это, в свою очередь, должно способствовать достижению стоящих перед уголовным наказанием целей.
Правотворчество — основной канал воздействия на общество через механизм правового регулирования.
То есть метод в подлинном смысле слова выступает исходной сущностью воздействия системы норм права на предмет правового регулирования.
Метод правового регулирования — это средство и способ воздействия на группу общественных отношений.
Нам представляется, что в рамках теоретического обоснования механизма правового регулирования целесообразнее оперировать категорией «режим правового регулирования», под которой следует понимать особый порядок воздействия права на определённую сферу общественных отношений, состоящий из взаимосвязанных этапов (стадий).
Каждой группе выделенных норм соответствует определённые метод правового регулирования, способ воздействия на общественные отношения и, следовательно, должен соответствовать установленный для этого метода источник права.
Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на общественные отношения.
Иную позицию в оценке метода правового регулирования занимают те, кто полагает, что всей системе права присущ один и тот же набор инструментов юридического воздействия на социальные процессы, вследствие чего должна быть исключена постановка вопроса о наличии у каждой отрасли своего собственного, автономного и специфического, метода регулирования.
Метод правового регулирования — это совокупность способов (приёмов) воздействия на общественные отношения (деятельность их участников), которая предопределяет правовое положение участников этих отношений по отношению друг к другу.
Отношения, складывающиеся в процессе воспроизводства в рамках отдельного предприятия между его внутренними подразделениями, подвергаются регулирующему воздействию правовых норм и принимают форму внутрихозяйственных правоотношений.
Одним из ключевых критериев разделения права частного и публичного является метод правового регулирования, представляющий собой совокупность приёмов юридического воздействия на поведение людей.
Одновременно предпринимаются попытки выявить результативность воздействия правовых средств на население, в частности исследовать уровень правовых знаний, общественное мнение и т.
Наумов полагает, что «уголовное право — это отрасль права, объединяющая правовые нормы, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания, а также иные меры уголовно-правового воздействия применяются к лицам, их совершившим, определяют основания уголовной ответственности и освобождения от уголовной ответственности и наказания».
По способу воздействия на группы общественных отношений нормы права делят на императивные и диспозитивные, а следовательно, и методы правового регулирования определяются этой классификацией.
Важным и весьма специфичным нормативным правовым каналом такого воздействия является, например, конституционная идеология и конституционное правосознание российского общества в целом.
Исследование правового регулирования в сфере промышленной политики невозможно без применения административно-правовых методов воздействия на субъекты хозяйствования.
Иоффе также признал, что объектом правового отношения является поведение, деятельность или действия людей, поскольку только человеческое поведение способно к реагированию на воздействие, которое оказывает субъективное право и субъективная обязанность.
Воздействие регулятивно-статической функции связано с установлением правовых норм и отражением в них вариантов ответственного и правомерного поведения.
Право оказывает, кроме того, идеологическое и морально-политическое воздействие на отношения, находящиеся в сфере и вне сферы правового регулирования.
Правоотношения, безусловно, не тождественны тем фактическим отношениям, которые существовали до того, как подверглись воздействию правовых норм.