Предложения в которых упоминается "космополитизм"
Резко прозвучало осуждение проявлений буржуазного космополитизма под видом ложно понятого пролетарского интернационализма.
Они отвергают государственность, культуру, науку, проповедуют космополитизм и проч.
— Но всё равно очень смешно: воробей — космополит... Маленькая серенькая птичка — и исповедует космополитизм!..
Отмечу, что подобного рода космополитизм был присущ большинству молодых людей во многих европейских странах.
Истинный интернационализм, суть которого заключается в единении различных национальных культур, без подавления одной, заменяется на чуждый космополитизм.
Культурный национализм не перманентное зло, а прогрессивное явление в борьбе с глобальным космополитизмом.
Если бы умственная жизнь настоящего столетия не была под самым сильным влиянием космополитизма, то несомненно, что параллельно развитию политической экономии развилась бы прикладная часть этой науки — национальная экономия.
Тогда было бы яснее, что я, охраняя и защищая национальности и национальные идеалы в их обособленности, опасаясь всё большего и большего разлития космополитизма, указываю на племенные объединения и освобождения как на игру весьма обманчивую и опасную для яркости и обособления национально-культурных физиономий и национально-культурных идеалов.
Между тем как это ложное противоположение делается с двух сторон, со стороны национализма и со стороны космополитизма.
Космополитизм и философски и жизненно несостоятелен, он есть лишь абстракция или утопия, применение отвлечённых категорий к области, где всё конкретно.
Космополитизм не оправдывает своего наименования, в нём нет ничего космического, ибо и космос, мир, есть конкретная индивидуальность, одна из иерархических ступеней.
Космополитизм есть уродливое и неосуществимое выражение мечты об едином, братском и совершенном человечестве, подмена конкретно живого человечества отвлечённой утопией.
Космополитизм есть также отрицание и угашение ценности индивидуального, всякого образа и обличил, проповедь отвлечённого человека и отвлечённого человечества.
Новым политическим лидерам — технократам — присущи одновременно национализм и космополитизм.
Одним словом — космополитизм духа, вкусов, нравов и т.
Они усиливают сходство строя и быта; они ускоряют всеобщую ассимиляцию нравов... Современная политическая борьба, оканчивая по очереди один за другим все племенные вопросы, приготовляет этим путь республиканскому космополитизму.
Освобождение русской нации от татарского ига не повлекло за собою ни удаления духовенства с поприща политического, ни уменьшения его веса и влияния, ни религиозного равнодушия в классах высших, ни космополитизма в нравах и обычаях.
И там раньше провозглашения «прав человека» ни племенные объединения, ни изгнания иноверных или иноплеменных завоевателей не влекли за собой либерального космополитизма; не ослабляли религии; не уничтожали дотла и везде ни дворянских привилегий, ни монархического всевластия... Религия (какая бы то ни была) везде усиливалась и как бы обновлялась после этих объединений и изгнаний.
Но и здесь национальное единство, одновременное с очищением всей национальной почвы от чуждого владычества, не послужило к обезличению и космополитизму испанского характера.
Носители подобных взглядов искренне не замечали, что их космополитизм может быть истолкован в националистическом духе и восприниматься со стороны как великодержавный шовинизм численно и культурно доминирующего народа.
Можно сказать, космополитизм — это интернационализм капитала, интернационализм буржуазии.
Интернационализм — это космополитизм рабочего класса, «красный космополитизм».
Надо полагать, самые широкие читательские круги, которым эти издания предназначались, на весьма авторитетном «энциклопедическом» основании могли отождествлять социалистический интернационализм с социалистическим космополитизмом.
Модржинской «Космополитизм — империалистическая идеология порабощения наций» (1958), пожалуй, единственном обстоятельном исследовании проблем космополитизма в советской литературе, изображаются так: «Космополитизм, отрицающий национальный суверенитет, попирающий права народов на свободу и независимость, призывает к слиянию наций насильственным путём, требуя фактически порабощения и закабаления всех народов мира империализмом».
Общность космополитизма и интернационализма проявляется в попытках форсирования интеграционных, объединительных процессов в многонациональных сообществах, в ускорении сближения и слияния наций (это — «нормальный», «правильный» интернационализм).
Это скорее уже некий выхолощенный, «мелкобуржуазный» интернационализм, весьма далёкий от своего настоящего прародителя и предназначения, к тому же, как видим, вполне мирно объединённый со своим собратом и неприятелем космополитизмом.
Единственный способ преодоления национализма усматривается в космополитизме, в отказе от патриотизма, национальной гордости, в освобождении от ощущений национального в себе.
Полагая, что «нейтральное проявление национального духа почти невозможно», видимо, научившийся такому искусству автор утверждает: «Космополитизм не отрицает национального самосознания, национальной культуры»; всякому национализму должен быть противопоставлен «национальный альтруизм, то есть космополитизм — совмещающий любовь к своему отечеству с любовью ко всему миру» (Звезда.
Правда, и проповедники космополитизма в утверждении своих взглядов ведут себя порой не менее воинственно, чем шовинисты.
Современные троцкисты также не видят каких-либо различий между интернационализмом и космополитизмом.
Но в отличие от «чистых» космополитов — чистых от какого бы то ни было налёта классовости и классового понимания этого феномена — троцкисты понимают под космополитизмом интернационализм, который они якобы уберегли от национал-большевистских извращений.
Левые ненавидят дифференциацию потребления — страдания малоимущих и сверхобогащение десятков граждан, правые — стирание национальных границ, унификацию национального самосознания, потерю рабочих мест, утрату ясно выраженного национального суверенитета, угрозу космополитизма.
Главным недостатком классической системы является то, что она пропагандирует индивидуализм и космополитизм, оставляя за пределами анализа экономические проблемы нации.
Он писал, что «европейски образованным» людям «шовинизм и космополитизм представляются... противоположностями, принципиально, в корне отличными точками зрения».
Такой взгляд, будучи прежде всего религиозным, является вместе с тем национальным без эгоизма и универсальным без космополитизма.
Она может называться интернационализмом, космополитизмом, универсализмом или «вселенскостью», но она проходит определяющей чертой через всю русскую историю.
С македонским царём его сближала общая ненависть к персам, к варварству, а не глубокий космополитизм, как предполагали некоторые.
Правящая в то время партия была достаточно прогрессивной, умеренно милитаристской и делала робкие шаги к космополитизму.
Наиболее важное из всех культурных различий между людьми — различие между родовой замкнутостью и космополитизмом — и очерчивало национальные границы.
Ещё одно чувство, менее определённое и осознанное чем космополитизм, также играло некоторую роль в умах людей — преданность бесстрастию ума и путанному восхищению миром, который начинал открываться, миром величественным, огромным, трудно осознаваемым, в котором, по видимости, человек был обречён играть роль небольшую, но трагическую.
Но хотя стремление к космополитизму и было велико, племенное обособление было сильнее.
Ведь те вершины олицетворяли собой гражданский пафос и патриотизм, а новые властители дум собирались именно это отменить: место гражданского пафоса должен был занять негативизм, место патриотизма — космополитизм.
Именно к кинизму восходит идея «гражданина мира» — парадигма космополитизма.
Диалектика в общественно-политической жизни: личность и среда, личность и общество, личность и государство; царь и народ, вождь и масса, герой и толпа; индивид и коллектив, национализм и космополитизм, вероисповедность и экуменизм.
Греки впадают в самую обыкновенную общеевропейскую рационалистическую пошлость... Опять смешение, сближение, сходство, космополитизм идей и чувств.
Его обвинили в космополитизме, в преклонении перед иностранщиной, в недооценке отечественной науки и культуры.
По своей природе либеральная и социалистическая модели претендуют на глобализм, космополитизм.
Там написано, что он покривил душой, поддержав кампанию против космополитизма.