Ёмкость рынка — возможный объём реализации товаров и услуг, определяемый размерами и структурой фактически предъявляемого или будущего спроса. Характеризует ту часть совокупной общественной потребности, которая представлена на рынке, обеспечена денежным эквивалентом и удовлетворяется за счёт купли-продажи. Выделяют Ё. р. средств производства и Ё. р. предметов потребления. Ё. р. средств производства — фактическая или потенциальная потребность народного хозяйства в машинах, сырье, топливе и энергии, производственных услугах, размеры которой зависят от темпов развития различных отраслей общественного производства, его специализации, роста производительности труда и др. факторов, связанных с созданием и развитием материально-технической базы производства. Ё. р. предметов личного потребления — фактический или будущий спрос на потребительские блага и услуги. Говоря о пределах, в которых представленная на рынке общественная потребность в потребительских товарах и услугах отклоняется от действительных размеров совокупной общественной потребности, К. Маркс указывал:
«… количественная определенность этой потребности чрезвычайно эластична и изменчива. Она только кажется фиксированной. Если бы жизненные средства были дешевле или денежная заработная плата была бы выше, то рабочие покупали бы их больше…» (Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 206).
Ё. р. предметов личного потребления имеет объективную тенденцию к расширению, материальной основой которой является, как указывал В. И. Ленин, процесс возрастания уровня потребностей населения. Масштабы расширения Ё. р. зависят от социально-экономических факторов: степени и уровня развития товарного производства и производит. сил общества. роста национального дохода, соотношения между потреблением и накоплением. пропорций между производством средств производства и производством предметов потребления. уровня денежных доходов, политики цен и др., которые в конечном итоге определяют объём и структуру спроса населения, а также организаций, предприятий и учреждений на товары и услуги.
Характер и темпы процесса расширения Ё. р. зависят прежде всего от общественного строя. В капиталистическом обществе большую долю совокупного общественного продукта присваивают эксплуататорские классы. Стремление получить максимальную прибыль и конкурентная борьба побуждают капиталистов к безграничному расширению производства. Однако свойственные капитализму тенденции к абсолютному и относительному ухудшению положения трудящихся ведут к одновременному ограничению потребления товаров народными массами и, следовательно, сдерживают расширение Ё. р., что чрезвычайно обостряет проблему рынка.
«Империализм, — говорится в Программе КПСС, — бессилен решить эту проблему, ибо его закономерностью является отставание платежеспособного спроса трудящихся от роста производства» (1971, с. 28).
Совершенно иначе обстоит дело в социалистическом обществе, основным законом которого является всё более полное удовлетворение постоянно растущих потребностей трудящихся. Социализм создаёт наиболее благоприятные условия для постоянного планомерного расширения Ё. р. Рост Ё. р. в социалистическом обществе определяется планомерными изменениями пропорций между сферами и отраслями народного хозяйства, фонда личного потребления и денежных доходов населения, структуры производства товаров с учётом общественных потребностей в каждом из их видов и др. Социалистическое государство, определяя в народно-хозяйственных планах темпы роста этих показателей, проводя соответствующую политику цен, тем самым сознательно регулирует процесс расширения Ё. р. в интересах всего народа. О масштабах расширения Ё. р. в СССР можно судить по темпам роста розничного товарооборота. В 1970 он составил 155,2 млрд. руб., что почти в 3 раза больше, чем весь фонд личного потребления в 1950. Высокие темпы роста розничного товарооборота сохранятся и в 9-й пятилетке. В 1975 он увеличится в 1,4 раза по сравнению с 1970.
Лит.: Маркс К., Капитал, т.3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, гл. 10. Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн. собр. соч.,5 изд., т.1. его же. Развитие капитализма в России, там же, т. 3. Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971. Струмилин С. Г., На плановом фронте,. М., 1956. Корженевский И. И., Ёмкость рынка и методы её исчисления, М.,1962. Крутиков Ф. А., Теоретические основы определения ёмкости рынка, М., 1965.
Ф. А. Крутиков.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.