ПА́ФОС, -а, м.
1. Страстное воодушевление, подъем. Говорить с пафосом. □ [Клим] избегал пафоса, не позволял себе горячиться, а когда говорил то, что казалось ему особенно значительным, — понижал голос. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. Чрезмерная приподнятость тона речи. [Горева] играла всегда с захватывающим подъемом, горячо, но излишний ложный пафос, привитый ей в провинции, сильно вредил ее исполнению. Юрьев, Записки.
2. чего или какой. Воодушевление, энтузиазм, вызываемые какой-л. высокой идеей. Пафос созидательного труда. Революционный пафос. □ Миллионы ударников горят подлинным пафосом социалистического строительства, болеют за ту программу, которую они выполняют. Киров, Статьи и речи 1934. чего. Высокая идея, вызывающая такое воодушевление, энтузиазм. Пафосом этой статьи является борьба с тем отвлеченным взглядом на историю, согласно которому историческое движение обусловливается понятиями людей. Плеханов, В. Г. Белинский. Все наше искусство, весь его пафос направлен к становлению и утверждению высоких моральных ценностей правды! А. Н. Толстой, Лицо гитлеровской армии.
[Греч. πάθος]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
Как категория риторики пафос впервые был полно разработан Аристотелем, который наряду с пафосом выделял такие элементы риторики, как этос и логос. В трактовке Аристотеля, пафос представляет собой приём, при котором эстетика повествования передаётся через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей. Используя пафос, автор или оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные.
В более позднем представлении, в работах Гегеля, понятие пафоса расширилось, включая не только трагическую, но и торжественную возвышенную эстетику. Выделяют пафос героический, трагический, романтический, сентиментальный и сатирический. К пафосу традиционно прибегают авторы од, эпосов, трагедий.
Источник: Wipedia.org
ПА'ФОС, а, мн. нет, м. [греч. pathos] (книжн.). 1. Страстное воодушевление, одушевление. Суровым пафосом звучал неведомый язык. Некрасов. Пафос всегда есть страсть, выжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее, — следовательно, страсть чисто духовная, нравственная. Белинский. 2. Воодушевление, энтузиазм, вызываемый чем-н. — В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов. Это очень хорошо. Но теперь этого недостаточно. Теперь это дело должны мы дополнить энтузиазмом, пафосом освоения новых заводов и новой техники, серьезным поднятием производительности труда, серьезным сокращением себестоимости. В этом теперь главное. Сталин [доклад на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) 7/I 1933 г.]. 3. Воодушевляющий, творческий источник, основной тон, идея чего-н. П. поэзии Пушкина — в ее человечности. Пафос шекспировой драмы «Ромео и Джульетта» составляет идея любви. Белинский. 4. Внешнее проявление одушевления, иногда производящее впечатление фальши (неодобрит.). Он не умеет говорить без пафоса.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
Пафос
1. город на Кипре
пафос
1. воодушевление, душевный подъём, возвышенный, торжественный или трагический стиль риторики
2. книжн. идея, замысел
Источник: Wiktionary.org