Несчастное сознание (нем. Unglückliche Bewußtsein) в философии Гегеля — этап развития Абсолютного Духа (а вместе с ним — и индивидуального сознания): утрата идеалов и опустошённость, «смерть Бога» [«Феноменология духа»: раздел 4]. Несчастное сознание приходит на смену счастливому или комичному; в истории человечества — соответствует переходу от Античности к Средневековью.
Французский неогегельянец Жан Ипполит предполагал, что тема несчастного сознания является магистральной для «Феноменологии духа» Гегеля. Несчастье состоит в том, что самость знает про себя; что она отнесена к действительности, которая, в то же время, от неё удаляется. Это делается всего очевидней в моменты понимания того, что несчастное сознание вытекает из опыта скептицизма.
Н. А. Бердяев полагал, что смысл несчастного сознания у Гегеля заключается в восприятии диалектических противоречий и собственной конечности.
А. К. Секацкий предлагает различать несчастное и трагическое сознание, поскольку первое — отличает пассивность и невовлечённость.
Французский неогегельянец Жан Ипполит предполагал, что тема несчастного сознания является магистральной для «Феноменологии духа» Гегеля. Несчастье состоит в том, что самость знает про себя; что она отнесена к действительности, которая, в то же время, от неё удаляется. Это делается всего очевидней в моменты понимания того, что несчастное сознание вытекает из опыта скептицизма.
Н. А. Бердяев полагал, что смысл несчастного сознания у Гегеля заключается в восприятии диалектических противоречий и собственной конечности.
А. К. Секацкий предлагает различать несчастное и трагическое сознание, поскольку первое — отличает пассивность и невовлечённость.
Источник: Wipedia.org