Мэмфорд — (Мамфорд) (Mumford) Льюис (1895-1990) — американский философ.Выступал против научно-технического прогресса, за возрождение ценностейсредневековья («Техника и цивилизация», «Миф о машине»). Резко критиковалмонополии и бюрократизацию общества. Работы Мэмфорда по градостроительствуи архитектуре оказали значительное влияние на урбанистику в США.
Источник: Энциклопедический словарь.
Мэмфорд (Mumford)
Льюис (р. 19.10. 1895, Флашинг, Нью-Йорк), американский философ. Профессор Станфордского (1942-44), Пенсильванского (1951-59) университетов и Массачусетсского технологического института (1957-60). Теоретические и политические взгляды М. претерпели значительную эволюцию — от либерально-реформистских иллюзий 20-30-х гг., когда М. активно поддерживал
«новый курс» президента Ф. Рузвельта, к социально-пессимистическим, консервативным убеждениям. Многочисленные работы М. посвящены социальным проблемам техники, истории городов и процессам урбанизации, утопической традиции в общественной мысли. Книги
«Брёвна и камни» (1924), «Городская культура» (1938), «Развитие городов» (1945), «Город в истории» (1961) и др. по теории градостроительства и архитектуры оказали большое влияние на урбанистику в США. В работах
«Техника и цивилизация» (1934), «Искусство и техника» (1952) и особенно в «Мифе о машине» (1967-70) М. выступает как один из крайних представителей технологического детерминизма. Основную причину всех социальных зол и потрясений современной эпохи М. видит в возрастающем разрыве между уровнями технологии и нравственности, который, по его мнению, уже в недалёком будущем угрожает человечеству порабощением со стороны безличной Мегамашины, т. е. предельно рационализированной, технократическими организации общества. Научно-технический прогресс со времён Ф. Бэкона и Г. Галилея М. называет
«интеллектуальным империализмом», жертвой которого пали гуманизм и социальная справедливость. Наука трактуется М. как суррогат религии, а учёные — как сословие новых жрецов. Поэтому М. призывает остановить научно-технический прогресс и возродить ценности средневековья, которое он ныне изображает
«золотым веком» человечества. Такая ретроградная позиция привела М. и к переоценке роли утопий. Если в «Истории утопий» (1922) он усматривала них программу преобразования общества на справедливых началах, то в послевоенные годы М. считает утопию «реализуемым кошмаром».
Политические взгляды М. крайне противоречивы и непоследовательны. Выступления против «холодной войны», в поддержку сосуществования двух систем, отстаивание буржуазно-демократических традиций от посягательств маккартизма и ультрареакционных кругов США, резкая критика с позиций либерализма засилья монополий, бюрократизации общества, подавления личности сочетаются у М. с откровенным антикоммунизмом.
Соч.: The culture of cities, L., 1946. In the. name of sanity, N. Y., 1954. The transformations of man, N. Y., 1956. The city in history, N. Y., 1961. The story of utopias, N. Y., 1962. Technics and civilization, N. Y., 1963. The myth of the machine, v. 1-2, N. Y., 1967-70. в рус. пер. — От бревенчатого дома до небоскреба, М., 1936.
Лит.: Осипов Г. В., Техника и общественный прогресс, М., 1959. Исторический материализм и социальная философия современной буржуазии, М., 1960.
Э. А. Араб-оглы.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.