МЕЦЕНА́Т, -а, м. Книжн. Богатый покровитель наук и искусств. [Ломоносов] не дорожил ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей. Пушкин, Путешествие из Москвы в Петербург. — Богач и меценат не видит бедности, в которой живет великий Бетховен. Никулин, России верные сыны.
[По имени римского политического деятеля и богача Мецената, покровительствовавшего кружку поэтов, в который входили Вергилий, Гораций, Проперций и др., и оказывавшего им материальную поддержку]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
Название происходит от имени знатнонина Гая Цильния Мецената (Мекената; лат. Gaius Cilnius Maecenas), который был покровителем искусств при императоре Августе. Будучи доверенным лицом императора Октавиана Августа он вёл государственные дела, не занимая никакой официальной должности, но будучи вместе с Агриппой самым влиятельным помощником Августа и принимая самое деятельное участие во всех действиях императора по устроению государства и упрочению власти. В своих отношениях к Августу он был свободен от низкопоклонства и заискивания и высказывал с полной свободой свои взгляды, нередко совершенно противоположные планам императора.
— журнал «Мир искусств»
Со временем меценатами стали называть богатых покровителей культуры, искусства и науки. Многие из них вошли в историю культуры наравне с выдающимися художниками, писателями, актерами, ибо способствовали развитию их творчества, процветанию искусства, приобщению широких масс к лучшим культурным достижениям. В качестве яркого примера меценатства можно привести семейство Медичи, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. Наибольшую известность они приобрели как спонсоры самых выдающихся гениев эпохи Возрождения.
В качестве ещё одного примера можно привести династию банкиров и общественных деятелей Ротшильдов, на протяжении XX века имевших наибольшее состояние в современной мировой истории. Они начинали своё восхождение к высшим слоям общества в конце XVIII века и в итоге опутали своей финансовой сетью практически все европейские дворы. История финансового успеха начиналась с антикварной лавки родоначальника династии Ротшильдов — Майера Амшеля. Скопив деньги, Майер открыл первый банк Ротшильдов, где можно было поменять деньги одних германских княжеств на другие, обменять и продать монеты и медали, антиквариат. Со временем эта тенденция лишь укрепилась — к середине XIX века половину своих активов Ротшильды вложили в произведения искусства. С одной стороны, эти инвестиции обеспечивали хороший фонд семьи на случай потрясения, а с другой — характеризовали Ротшильдов не столько как накопителей богатства, но и как людей, способных ценить прекрасное.
Развитие меценатства в России началось с XVIII, а во второй половине XIX века наступил его расцвет. В загородных дворянских усадьбах, в городских дворцах собирались замечательные коллекции памятников российского и западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Среди известных русских меценатов значатся Мамонтов, Морозов, Рябушинский, Бахрушин и Третьяковы.
Источник: Wipedia.org
МЕЦЕНА'Т, а, м. (книжн. и ирон.). Богатый покровитель наук и искусств. [По имени богатого римского патриция эпохи Августа].
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);