Вы здесь

Значение слова "Григ"

Григ — (Grieg) Нурдаль (1902-43) — норвежский писатель, участник движенияСопротивления. Роман «Корабль идет дальше» (1924) из жизни моряков.антивоенные, антиимпериалистические драмы «Наша слава и наше могущество»(1935), «Поражение» (1937). антифашистские стихи и публицистика. Основалпрогрессивный журнал «Veien frem» (1936-37).


Эдвард (1843-1907) — норвежский композитор, пианист, дирижер.Крупнейший представитель национальной композиторской школы, яркопретворивший в своих сочинениях норвежский музыкальный фольклор. 2 сюитыиз музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1888, 1896), сонаты для скрипки сфортепьяно и виолончели с фортепьяно. Концерт для фортепьяно с оркестром(1868), «Лирические пьесы» для фортепьяно (10 тетрадей, 1867-1901),вокальные сочинения (ок. 150 романсов и песен). В произведениях Григавоплощены образы северной природы, картины народной жизни.

Источник: Энциклопедический словарь.

Григ (Edward Grieg) — известный норвежский композитор. род. в 1843 г.. учился в Лейпцигской консерватории. Написал концерты для фортепиано, сонаты для фортепиано и скрипки, баллады, Lieder для альта, увертюры, симфонии, музыку к драматической поэме Ибсена "Peer Gynt". Некоторые отдельные номера этой музыки пользуются большим успехом. Н. С.

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.

Григ (Grieg)

Нурдаль (1.11.1902, Берген, — 2.12.1943, под Берлином), норвежский писатель. В первом сборнике стихов Г. «Вокруг мыса Доброй Надежды» (1922), в романе «Корабль идёт дальше» (1924, рус. пер. 1926), в сборнике стихов

«Камни в потоке» (1925) в романтической форме отразились впечатления путешествий Г, Изучал филологию в университетах Осло и Оксфорда. В 1925 Г. написал диссертацию о Р. Киплинге, а в 1932 книгу эссе «Рано умершие» (о Дж. Китсе, П. Б. Шелли, Дж. Г. Байроне и др.). В 1927 опубликовал

«Китайские дневники» и экспрессионистскую драму на библейский сюжет «Варрава», в которой впервые прозвучала основная тема творчества Г. — необходимость и оправданность революции. Жизнеутверждающие мотивы лирического сборника «Норвегия в наших сердцах»

(1929) уступают место социальному пессимизму в драме «Атлантический океан» (1932, рус. пер. 1935). После пребывания в СССР в 1933-35 Г. становится убеждённым марксистом. В драме «Наша слава и наше могущество» (1935, рус. пер. 1936) появился новый герой — народ. В пьесе

«Но завтра…» (1936) тема антагонизма между капиталистами и нацией раскрыта в традиционной форме психологической драмы. В 1936-1937 Г. издавал литературно-общественный журнал «Вейен фром» («Veien from»), на страницах которого выступал против фашизма и угрозы новой войны. В 1937 в качестве военного корреспондента участвовал в Национально-революционной войне испанского народа 1936-39, нашедшей отражение в публицистическом сборнике

«Испанское лето» (1937, рус. пер. 1938) и в романе «Мир ещё должен стать молодым» (1938). В народно-героической драме Г. «Поражение» (1937) изображены события Парижской Коммуны 1871. После захвата гитлеровцами Норвегии (1940) Г. принимал участие в военных действиях против оккупантов. Погиб на борту бомбардировщика во время воздушного налёта на Берлин. Его стихи распространялись подпольно в Норвегии (позднее вошли в сборники «Свобода», изд. 1945, «Надежда», изд. 1946).

Соч.: Samlede verker, bd 1-7, Oslo, 1947. Samlede verker, 2 utg., bd 1-3, Oslo, 1952. в рус. пер. — Избранное, М., 1953. Избранное, М., 1956. Пьесы, М., 1959. Избранная лирика, М., 1969.

Лит.: Крымова Н. И., Нурдаль Григ, М., 1965. Неустроен В. П., Норвежская литература, в кн.: История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1, [М.], 1969. Нурдаль Григ. Биобиблиографический указатель, М., 1958: , Nag М., Streiflys. Nordahl Grieg p7/0702925.tif my. Essays, Oslo, 1967.

Н. Григ


Григ (Grieg)

Эдвард (15.6.1843, Берген, — 4.9.1907, там же), норвежский композитор, пианист, дирижёр и общественный деятель. Крупнейший представитель норв. композиторской школы. Предки Г. были выходцами из Шотландии, отец исполнял обязанности британского консула в Бергене. Игре на фортепиано учился у своей матери, пианистки-любительницы. В 1862 окончил Лейпцигскую консерваторию как пианист и композитор и вернулся на родину. В 1863-66 жил в Копенгагене (Дания), где некоторое время пользовался советами датского композитора Н. Гаде. Пробуждению у Г. глубокого интереса к норвежскому народному творчеству способствовали скрипач, композитор и фольклорист У. Булль и композиторы Р. Нурдрок и Х. Хьерульф. В Копенгагене Г. совместно с Р. Нурдроком и несколькими датскими композиторами основал концертную организацию

«Евтерпа» (от имени греческой музы) с целью пропаганды произведений скандинавских композиторов. С 1866 Г. поселился в Кристиании (Осло), где дирижировал концертами филармонического общества, основал специальное музыкальное учебное заведение — Музыкальную академию и (совместно с Ю. Свенсеном) Музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). С конца 70-х гг. 19 в. Г. вместе с женой камерной певицей Н. Хагеруп, исполнявшей его песни и романсы, совершил ряд концертных поездок по странам Западной Европы, выступая как пианист и дирижёр. В 1880-82 руководил в Бергене музыкальным обществом «Гармония».

С 1885 жил преимущественно в окрестностях Бергена, в своей вилле Трольхауген. В 1888 в Лейпциге произошло знакомство Г. с П. И. Чайковским, перешедшее вскоре в дружеские отношения. В 1889 избран член французской академии, в 1893 доктором музыки Кембриджского университета, в 1906 — Оксфордского университета. почётный доктор Берлинской академии (1897).

Композиторская деятельность Г. протекала в период подъёма норвежской литературы и искусства, в обстановке борьбы норвежского народа за свою независимость. Г. был горячим патриотом, певцом родной страны. Подлинно народный художник, он возвысил норвежскую музыку до вершин мировой классики, творчески переработал и обобщил коренные черты музыкального фольклора Норвегии, соединив его с самобытно воспринятым опытом европейской классической и романтической музыки. Наиболее ярко композиторское дарование Г. проявилось в камерных инструментальных и вокальных произведениях. В них нашли отражение лирическое настроения, образы северной природы, поэтические картины народной жизни (10 тетрадей «Лирических пьес», 1867-1901, и др.).

Много работая в жанре миниатюры, Г. уделял большое внимание и крупным формам. В камерных ансамблях (3 сонаты для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, 2 струнных квартета) и концерте для фортепиано с оркестром (1868), принёсшем композитору мировую славу, Г. дал своеобразную трактовку циклических форм инструментальной музыки, создав яркие по силе лиризма и национального характера сочинения. Оркестровые симфонические сочинения Г. относятся к типу сюиты или программной миниатюры. Лучшие оркестровые произведения Г. связаны с литературной программой, им свойственны поэтичность, меткость музыкальных характеристик, завершённость формы, красочность инструментовки. Мировой известностью пользуются 2 сюиты Г. из музыки к драме Г. Ибсена

«Пер Гюнт» (1874-75), в которой композитор дал своё поэтическое прочтение текста, усилив его лирические черты. На основе поэзии Б. Бьёрнсона возникли произведения оперного («Улаф Трюгвасон», 1873, неокончен, концертное исполнение 1889) и сценического (музыка к драме «Сигурд Крестоносец», 1872)

плана, раскрывающие образы героического норвежского эпоса. Вокальное творчество Г. также обширно и оригинально — от простой лирической песни («Песня Сольвейг» и др.) до психологически углублённого вокального цикла

(«Девушка с гор»). Песни и романсы Г. созданы преимущественно на слова скандинавских поэтов (Г. Ибсен, Б. Бьёрнсон, А. Мунк, А. Гарборг, О. Винье, Х. К. Андерсен, Х. Драхман и др.).

Г. — автор произведений для хора, обработок норвежских песен и танцев для фортепиано, а также переложений для фортепиано некоторых своих оркестровых и вокальных сочинений, транскрипций для 2 фортепиано в 4 руки четырёх сонат В. А. Моцарта. Опубликовал ряд статей, посвященных творчеству норвежских и датских композиторов, Р. Вагнера, В. А. Моцарта, Р. Шумана, Дж. Верди и др.

Соч.: Arlikier og taler, Oslo, 1957. Избр. статьи и письма, пер. [с норв.], М., 1966.

Лит.: Финдейзен Н., Эдвард Григ. Очерк его жизни и музыкальной деятельности, СПБ — М., 1908. Асафьев Б. В., Григ, М. — Л., 1948. Кремлёв Ю., Эдвард Григ, М., 1958. Левашёва О., Эдвард Григ, М., 1962. Finck Н. Т., Edvard Grieg, Stuttg., 1908. Schjelderup G. und Niemann W., Edvard Grieg, Lpz., 1908. Johansen D. M., Edvard Grieg, Oslo, 1956.

О. Е. Левашёва.

Э. Григ.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.